Брахманы, раджпуты, касты. Индия и мусульмане. Современность.



Здесь мы сталкиваемся с чрезвычайно интересным и редким случаем успешной "мифологической реставрации". Случаи временного возврата язычества нередки: история Юлиана Отступника в Риме 3 в.н.э.; время Хакона Ярла в Норвегии конца 10 вв.; полабские славяне, шведы и Русь князя Святослава 10 в.н.э., Венгрия 11 в. н.э. Но везде данные попытки были недолговечны и заканчивались крахом. Однако, в случае с Индией история таки "повернулась вспять".

Разумеется, Кумарилла возродил не простое язычество. За время сосуществования с высокоинтеллектуальным буддизмом брахманы многому научились. Реформированное учение получило название "индуизм" и состоит в почитании Тримурти - триады великих богов: Брахма, Вишну, Шива. Первый олицетворяет творящий принцип вселенный, второй - сохраняющий, третий - разрушающий.

Надо сказать, что к такому триадизму тяготели многие индоевропейские (и не только) мифологические системы: греческая (соответственно, Зевс, Аполон, Дионис); древнепрусская - балтская (Диевас-Окопирм, Потримпс, Патолс); летто-литовская (Диевас, Перкунас, Велс). Но лишь в Индии он был доведен до совершенства.

Говорить о соответствии Брахмы, Вишну и Шивы определенным варнам нет оснований (хотя это и соблазнительно). Можно сказать лишь, Брахма не является объектом массового почитания, и, таким образом, мы имеем дело с "дуализмом" Вишну - Шива. Шиваизм охватывает верхи и низы индийского общества, в то время как вишнуизм господствует среди могущественного среднего класса страны. При этом если говорить о философских спекуляциях, то оба божественных принципа тяготеют к слиянию в некое единство и, таким образом, к монотеизму.

Раджпутам, несмотря на некоторую свою инородность, удалось войти в варну кшатриев (с этого времени "кшатрий" и "раджпут" стали почти синонимичными понятиями), окончательно сломить правителей Магадхи и искоренить в Индии буддизм. Децентрализованная система раджпутских княжеств под формальным правлением династии Праттихаров охватила почти всю страну. Эта система, возможно, являлась в некотором отношении возвратом к древнему устройству индоевропейцев на стадии великих походов 2 тыс. до н.э.

Грандиозные перемены произошли не только в области идеологии. Появилась система каст (которые иногда ошибочно отождествляют с варнами). Касты это не столько социальные, сколько профессиональные группы. Причем если брахманы и кшатрии/раджпуты практически не образовали каст, сохранив варновую целостность, то Вайшьи и шудры поделились на тысячи кастовых групп. Переход из одной касты в другую был крайне затруднен, почти невозможен. (Кстати, цыгане, вероятно, происходят от муштика и домба каст певцов и музыкантов, вышедших из Индии в конце первого тысячелетия нашей эры).

Однако, решив национально религиозную проблему, раджпутский индуизм не решил проблему, как бы сейчас сказали, безопасности страны. Дело в том, что когда в 11 в. н.э. в Индию начали вторгаться мусульманские армии Мухамеда Газневи и его преемников Гуридов, децентрализованные княжества раджпутов не могли им эффективно противостоять. Проблема усугублялась и малочисленностью военного сословия Индии и абсолютной невозможностью вооружить представителей иных каст по идеологическим причинам.

Индия стала жертвой завоевателей. Дальнейшее политическое развите страны происходило в русле мусульманской государственности. Двекрупнейшие державы средневековтя - Делийский султанат и империя Великих Моголов. Лишь на юге страны сохранялись независимые индуистские княжества.

Но здесь мы сталкиваемся с еще одним удивительным фактом. Индийская культура, сплоченная системой каст и индуистской религией оказалась настолько зрелой, что сумела противостоять идеологии завоевателей (в отличие от, например, зороастризма). Индуисты в течении всего времени оставались большинством населения страны. Более того, мусульманские владыки вынуждены были смириться с тем, что зачастую на местах сохраняли власть раджпутские князья. При императоре Акбаре (16 в.н.э.) была сделана попытка соединить исламскую и индуистскую доктрины, к сожалению неудачная. Тем не менее, в русле этих интегративных процессов возникла новае религия - сикхизм.

Индуизм пережил и английское завоевание и попытки христианизации. В настоящее время население страны составляет один миллиард человек, абсолютное большинство из которых составляют приверженцы традиционной религии. И, после обретения независимости в стране возникла религиозная индуистская партия - Бхарата Джаната Парти, которая в настоящее время является одной из главных партий Индии.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Брахма

В «Ригведе» Брахма не упоминается (в отличие от Брахмана). «Яджурведа» вкладывает в уста Верховного Существа (Атман-Брахман) такие слова: «От меня родился Брахма, он превыше всего, он Питамаха, ...
подробнее

Мифологема мировой горы

Меру — классическая, если позволительно так выразиться, ипостась мифологемы мировой горы. Последняя представляет собой образ мира, модель Вселенной, вариант мирового древа (в мифах эти два ...
подробнее

«Осевое время»

Эта ситуация — «осевое время» в терминологии немецкого философа К. Ясперса — породила в обществе духовное брожение. В восточных районах страны, где влияние брахманической религии было не столь ...
подробнее

Противники богов

Когда у главных богов пантеона такое количество соратников и помощников, вполне естественно ожидать, что и число противников божеств окажется не меньшим. Так на деле и есть; достаточно лишь ...
подробнее

Пуруша

Наконец, последний из мифов творения, встречающихся в «Ригведе» (он повторяется и в «Атхарваведе») — это миф о принесении в жертву первосущества и создании мира из его тела. В ведической традиции ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru