Хранители мира



Одержав победу в войнах с асурами, Индра утвердился на троне небесного владыки. Помогавшие ему в этом боги разделили власть с богом грома. Брахма сделал их хранителями мира.

Индра получил власть над Востоком, который охраняет Айравата - вахана Индры, главный их четырех космических слонов, держащих землю. Вместе с Индрой, в его небесном городе Амаравати - семь небесных мудрецов Ангирасов, апсары и гандхарвы, святые отшельники и доблестные цари.

Яма, одетый в ярко красные одежды, правит югом, страной предков. Вахана Ямы - огненный буйвол, оружие - булава и петля, которой он улавливает души людей. Его трон охраняют два чудовищных пса Шарбара (дети Сарама), пестрые и четырехглазые. Слуги Ямы - кинкары, с красными волосами, острыми ушами и широкими пастями, одетые в черное, уносят умерших. Грешники здесь мучаются в огненной реке. Но в золотом дворце живут души праведников.

В авестийской традиции имеет место постепенное снижение образа Йимы, появляется мотив его грехопадения и последующего расчленения. В “Младшей Авесте” первопредком считается Гайомарт (“жизнь смертная”) - хозяин первого быка. Когда демоны умертвили их обоих, из семени Гайомарта произошла первая человеческая пара, а из семени Первобыка возникли бык, корова и другие полезные животные. Отсюда мы выходим на аналогии с двумя другими традициями: преданиями реликтовых арийских язычников Гиндукуша (кафиров) и скандинавской мифологией. У кафиров (или нуристанцев) демиург Имра, научивший людей молочному доению является верховным божеством, которое одновременно контролирует дорогу в загробный мир. В обеих скандинавских Эддах изображен исполин Имир, первосущество, выкормленное коровой Аудумлой и породившее великанов (и в какой-то мере богов). Один и его братья Вили и Ве убив Имира, сотворили из его тела мир: из плоти землю, из крови море, из костей горы, из черепа небесный свод, а из мозгов облака. Пара: Первобык и Первопредок - не есть ли это древнейший, наиболее архаичный вариант нашего тандема - Бог Земных Сил и Культурный Герой? В таком случае, Один и Митра - эти поздние образы, фактически поражают свои древние прототипы.

В отличие от других восточно - и центральноевропейских мифологии балтская относительно бедна образами Культурного Героя. Исключение составляет Совий, который “упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу “Хроники” Иоанна Малалы: С. однажды поймал вепря и отдал его девять селезенок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети сьели их, разгневанный С. решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые ему указал один из сыновей. Затем сын сам направился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро С. поведал сыну, что он изьеден червями и гадами. Тогда сын положил С. в дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчелами. Лишь после сожжения С. сказал сыну, что крепко спал, “яко детище в колыбели”. Литовцы, ятвяги, пруссы и др. названы в рассказе “совицею”, а С. - проводником в ад, который ввел трупосожжение, “чтобы они приносили жертву... Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу который ему солнце выковал” (Мифы народов мира, 1998. т. 2, с. 457). В данном случае мы видим две тесно связанные функции, совмещенные в одном персонаже - проводника душ в Другой Мир и первого умершего. Относительно первой из них прослеживается четкая аналогия между Совием и уже рассмотренными нами Гермесом и Меркурием. Что же касается образа первого умершего, то здесь балтская традиция особенно близка индоиранской.

Варуне принадлежит Запад. Он одет в белое. Его вахана - морское чудовище Макара, оружие - петля, которой он улавливает души погибших асуров (уходящие в подводное царство). Варуна живет в белом дворце на дне океана. Там цветут восхитительные сады с деревьями, покрытыми драгоценными камнями и птицами. Трон окружают макары - существа в виде корня лотоса, с головой слона или крокодила.

Варуна, менее однозначно чем божества с корнем “vel”, но все же отождествляется с Богом Земных Сил. В Ведах он - хранитель истины и справедливости, властелин космических вод. Варуна обладает магической силой, благосклонен к певцам, и жестоко карает за отступление от нравственного закона. Веревка и петля - его оружие, он как бы сковывает человека, которого хочет погубить. Этим, по мнению Ж. Дюмезиля (Дюмезиль, 1986), данный бог напоминает Одина (который по нашей гипотезе хотя и Герой, но вобрал в себя многие черты Бога Земных Сил). Как уже говорилось, в Ведах Варуна действует обычно в паре с Митрой (пара - Бог Земных Сил - Культурный Герой). Не случайно упоминавшийся в связи со скифо-сарматами Трита, оказавшись на дне колодца, взывает о помощи именно к Варуне.

Индоевропейский пантеон.

Севером правит Кубера - владыка гор, хозяин сокровищ, повелитель свирепых великанов якшей. Он одноглазый, с тремя ногами, одет в золотые одежды. Кубера перемещается на чудесной колеснице, влекомой гухьяками - полуконями, полуптицами. Его город окружен озерами, полными лотосов и стай лебедей. По берегам озер бродят слоны, антилопы, медведи. Дворец Куберы подобен белому облаку, окаймленному золотом.




Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Рамаяна

В Айодхе, столице царства Кошала жил царь Дашаратха. Вишну передал ему сосуд с напитком, который царь разделил между тремя своими женами. Старшей, Каушалье он отдал половину, а две другие, ...
подробнее

Мандала как абсолютная модель мироздания

Кульминация традиционного индийского представления о мироздании, абсолютная его модель — это мандала, символическая диаграмма мира. Мандала есть комбинация геометрических элементов, символически ...
подробнее

Похищение Ситы

Раздумывая над тем, как отомстить Раме, Равана решил похитить Ситу и унести ее на Ланку. По велению Раваны ракшас Марича принял облик золотого оленя и появился вблизи хижины отшельника. Сита ...
подробнее

Сакральное и мирское.

Две поэмы, два величайших творения человеческого духа. Два свидетельства о тех временах, когда космос, сотворенный богами и казавшийся безвременным и неизменным, начал оскудевать, изнашиваться и ...
подробнее

Вертикальная проекция мироздания

Мифологическое пространство структурируется, как правило, в двух направлениях — по вертикали и по горизонтали. Вертикальную проекцию представляет мировая ось — либо гора, как Меру или японская ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru