Индра против Вритры (поединок Громовержца и Мирового змея).



Жена божественого мастера Тваштара была демоницей из рода асуров. Она родила сына-чудовище - трехглавого Вишварупу ("Обладающего множеством форм") и дочь-кобылицу Саранью.

Одни уста Вишварупы произносили гимны Вед, другие пили вино, а третьи грозили поглотить все вокруг. И был он великим аскетом и подвижником, а кроме того - жрецом богов.

Индра страшился все возрастающего могущества Вишварупы, но не мог убить брахмана, ибо это тягчайшее преступление. И бог грома призвал Триту - загадочное божество, принимающее на себя расплату за грехи людей и богов. Так Индра смог убить Вишварупу.

Когда он отрубал три головы дракона, из уст первой вылетели куропатки, из уст второй - вороны и ястребы, из уст третьей - перепела.

Отец Вишварупы Тваштар разгневался и, стремясь покарать Индру, из огня и сомы создал Вритру - безногого и безрукого змея, растущего с огромной скоростью. Вскоре Вритра поглотил мировые воды.

Боги двинулись на чудовище, но стоило тому открыть пасть, как они бежали. Индра же был проглочен змеем.

Тогда Шива наслал на Вритру зевоту. Индра вышел наружу и снес змею голову. Из черепа чудовища бог грома сделал чашу, а тело рассек надвое. Благая часть Вритры стала затем луною, из демонической возникли чрева всех живых существ, кровь же породила петухов.

Один из важнейших сюжетов, связанных с Богом Грома - его борьба со змеевидным чудовищем (Тор и Мировой змей - скандинавы; Зевс и Тифон - греки; Индра и Вритра - индийцы; Бог Грозы и Иллуянка - хетты) или демоническими великанами (турсы, етуны, тролли - скандинавы; титаны, гиганты - греки; асуры, ракшасы - индийцы). Здесь бог выполняет ярко выраженную функцию охранителя мира от сил хаоса. Миф об Иллуянке является хеттским вариантом сюжета о борьбе Бога Грома с Мировым Змеем. Здесь Бог грозы вначале потерпел поражение от змея Иллуянки, который отнял у бога сердце и глаз. Чтобы восстановить утраченное могущество, Бог грозы женился на дочери смертного человека и произвел на свет сына. Когда сын вырос, он, в свою очередь посватался к дочери змея, потребовав в качестве приданого, сердце и глаз своего небесного отца. Получив свои сердце и глаз, Бог Грозы, воспрянув с силами, поразил Иллуянку молнией (в некоторых вариантах мифа в этом ему помогала богиня Инара). К сожалению, при этом погиб и сын бога, стоявший рядом со змеем.

На этом беды Тваштара не кончились. Он владел коровой, вымя которой источало сому. Хранителем той коровы был мудрый Дадхьянч. Но Ашвины выпытали у Дадхьянча тайну сомы, передав ее Индре.



Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

АУМ

С «формальной» точки зрения АУМ представляет собой биджа-мантру (короткая мантра из одного слога), состоящую из трех звуков, каждый из которых, в свою очередь, символизирует конкретную функцию по отношению ко Вселенной. А — предвечная энергия; У — энергия творения; М — природная энергия, энергия воды. Совокупно эти три звука выражают суть Вселенной. (Эти три звука, вдобавок, отождествляются с верховной триадой индуистского пантеона: А — с Брахмой, У — с Вишну и М — с Шивой ...
подробнее

Воплощения Вишну

В этот миг на совете богов появился Вишну, к которому боги и воззвали: «Ради блага всего живого во Вселенной мы обращаем к тебе свои молитвы! Монарх Дашаратха, правитель Айодхьи, добродетельный и щедрый, сияющий, как риши, имеет три жены, славных своим целомудрием и добродетелью. О Вишну, прояви себя в четырех обликах и воплотись их сыновьями! Сыграй роль смертного и в сражении победи Равану, могущественного мучителя миров, перед которым боги бессильны. Опьяненный своей безм ...
подробнее

Три пути праведников

В «Бхагавадгите», составной части «Махабхараты», возничий героя Арджуны Кришна говорит о трех путях праведного поведения (путь действия, путь знания и путь богопочитания) и выше всего ставит первый путь: Исполни свой долг, назиданье усвоя: Воитель рожден ради правого боя. Воитель в сраженье вступает, считая, Что это — ворота отверстые рая, А если от битвы откажешься правой, Ты, грешный, расстанешься с честью и славой. Ты буд ...
подробнее

«Еретические праздники»

Разумеется, этими десятью празднествами список индийских народных праздников не исчерпывается. Как уже говорилось, праздников в Индии насчитываются сотни, но далеко не все из них имеют общеиндийское значение. В каждом храме, посвященном какому-либо божеству, отмечаются собственные праздники. «Как правило, каждый индус выбирает для себя несколько религиозных церемоний, в которых принимает участие, а есть и такие, как, например, члены касту баулов, которые ни участвуют ни в одной» (Альбедиль). ...
подробнее

Харихара

Завершая рассказ о Шиве, вернемся немного назад — к индуистской триаде и к спору Вишну и Шивы за первенство в Тримурти. Индуистский пантеон включает в себя «производное» божество Харихара, которое является комбинацией Вишну (Хари) и Шивы (Хара). Упоминания об этом божестве впервые встречаются в пуранах. Согласно пураническому мифу, Лакшми и Дурга выясняли, чей муж более велик, и Вишну, чтобы доказать им свое превосходство, вошел в тело Шивы; так возник Харихара. По другой версии мифа, Шива однажды попросил В ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru