Хранители мира



Одержав победу в войнах с асурами, Индра утвердился на троне небесного владыки. Помогавшие ему в этом боги разделили власть с богом грома. Брахма сделал их хранителями мира.

Индра получил власть над Востоком, который охраняет Айравата - вахана Индры, главный их четырех космических слонов, держащих землю. Вместе с Индрой, в его небесном городе Амаравати - семь небесных мудрецов Ангирасов, апсары и гандхарвы, святые отшельники и доблестные цари.

Яма, одетый в ярко красные одежды, правит югом, страной предков. Вахана Ямы - огненный буйвол, оружие - булава и петля, которой он улавливает души людей. Его трон охраняют два чудовищных пса Шарбара (дети Сарама), пестрые и четырехглазые. Слуги Ямы - кинкары, с красными волосами, острыми ушами и широкими пастями, одетые в черное, уносят умерших. Грешники здесь мучаются в огненной реке. Но в золотом дворце живут души праведников.

В авестийской традиции имеет место постепенное снижение образа Йимы, появляется мотив его грехопадения и последующего расчленения. В “Младшей Авесте” первопредком считается Гайомарт (“жизнь смертная”) - хозяин первого быка. Когда демоны умертвили их обоих, из семени Гайомарта произошла первая человеческая пара, а из семени Первобыка возникли бык, корова и другие полезные животные. Отсюда мы выходим на аналогии с двумя другими традициями: преданиями реликтовых арийских язычников Гиндукуша (кафиров) и скандинавской мифологией. У кафиров (или нуристанцев) демиург Имра, научивший людей молочному доению является верховным божеством, которое одновременно контролирует дорогу в загробный мир. В обеих скандинавских Эддах изображен исполин Имир, первосущество, выкормленное коровой Аудумлой и породившее великанов (и в какой-то мере богов). Один и его братья Вили и Ве убив Имира, сотворили из его тела мир: из плоти землю, из крови море, из костей горы, из черепа небесный свод, а из мозгов облака. Пара: Первобык и Первопредок - не есть ли это древнейший, наиболее архаичный вариант нашего тандема - Бог Земных Сил и Культурный Герой? В таком случае, Один и Митра - эти поздние образы, фактически поражают свои древние прототипы.

В отличие от других восточно - и центральноевропейских мифологии балтская относительно бедна образами Культурного Героя. Исключение составляет Совий, который “упомянут западнорусским переписчиком во вставке 1261 к русскому переводу “Хроники” Иоанна Малалы: С. однажды поймал вепря и отдал его девять селезенок сыновьям, чтобы те их испекли. Узнав, что дети сьели их, разгневанный С. решил сойти в ад, но смог проникнуть туда лишь через девятые ворота, которые ему указал один из сыновей. Затем сын сам направился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. Восставший наутро С. поведал сыну, что он изьеден червями и гадами. Тогда сын положил С. в дерево, но тот наутро был изъеден комарами и пчелами. Лишь после сожжения С. сказал сыну, что крепко спал, “яко детище в колыбели”. Литовцы, ятвяги, пруссы и др. названы в рассказе “совицею”, а С. - проводником в ад, который ввел трупосожжение, “чтобы они приносили жертву... Андаю и Перкунасу, и Жворуне... и Телявелю-кузнецу который ему солнце выковал” (Мифы народов мира, 1998. т. 2, с. 457). В данном случае мы видим две тесно связанные функции, совмещенные в одном персонаже - проводника душ в Другой Мир и первого умершего. Относительно первой из них прослеживается четкая аналогия между Совием и уже рассмотренными нами Гермесом и Меркурием. Что же касается образа первого умершего, то здесь балтская традиция особенно близка индоиранской.

Варуне принадлежит Запад. Он одет в белое. Его вахана - морское чудовище Макара, оружие - петля, которой он улавливает души погибших асуров (уходящие в подводное царство). Варуна живет в белом дворце на дне океана. Там цветут восхитительные сады с деревьями, покрытыми драгоценными камнями и птицами. Трон окружают макары - существа в виде корня лотоса, с головой слона или крокодила.

Варуна, менее однозначно чем божества с корнем “vel”, но все же отождествляется с Богом Земных Сил. В Ведах он - хранитель истины и справедливости, властелин космических вод. Варуна обладает магической силой, благосклонен к певцам, и жестоко карает за отступление от нравственного закона. Веревка и петля - его оружие, он как бы сковывает человека, которого хочет погубить. Этим, по мнению Ж. Дюмезиля (Дюмезиль, 1986), данный бог напоминает Одина (который по нашей гипотезе хотя и Герой, но вобрал в себя многие черты Бога Земных Сил). Как уже говорилось, в Ведах Варуна действует обычно в паре с Митрой (пара - Бог Земных Сил - Культурный Герой). Не случайно упоминавшийся в связи со скифо-сарматами Трита, оказавшись на дне колодца, взывает о помощи именно к Варуне.

Индоевропейский пантеон.

Севером правит Кубера - владыка гор, хозяин сокровищ, повелитель свирепых великанов якшей. Он одноглазый, с тремя ногами, одет в золотые одежды. Кубера перемещается на чудесной колеснице, влекомой гухьяками - полуконями, полуптицами. Его город окружен озерами, полными лотосов и стай лебедей. По берегам озер бродят слоны, антилопы, медведи. Дворец Куберы подобен белому облаку, окаймленному золотом.




Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Пишачи

Если ракшасы царского рода, такие, как Равана, осмеливались бросать вызов богам, то «простые» ракшасы враждовали в основном с людьми. Самыми кровожадными среди них считались пишачи — демоны, ...
подробнее

Пуруша

Наконец, последний из мифов творения, встречающихся в «Ригведе» (он повторяется и в «Атхарваведе») — это миф о принесении в жертву первосущества и создании мира из его тела. В ведической традиции ...
подробнее

Индоевропейские боги в историческом аспекте, часть 6

Не менее значительные образы возникают и в русле "героического" развития типа. Здесь возможно проследить опять таки две младшие линии, сформировавшиеся, видимо, еще в период индоевропейского ...
подробнее

Солярные божествау

В поздней традиции имя Рудры стало одним из эпитетов Шивы. Как уже говорилось, многие божества индийского пантеона, особенно боги вед, нередко «дублируют» друг друга по своим функциям. Примером ...
подробнее

Гибель Раваны

В этот миг в ход сражения вмешались боги: Индра послал Раме свою колесницу. Поединок Рамы с Раваной заставил всех остальных замереть в изумлении: На ракшаса и человека в немом изумленье Два ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru