Рамаяна



В Айодхе, столице царства Кошала жил царь Дашаратха. Вишну передал ему сосуд с напитком, который царь разделил между тремя своими женами. Старшей, Каушалье он отдал половину, а две другие, Кайкейя и Сумитра допили остальное. В этом напитке заключалась сущность Вишну.

Через год жены родили сыновей: Каушалья Раму, Кайкейя Бхарату, Сумитри Лакшману и Шатрунгху. С юности царевичи сражались с ракшасами и побеждали их. Особенно выделялся Рама.

Рама взял в жены прекрасную Ситу (в качестве испытания натянув лук Шивы). Дашаратха решил передать ему престол.

Но Кайкейя заставила царя изменить свое решение, передать трон Бхарате и отправить Раму в изгнание на четырнадцать лет. После чего Дашаратха умер от горя, Бхарата, горячо любивший брата (ведь они оба являлись воплощениями Вишну) стал вести жизнь отшельника. Рама же с Ситой и Лакшманой ушли в лес.

На десятый год изгнания, раму, прекрасного как серебристый месяц, увидела Шурпанакха и воспылала страстью. Когда же ее претензии были отвергнуты (несколько грубо), она уговорила Равану похитить Ситу.

Ракшас Маричи, обернувшись золотым оленем, заманил Раму и Лакшману в чащу леса. Ситу же Равана схватил и унес в своей колеснице. Сын Гаруды, царь коршунов Джатая пытался спасти Ситу, но ракшас отрубил ему крылья. Умирая, Джатая рассказал все Раме.

Понимая, что борьба будет трудной, братья отправились в Кишкиндху, страну волшебных обезьян. Они встретили обезьяннего царя Сугриву (изгнанного своим могучим братом Валином) и его верного советника Ханумана (сына бога ветров Ваю). Рама и Лакшмана заключили с Сугривой союз.

Изгнанный царь обезьян вызвал Валина на поединок и во время схватки Рама из засады пронзил Валина стрелою. Сугрива вновь воссел на престол и, через некоторое время сотни тысяч волшебных обезьян и медведей двинулись на Ланку.

Сита тем временем жила на острове, окруженная кровожадными демоницами. Равана угрожал съесть красавицу, если она откажется стать его женой. Но Сита хранила верность Раме.

Советник Сугривы Хануман, умевший летать по воздуху, отправился на разведку. Когда он переносился через океан, его заметило морское чудовище, умевшее ловить существа за отбрасываемую ими тень. Но Хануман мгновенно уменьшился в размерах, проник через пасть внутрь монстра и разорвал тому сердце.

Пробравшись на Золотую Ланку, советник Сугривы ободрил Ситу, сказав, что ее супруг спешит на помощь.

Обезьяны и медведи достигли острова и построили мост через воды. Разыгралось великое сражение с ракшасами. Сын Раваны Индраджит ("победитель Индры"), став невидимым, с воздуха тяжело ранил Раму отравленной стрелой. Но прилетел великий Гаруда, и стрелы (то были заколдованные змеи), в страхе покинули тело царевича.

Тогда Равана разбудил Кумбхакарну, спавшего в своей пещере (для этого понадобилось пустить по его телу тысячи слонов). И исполин стал пожирать обезьян и медведей. Лакшмана сразился с Кумбхакарной и своими стрелами начал отсекать ракшасу руки, ноги и головы, но на их месте появлялось множество новых. Тогда Лакшмана сразил чудовище волшебным оружием Брахмы.

На следующий день Лакшмана схватился с Индраджитом. В этот раз, сын Раваны не совершил обычного жертвоприношения и не смог подняться в возду. Лакшмана снес ему голову стрелой Индры.

И вот, в бою встретились Рама и Равана. Десятиглавый пускал в сына Дашаратхи стрелы с головами львов, тигров и медведей. Но Рама поражал их еще в воздухе. Семь дней и ночей продолжался поединок. Наконец, Рама поразил царя ракшасов в сердце своей не имеющей равных по мощи стрелой. Ракшасы, лишенные надежды, бежали. Герои поставили царем на Ланке добродетельного Вибхишану, не участвовавшего в битве.

И Сита предстала перед Рамой со слезами счастья. Но тот отказался принять супругу, столь долго прожившую в доме врага. Тогда отвергнутая Сита приготовила себе погребальный костер и вошла в него. Внезапно пламя заколебалось, и в нем возник человек огромного роста в красном одеянии. Это был Агни, бог огня и жертвоприношения. Он подтвердил чистоту и невинность Ситы. Супруги вновь обрели счастье. Они вернулись в Айодху, где Бхарата уступил Раме трон.


Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

«Осевое время»

Эта ситуация — «осевое время» в терминологии немецкого философа К. Ясперса — породила в обществе духовное брожение. В восточных районах страны, где влияние брахманической религии было не столь ...
подробнее

Брахманы и упанишады

К ведам примыкают брахманы («толкования Брахмана») — прозаические тексты различного объема, содержащие ритуальные, мифологические и другие пояснения к самхитам. Брахманы «Ригведы» — «Айтарея» и ...
подробнее

Харихара

Завершая рассказ о Шиве, вернемся немного назад — к индуистской триаде и к спору Вишну и Шивы за первенство в Тримурти. Индуистский пантеон включает в себя «производное» божество Харихара, ...
подробнее

Свита Куберы

Свиту бога богатства Куберы составляют сразу три ганы — гухьяки, киннары и якши. Гухьяки живут в горах, охраняя скрытые там сокровища. В «Махабхарате» о них говорится: «Знай, что гухьяки вместе с ...
подробнее

Полубоги

К помощникам верховных богов индийского пантеона принадлежат не только групповые божества, но и полубоги. Причем индийская традиция знает две категории полубогов: к первой относятся полубоги в ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru