Аватары Вишну



– Рыба, спасшая Ману от потопа;
– Черепаха, помогавшая добыть амриту из океана;
– Вепрь, клыком своим извлекший землю, провалившуюся в преисподнюю;
– Нарасимха - человеколев (жестокий владыка асуров Хираньякашипу хвастался, что получил от Прародителя дар, делавший его неуязвимым для богов и демонов, людей и зверей. Но Нарасимха вышел из колонны и растерзал асура);
– Карлик, выпросивший у внука Хираньякашипу Бали себе владение, которое он сможет покрыть тремя своими шагами (после чего карлик неизмеримо вырос и двумя шагами покрыл небо и землю, оставив Бали подземный мир);
– Парашурама (воинственный брахман, своим топором крушивший головы воинов-кшатриев);
– Рама (герой знаменитого эпоса "Рамаяна");
– Кришна, избавивший землю от злого тирана Кансы;
– Будда;
– Калкин, всадник на белом коне с огненным мечом (он явится в конце мира и покарает неправедных владык).

Однажды боги и асуры захотели вечной жизни. По совету Вишну они решили сбивать молочный океан, дабы приготовить амриту, напиток бессмертия. Вместо веревки был взят царь змей-нагов Васуки, мутовкой служила гора Мандара. Царь черепах (аватара Вишну) держал ее на дне океана. Асуры взяли великого змея за голову, боги за хвост и сотни лет сбивали океан.

Из вод появились:

– месяц;

– богиня любви. Красоты и брака Лакшми (ставшая женой Вишну);

– апсары, небесные танцовщицы;

– хмельной напиток сура;

– белый конь Уччайхшравас (его забрал Индра);

– волшебный камень;

– белый слон Айравата (ставший ваханой Индры);

– чудесное дерево Париджита (оно также досталось Индре);

– бог врачевания Дханвантари с чашей амриты в руках.

– страшный яд калакута, грозивший уничтожить все живое (чтобы спасти мир, Шива выпил яд, отчего у великого бога посинела шея).

Асуры пытались завладеть чашей с амритой, но, благодаря хитрости Вишну, она досталась богам, которые и принялись по очереди пить драгоценный напиток. Так демоны лишились надежды на бессмертие. И лишь Раху - гигантский дракон, приняв облик бога, пробрался к чаше и принялся пить. В этот момент солнце и месяц опознали демона, а Вишну отсек ему голову своим сверкающим диском. Но так, как амрита успела дойти асуру до горла, голова стала бессмертной. Отныне она летает по небу, заглатывая луну и солнце (мстя, таким образом, за разоблачение). Однако, светила выходят наружу через отверстие в шее - вот отчего происходят солнечное и лунное затмения. Тело же Раху - змеиный хвост иногда появляется на небесах в виде кометы.

Асуры в гневе настигли богов, и произошла жесточайшая битва. Боги прогнали их под землю и на дно океана.



Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Дхарма и ее соблюдение

«Представление о дхарме является центральным для эпоса. Главный герой поэмы Юдхиштхира зовется "сыном дхармы" и "царем дхармы", поле Куру, на котором происходит решающая битва, именуется "полем дхармы", сама битва — "битвой за дхарму", и борьба между героями эпоса ведется не только на материальном, военном уровне, но и на духовном, нравственном: "где дхарма, там победа", — многократно возглашает "Махабхарата"» (Гринцер). Главные действующие лица «Махабхара ...
подробнее

Карна

В миг, когда все собравшиеся восхваляли Арджуну, на поле появился незнакомец. Это был Карна, первенец Кунти, воспитанный ненавистником кшатриев Парашурамой (аватара Вишну); Парашурама учил Карну, думая, что наставляет брахмана. Когда же выяснилось, что Карна -- кшатрий, было уже поздно: он успел перенять от учителя все знания. Разгневанный Парашурама проклял ученика и предсказал, что тот будет побеждать во всех сражениях, кроме последнего, когда неверно выберет оружие, и э ...
подробнее

Кашьяпа

Риши Кашьяпа — одна из наиболее значимых фигур в индийской мифопоэтической традиции. В «Шатапатха-брахмане» сообщается, что он участвовал в миротворении: бог-творец Праджапати создал сущее, воплотившись в черепаху, а Кашьяпа и есть черепаха (так переводится это имя); «поэтому говорят, что все живые существа — потомки Кашьяпы». В эпосе и пуранах Кашьяпа — сын Брахмы или праджапати Маричи, муж 13 дочерей праджапати Дакши. Потомки Кашьяпы от этих жен — дайтьи от Дити, данавы от Дану, от Адити адит ...
подробнее

Миф о творении в упанишадах

В упанишадах появляется миф о творении, который современные исследователи иногда называют «натурфилософской спекуляцией, сохраняющей исконную мифологическую основу». Подробнее всего этот миф изложен в «Брихадараньяка-упанишаде». Вначале не было ничего, и это Ничто было окутано голодом. Творец-смерть (ибо голод — это смерть) пожелал воплотиться и сотворил разум, а когда пошевелился и стал славословить себя, от его славословий родилась вода. Пена вод затвердела и стала землей, а из блеска творца, изнурившего ...
подробнее

Нарасинха

Четвертая аватара Вишну, Нарасинха, представляет своего рода «параллель» третьей аватаре. Брат-близнец демона Хираньякши, Хираньякашипу, захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился в небесном дворце Индры. Хираньякашипу обладал такой же неуязвимостью, как и его брат; он не мог умереть ни днем, ни ночью, ни в своем доме, ни вне его. Демон требовал поклонения себе, а все иные формы богопочитания в своих владениях запретил. Однако его собственный сын Пр ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru