Рамаяна



В Айодхе, столице царства Кошала жил царь Дашаратха. Вишну передал ему сосуд с напитком, который царь разделил между тремя своими женами. Старшей, Каушалье он отдал половину, а две другие, Кайкейя и Сумитра допили остальное. В этом напитке заключалась сущность Вишну.

Через год жены родили сыновей: Каушалья Раму, Кайкейя Бхарату, Сумитри Лакшману и Шатрунгху. С юности царевичи сражались с ракшасами и побеждали их. Особенно выделялся Рама.

Рама взял в жены прекрасную Ситу (в качестве испытания натянув лук Шивы). Дашаратха решил передать ему престол.

Но Кайкейя заставила царя изменить свое решение, передать трон Бхарате и отправить Раму в изгнание на четырнадцать лет. После чего Дашаратха умер от горя, Бхарата, горячо любивший брата (ведь они оба являлись воплощениями Вишну) стал вести жизнь отшельника. Рама же с Ситой и Лакшманой ушли в лес.

На десятый год изгнания, раму, прекрасного как серебристый месяц, увидела Шурпанакха и воспылала страстью. Когда же ее претензии были отвергнуты (несколько грубо), она уговорила Равану похитить Ситу.

Ракшас Маричи, обернувшись золотым оленем, заманил Раму и Лакшману в чащу леса. Ситу же Равана схватил и унес в своей колеснице. Сын Гаруды, царь коршунов Джатая пытался спасти Ситу, но ракшас отрубил ему крылья. Умирая, Джатая рассказал все Раме.

Понимая, что борьба будет трудной, братья отправились в Кишкиндху, страну волшебных обезьян. Они встретили обезьяннего царя Сугриву (изгнанного своим могучим братом Валином) и его верного советника Ханумана (сына бога ветров Ваю). Рама и Лакшмана заключили с Сугривой союз.

Изгнанный царь обезьян вызвал Валина на поединок и во время схватки Рама из засады пронзил Валина стрелою. Сугрива вновь воссел на престол и, через некоторое время сотни тысяч волшебных обезьян и медведей двинулись на Ланку.

Сита тем временем жила на острове, окруженная кровожадными демоницами. Равана угрожал съесть красавицу, если она откажется стать его женой. Но Сита хранила верность Раме.

Советник Сугривы Хануман, умевший летать по воздуху, отправился на разведку. Когда он переносился через океан, его заметило морское чудовище, умевшее ловить существа за отбрасываемую ими тень. Но Хануман мгновенно уменьшился в размерах, проник через пасть внутрь монстра и разорвал тому сердце.

Пробравшись на Золотую Ланку, советник Сугривы ободрил Ситу, сказав, что ее супруг спешит на помощь.

Обезьяны и медведи достигли острова и построили мост через воды. Разыгралось великое сражение с ракшасами. Сын Раваны Индраджит ("победитель Индры"), став невидимым, с воздуха тяжело ранил Раму отравленной стрелой. Но прилетел великий Гаруда, и стрелы (то были заколдованные змеи), в страхе покинули тело царевича.

Тогда Равана разбудил Кумбхакарну, спавшего в своей пещере (для этого понадобилось пустить по его телу тысячи слонов). И исполин стал пожирать обезьян и медведей. Лакшмана сразился с Кумбхакарной и своими стрелами начал отсекать ракшасу руки, ноги и головы, но на их месте появлялось множество новых. Тогда Лакшмана сразил чудовище волшебным оружием Брахмы.

На следующий день Лакшмана схватился с Индраджитом. В этот раз, сын Раваны не совершил обычного жертвоприношения и не смог подняться в возду. Лакшмана снес ему голову стрелой Индры.

И вот, в бою встретились Рама и Равана. Десятиглавый пускал в сына Дашаратхи стрелы с головами львов, тигров и медведей. Но Рама поражал их еще в воздухе. Семь дней и ночей продолжался поединок. Наконец, Рама поразил царя ракшасов в сердце своей не имеющей равных по мощи стрелой. Ракшасы, лишенные надежды, бежали. Герои поставили царем на Ланке добродетельного Вибхишану, не участвовавшего в битве.

И Сита предстала перед Рамой со слезами счастья. Но тот отказался принять супругу, столь долго прожившую в доме врага. Тогда отвергнутая Сита приготовила себе погребальный костер и вошла в него. Внезапно пламя заколебалось, и в нем возник человек огромного роста в красном одеянии. Это был Агни, бог огня и жертвоприношения. Он подтвердил чистоту и невинность Ситы. Супруги вновь обрели счастье. Они вернулись в Айодху, где Бхарата уступил Раме трон.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Жертвоприношение первосущества в различных мифологических традициях

Этот сюжет имеет несомненную индоевропейскую основу, что подтверждается его присутствием и в иранской, и в скандинавской, и в славянской мифологиях и в мифологических системах других индоевропейских народов. Согласно иранской «Авесте», первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен мир. В скандинавской мифологии мир создается из тела первосущества Имира: из подмышек Имира, а также от трения его ног родились инеистые великаны: Из мяса Имира сделаны земли, из косточек — ...
подробнее

Кашьяпа

Риши Кашьяпа — одна из наиболее значимых фигур в индийской мифопоэтической традиции. В «Шатапатха-брахмане» сообщается, что он участвовал в миротворении: бог-творец Праджапати создал сущее, воплотившись в черепаху, а Кашьяпа и есть черепаха (так переводится это имя); «поэтому говорят, что все живые существа — потомки Кашьяпы». В эпосе и пуранах Кашьяпа — сын Брахмы или праджапати Маричи, муж 13 дочерей праджапати Дакши. Потомки Кашьяпы от этих жен — дайтьи от Дити, данавы от Дану, от Адити адит ...
подробнее

Свита Куберы

Иное положение среди богов занимают гандхарвы, которых «Атхарваведа» именует вредоносными духами: в эпосе и пуранах гандхарвы выступают как божественные певцы и музыканты, услаждающие слух богов на небесных пиршествах. В «Вишну-пуране» говорится, что гандхарвы родились из тела Брахмы: «Они (называются) гандхарвами, о дваждырожденный, оттого, что родились, впитывая (песни) от (богини речи) Вач. Эти существа Бхагаван Брахма сотворил, побуждаемый их творческими ...
подробнее

История Кришны

Некогда, в городе Матхуре правил царь Уграсена, известный своей праведностью. Однажды, его красавица жена заблудилась в лесу. Там ее увидел ракшас. Он принял облик супруга царицы и склонил ее к любовным ласкам. И родила красавица сына Кансу. При его рождении тучи заволокли небо, падали звезды, дрожала земля. Царевич рос удивительно быстро, но с раннего детства проявлял жестокий нрав, похищая и убивая малых детей. Когда же Канса подрос, он стал нападать на соседние страны, разоряя ...
подробнее

Брахманы, раджпуты, касты. Индия и мусульмане. Современность.

Здесь мы сталкиваемся с чрезвычайно интересным и редким случаем успешной "мифологической реставрации". Случаи временного возврата язычества нередки: история Юлиана Отступника в Риме 3 в.н.э.; время Хакона Ярла в Норвегии конца 10 вв.; полабские славяне, шведы и Русь князя Святослава 10 в.н.э., Венгрия 11 в. н.э. Но везде данные попытки были недолговечны и заканчивались крахом. Однако, в случае с Индией история таки "повернулась вспять". Разумеется, Кумарилла в ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru