Магадха и Маурьи. Греки, кушаны. Буддизм и дхармы. Гупты.



Первые века после индоарийского завоевания окутаны дымкой легенд. Но в течение первого тысячелетия до н.э. на полуострове начинают формироваться государства, наиболее сильным из которых стала Магадха, расположенная в долине Ганга. Некий Чандрагупта (по преданию вайшья) захватил в нем власть и превратил в империю, охватившую весь индийский субконтинент. По имени установленной династии новорожденная империя называется державой Маурьев.

Вскоре у традиционной индийской религии появился опасный конкурент - буддизм. Он вырос из традиционных представлений, но прошедших интеллектуальную переработку. Характер этой переработки наглядно проявляется в представлении о метампсихозе - перерождении.

В традиционном представлении индоариев, душа человека после его смерти воплощается в новом живом существе. Что это за существо и какая ждет его судьба, зависит от поступков, совершенных в предыдущей жизни.

Буддизм же говорит о "дхармах". Дхармы, в упрощенном понимании, представляют кусочки некоей мозаики из которых "собирается" личность. После смерти индивида они разлетаются, смешиваются с другими дхармами и образуют новую личность. То есть, бессмертна не душа, а дхарма, которая терпит боль и получает наслаждение.

Когда в Индии возникла держава Маурьев, ее царю Ашоке (внуку Чандрагупты) буддизм показался более приемлемой идеологией для централизованной империи, чем древние ведические культы, теснее связанные с локальными правителями и сообществами. Как мы знаем, данная коллизия повторялась неоднократно, унифицированные религии вытесняли культы древних богов (зороастризм в персидской империи, христианство в римской, ислам в арабской). Однако, из всех оформленных идеологий подобного рода, буддизм оказался наименее пригоден в качестве идеологии централизации. Империя Маурьев существовала менее полутора веков и распалась, после чего Индия превратилась в объект вторжений с Северо-Запада (греко-бактрийцы - наследники Александра Македонского, ираноязычные кочевники саки и кушаны).

Во втором веке нашей эры правителям все той же области в долине реки Ганг удалось создать новую национальную державу. Она была менее обширна, чем империя Маурьев (занимая бассейны рек Инд и Ганг и не простираясь на юг полуострова) но более устойчива. Ее правители Гупты (по имени которых и называлась новая держава) также покровительствовали буддизму. От этой эпохи осталось большое количество памятников религиозной архитектуры и скульптуры

Держава Гуптов просуществовала три века, но в 6 в. н.э. стала отступать под натиском новых пришельцев с Северо-Запада - горцев эфталитов. Однако старая область Магадхи продолжала оставаться центром господства буддизма. В 7в. н.э. ее правитель Харши сделал еще одну попытку построения империи.

Но ситуация резко изменилась. В течение тысячелетия господства буддизма, древние ведические культы, изгнанные из столицы и брльшинства крупных городов, не умерли. Они былы тесно связаны с населением племен сельских районов. И, когда в 7 веке на Северо-Западе страны, под влиянием метисизации возникла новая этно-социальная группа - раджпуты, брахману Кумарилле удалось их принять реформированный брахманизм в качестве официального мировоззрения.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

«Бхагавад-гита»

Единственным, кто смог переубедить Арджуну, оказался Кришна, раскрывший герою учение дхармы. Это была знаменитая «Бхагавад-гита» («небесная песнь»), которая прогнала печаль Арджуны и побудила его к сражению. Есть в чувствах телесных и радость, и горе; Есть холод и жар; но пройдут они вскоре; Мгновенны они... О, не будь с ними связан, О Арджуна, ты обуздать их обязан! Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин, Кто стоек в несчастье, кто ...
подробнее

Шива — миротворение и космический танец

Что касается Шивы, этот бог — одновременно разрушитель и созидатель, поэтому его называют Махадева («великий бог»), Махешвара («великое сущее») и Бхава («сущее»). Шива организует мир посредством своего оргиастического танца тандава; в пуранах говорится, что мировой змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал аскетические подвиги, чтобы оказаться допущенным к лицезрению танца Шивы.
подробнее

Великая битва потомков Бхараты, часть 4

Долго и счастливо правил Юдхиштхира и его братья. Но вот, на тридцать шестой год после великой битвы на Курукшетре пришла в Хастинапур страшная весть о гибели царства Кришны. Сбылось проклятие Ганхари. Уже давно было неладно в царстве ядавов. Предались многие люди злодействам, возненавидели брахманов и предков. Кришна учредил обряд очищения. Но ядавы учинили веселую попойку и святотатства. В сваре погиб и сын Кришны. ...
подробнее

Вамана

Миф о пятой аватаре Вишну, карлике Вамане, содержит в себе очевидный мотив ригведийского сюжета о трех шагах Вишну. Согласно этому мифу, царь демонов Бали (внук Прах-лады) своими аскетическими подвигами получил от Брахмы власть над тремя мирами и подчинил себе богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну, и тот, вняв мольбам, воплотился в уродливого карлика Ваману, сына мудреца Кашьяпы. Он пришел к Бали просить милостыни, и тот пообещал карлику все, чего Вамана ни пожелает. Карлик пож ...
подробнее

Яма

Индуистский пантеон включает в себя ряд божеств, неизвестных ведам, — Кубера, Карттикея, — и даже таких персонажей, которые не признавались в ведах богами, — это прежде всего относится к властителю царства мертвых Яме. В «Ригведе» Яма — еще смертный, сын Вивасвата, его имя встречается в перечислениях богов, но сам он богом нигде не называется. Чаще всего веды именуют Яму «правителем мертвых»; по «Ригведе», он был первым, кто умер, и тем самым открыл для других люд ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru