Брахманы, раджпуты, касты. Индия и мусульмане. Современность.



Здесь мы сталкиваемся с чрезвычайно интересным и редким случаем успешной "мифологической реставрации". Случаи временного возврата язычества нередки: история Юлиана Отступника в Риме 3 в.н.э.; время Хакона Ярла в Норвегии конца 10 вв.; полабские славяне, шведы и Русь князя Святослава 10 в.н.э., Венгрия 11 в. н.э. Но везде данные попытки были недолговечны и заканчивались крахом. Однако, в случае с Индией история таки "повернулась вспять".

Разумеется, Кумарилла возродил не простое язычество. За время сосуществования с высокоинтеллектуальным буддизмом брахманы многому научились. Реформированное учение получило название "индуизм" и состоит в почитании Тримурти - триады великих богов: Брахма, Вишну, Шива. Первый олицетворяет творящий принцип вселенный, второй - сохраняющий, третий - разрушающий.

Надо сказать, что к такому триадизму тяготели многие индоевропейские (и не только) мифологические системы: греческая (соответственно, Зевс, Аполон, Дионис); древнепрусская - балтская (Диевас-Окопирм, Потримпс, Патолс); летто-литовская (Диевас, Перкунас, Велс). Но лишь в Индии он был доведен до совершенства.

Говорить о соответствии Брахмы, Вишну и Шивы определенным варнам нет оснований (хотя это и соблазнительно). Можно сказать лишь, Брахма не является объектом массового почитания, и, таким образом, мы имеем дело с "дуализмом" Вишну - Шива. Шиваизм охватывает верхи и низы индийского общества, в то время как вишнуизм господствует среди могущественного среднего класса страны. При этом если говорить о философских спекуляциях, то оба божественных принципа тяготеют к слиянию в некое единство и, таким образом, к монотеизму.

Раджпутам, несмотря на некоторую свою инородность, удалось войти в варну кшатриев (с этого времени "кшатрий" и "раджпут" стали почти синонимичными понятиями), окончательно сломить правителей Магадхи и искоренить в Индии буддизм. Децентрализованная система раджпутских княжеств под формальным правлением династии Праттихаров охватила почти всю страну. Эта система, возможно, являлась в некотором отношении возвратом к древнему устройству индоевропейцев на стадии великих походов 2 тыс. до н.э.

Грандиозные перемены произошли не только в области идеологии. Появилась система каст (которые иногда ошибочно отождествляют с варнами). Касты это не столько социальные, сколько профессиональные группы. Причем если брахманы и кшатрии/раджпуты практически не образовали каст, сохранив варновую целостность, то Вайшьи и шудры поделились на тысячи кастовых групп. Переход из одной касты в другую был крайне затруднен, почти невозможен. (Кстати, цыгане, вероятно, происходят от муштика и домба каст певцов и музыкантов, вышедших из Индии в конце первого тысячелетия нашей эры).

Однако, решив национально религиозную проблему, раджпутский индуизм не решил проблему, как бы сейчас сказали, безопасности страны. Дело в том, что когда в 11 в. н.э. в Индию начали вторгаться мусульманские армии Мухамеда Газневи и его преемников Гуридов, децентрализованные княжества раджпутов не могли им эффективно противостоять. Проблема усугублялась и малочисленностью военного сословия Индии и абсолютной невозможностью вооружить представителей иных каст по идеологическим причинам.

Индия стала жертвой завоевателей. Дальнейшее политическое развите страны происходило в русле мусульманской государственности. Двекрупнейшие державы средневековтя - Делийский султанат и империя Великих Моголов. Лишь на юге страны сохранялись независимые индуистские княжества.

Но здесь мы сталкиваемся с еще одним удивительным фактом. Индийская культура, сплоченная системой каст и индуистской религией оказалась настолько зрелой, что сумела противостоять идеологии завоевателей (в отличие от, например, зороастризма). Индуисты в течении всего времени оставались большинством населения страны. Более того, мусульманские владыки вынуждены были смириться с тем, что зачастую на местах сохраняли власть раджпутские князья. При императоре Акбаре (16 в.н.э.) была сделана попытка соединить исламскую и индуистскую доктрины, к сожалению неудачная. Тем не менее, в русле этих интегративных процессов возникла новае религия - сикхизм.

Индуизм пережил и английское завоевание и попытки христианизации. В настоящее время население страны составляет один миллиард человек, абсолютное большинство из которых составляют приверженцы традиционной религии. И, после обретения независимости в стране возникла религиозная индуистская партия - Бхарата Джаната Парти, которая в настоящее время является одной из главных партий Индии.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Участь Ситы

Со смертью Раваны битва закончилась. Рама, как и обещал, сделал Вибхишану правителем Ланки, а сам попросил Ханумана найти Ситу. Тот привел Ситу к мужу, но Рама отказался принять ее: женщина, ...
подробнее

Ашваттха

Мировое древо индийской мифологии — фиговое дерево Ашваттха, которое укреплено корнями в небесах и нисходит к земле кроной, а в его ветвях раскинулись всевозможные плоскости бытия. «Ригведа» ...
подробнее

Остров Ланка

Во время полета Ханумана подстерегало множество опасностей. Меняя размеры тела, он сумел ускользнуть от разверстой пасти прародительницы змей Сурасы, затем счастливо избегнул гибели в лапах ...
подробнее

Харихара

Завершая рассказ о Шиве, вернемся немного назад — к индуистской триаде и к спору Вишну и Шивы за первенство в Тримурти. Индуистский пантеон включает в себя «производное» божество Харихара, ...
подробнее

Магадха и Маурьи. Греки, кушаны. Буддизм и дхармы. Гупты.

Первые века после индоарийского завоевания окутаны дымкой легенд. Но в течение первого тысячелетия до н.э. на полуострове начинают формироваться государства, наиболее сильным из которых стала ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru