Магадха и Маурьи. Греки, кушаны. Буддизм и дхармы. Гупты.



Первые века после индоарийского завоевания окутаны дымкой легенд. Но в течение первого тысячелетия до н.э. на полуострове начинают формироваться государства, наиболее сильным из которых стала Магадха, расположенная в долине Ганга. Некий Чандрагупта (по преданию вайшья) захватил в нем власть и превратил в империю, охватившую весь индийский субконтинент. По имени установленной династии новорожденная империя называется державой Маурьев.

Вскоре у традиционной индийской религии появился опасный конкурент - буддизм. Он вырос из традиционных представлений, но прошедших интеллектуальную переработку. Характер этой переработки наглядно проявляется в представлении о метампсихозе - перерождении.

В традиционном представлении индоариев, душа человека после его смерти воплощается в новом живом существе. Что это за существо и какая ждет его судьба, зависит от поступков, совершенных в предыдущей жизни.

Буддизм же говорит о "дхармах". Дхармы, в упрощенном понимании, представляют кусочки некоей мозаики из которых "собирается" личность. После смерти индивида они разлетаются, смешиваются с другими дхармами и образуют новую личность. То есть, бессмертна не душа, а дхарма, которая терпит боль и получает наслаждение.

Когда в Индии возникла держава Маурьев, ее царю Ашоке (внуку Чандрагупты) буддизм показался более приемлемой идеологией для централизованной империи, чем древние ведические культы, теснее связанные с локальными правителями и сообществами. Как мы знаем, данная коллизия повторялась неоднократно, унифицированные религии вытесняли культы древних богов (зороастризм в персидской империи, христианство в римской, ислам в арабской). Однако, из всех оформленных идеологий подобного рода, буддизм оказался наименее пригоден в качестве идеологии централизации. Империя Маурьев существовала менее полутора веков и распалась, после чего Индия превратилась в объект вторжений с Северо-Запада (греко-бактрийцы - наследники Александра Македонского, ираноязычные кочевники саки и кушаны).

Во втором веке нашей эры правителям все той же области в долине реки Ганг удалось создать новую национальную державу. Она была менее обширна, чем империя Маурьев (занимая бассейны рек Инд и Ганг и не простираясь на юг полуострова) но более устойчива. Ее правители Гупты (по имени которых и называлась новая держава) также покровительствовали буддизму. От этой эпохи осталось большое количество памятников религиозной архитектуры и скульптуры

Держава Гуптов просуществовала три века, но в 6 в. н.э. стала отступать под натиском новых пришельцев с Северо-Запада - горцев эфталитов. Однако старая область Магадхи продолжала оставаться центром господства буддизма. В 7в. н.э. ее правитель Харши сделал еще одну попытку построения империи.

Но ситуация резко изменилась. В течение тысячелетия господства буддизма, древние ведические культы, изгнанные из столицы и брльшинства крупных городов, не умерли. Они былы тесно связаны с населением племен сельских районов. И, когда в 7 веке на Северо-Западе страны, под влиянием метисизации возникла новая этно-социальная группа - раджпуты, брахману Кумарилле удалось их принять реформированный брахманизм в качестве официального мировоззрения.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Начало "Махабхараты"

В царстве Куру жили двое царевичей: Панду - что значит "бледный", и Дхритараштра. Страной же управлял их дед Бхишма (отказавшийся от трона). Когда царевичи выросли, царем провозгласили Панду, ...
подробнее

Великая битва потомков Бхараты, часть 3

Бхимасена никак не мог победить своего противника (само имя "Дурьодхана" значит "искусно сражающийся"). Тогда, по совету Кришны, Арджуна подал Бхимасене тайный знак, и тот ударил Каурава ...
подробнее

Остров Ланка

Во время полета Ханумана подстерегало множество опасностей. Меняя размеры тела, он сумел ускользнуть от разверстой пасти прародительницы змей Сурасы, затем счастливо избегнул гибели в лапах ...
подробнее

«Радостные проявления народного духа»

Рассказывая об обрядности той или иной традиционной культуры, никак нельзя обойти вниманием народные религиозные праздники, эти, по выражению А. Н. Афанасьева, «радостные проявления народного ...
подробнее

Великая битва потомков Бхараты, часть 2

После Бхишмы армию Кауравов возглавил Дрона. Он решил захватить в плен Юдхиштхиру, дабы продиктовать ему условия мира. Тогда, опять же, по совету Кришны, Пандавы пошли на хитрость. Могучий ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru