Социо-культурные детерминанты основных мифологических типов



В настоящем диссертационном исследовании чрезвычайно важными понятиями являются "мифологический тип" и "мифологический образ". При этом между ними проводится строгое разграничение. Под "мифологическим типом" в дальнейшем мы будем понимать исходную синкретичную структуру, в персонифицированной форме отражающую природную и, одновременно, социальную реальность, которая, в частности, присутствовала в культуре Варварской Европы и у индоевропейских народов (по крайней мере, на стадии их единства). Согласно концепции, представленной в настоящем исследовании, мифологические типы образовывали некое структурное ядро.

Под структурным ядром здесь подразумевается группа данных мифологических типов, объединенных между собой специфическими сюжетно-смысловыми связями.

Под "мифологическим образом" в дальнейшем будет пониматься конкретное выражение мифологического типа в культуре отдельных народов индоевропейской языковой семьи. Он представляет собой проявление некоей высшей реальности, прошедшей через призму восприятия представителей конкретной культуры и отраженной в мифологиях, ритуалах, изобразительном искусстве, литературе. При этом, зачастую, возникали ситуации, когда тот или иной тип был явлен внутри какой-либо культуры в нескольких синхронно существовавших образах (в силу его неодинакового восприятия представителями различных социальных, этнических, демографических групп). Поскольку в большинстве случаев сюжетно-смысловые связи, существовавшие между исходными мифологическими типами, имели место и применительно к мифологическим образам, можно говорить и о локальных проявлениях упомянутого структурного ядра.

Проблема методологического характера заключается в поиске критерия отбора, позволяющего свести все многообразие мифологических персонажей к нескольким устойчивым типам. В настоящем исследовании выделение данных типов строится на основе обладания ими наиболее значимых для древних социумов функциями. Такими функциями являлись: законодательная, военно-силовая, аграрно-магическая, культурно-медиаторная. В целом, данные функции в условиях древних обществ носили ярко выраженный мужской характер, ибо разделение по профессиям существовало, прежде всего, среди мужчин. Роль женщины же была полифункциональна и, поэтому, логично было бы выделить в качестве самостоятельной синкретическую функцию, связанную с женскими занятиями. Такой подход отличается от теории Ж. Дюмезиля, где индоевропейские боги группируются по магической, военной и хозяйствено-природной функциям (каждая из которых соответствовала одной из трех ведических групп населения (варн) – брахманам, кшатриям, вайшьям). Однако реальная действительность даже в ведийскую эпоху была гораздо сложнее. В настоящем исследовании принимается за очевидный факт то, что аграрная (а в более раннее время и охотничья) деятельность была неразрывно связана с магическими представлениями. Следовательно, выделение Дюмезилем магии в специальную функцию вряд ли правомерно. С другой стороны, совершенно независимо от воено-силовой существовала культурно-медиаторная функция. Ниже будет показано, какие группы населения реально отвечали за выполнение этих ролей и чью идеологию выражали воплощения соответствующих мифологических типов. Сама же концепция, предложенная в настоящем исследовании, состоит в следующем:

1. Во всем феноменологическом разнообразии мифологических образов пантеонов Варварской Европы (и шире – индоевропейского пантеона) можно вычленить инвариантные базовые типы, составляющие первичное структурное ядро, каждый из которых обладает одной из пяти выделяемых автором функций. Так, законодательной функцией обладает Бог Ясного Неба, поскольку он покровительствует племенному коллективу и воинскому праву (у Голана его нет, а на котле из Гундеструпа этому персонажу соответствовал Тевтат). Военно-силовой функцией характеризуется Бог Грома, являющийся выразителем идеологии аристократии, среди приоритетных интересов которой являлась военная деятельность занимала важнейшее место (Богу Грома могли соответствовать воздушная ипостась владыки подземого мира Голана и кельтский Таранис). Бог Земных Сил, почитаемый жрецами и земледельцами, выполняет аграрно-магическую функцию (ему соответствует бог произрастания и в какой-то мере бог земли Голана, а также кельтский Цернунн-Эзус). Культурный Герой имеет культурно-медиаторную функцию, поскольку он олицетворяет священную царскую власть, включая ее роль посредника между богами и людьми (бог благодетель Голана, Смертриус Атта). Наконец, полифункциональный синкретический женский тип Великой Богини, соединяет двойственную небесно-земную природу (богиня неба Голана).

2. Схему взаимоотношений между данными типами можно представить в виде кольца, которое образовано мужскими персонажами, расположенными рядом друг с другом в зависимости от сонаправленности выполняемых функций. Так, Бог Грома и Бог Ясного Неба в ряде традиций имеют тенденцию к слиянию в единый образ, так как оба они связаны с небесной стихией. Такая же тенденция наблюдается и применительно к земным богам – Богу Земных Сил и Культурному Герою (хотя последний может быть сыном первого). При этом, Культурный Герой, как тесно связанный с миром людей персонаж, имеет общие черты и с Богом Ясного Неба (и в некоторых традициях считается его сыном), между ними также часто возникает промежуточный тип близнецов. Лишь Бог Грома и Бог Земных Сил являются антагонистами (от их конфликта страдает и Культурный Герой). Единственное женское божество, мысленно помещаемое в центре кольца, играет связующую роль среди мужских образов. Чаще всего она супруга Бога Грома и Бога Земных Сил, в ряде традиций богиня состоит в брачных отношениях с Богом Ясного Неба. И все более поздние женские персонажи мифологий Варварской Европы (и индоевропейских мифологий в целом) являются производными из образа Великой Богини.
Разумеется, здесь сказалось влияние астрологии (поскольку имена богов связяны с небесными телами) и Библии (название “суббота”, данное шестому дню недели. Тем не менее, показательно присутствие имен главных индоевропейских мифологических персонажей, соотносимых с выделенными в данной работе основными типами богов. Наиболее чистый пример являют германские языки. Вторник – день Тиу/Тюра (Бог Ясного Неба). Среда – день Водана/Одина (Культурный Герой). Четверг – день Донара/Тора (Бог Грома. Любопытно, что в России, где громовержец Перун контаминировался с Ильей Пророком, “ильин день” приходился также на Четверг). Пятница – день Фрейи (Великая Богиня. В России функции Великой Богини отчасти перешли на Параскеву Пятницу). Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.

В романских языках мы наблюдаем сходную картину. Но римская мифология представляла несколько более искуственное, эклектичное образование. Вторник связан с Марсом, который хотя и имел военную функцию, как Бог Ясного Неба, в генезисе был Богом Земных Сил. Со средой и пятницей все просто: Меркурий и Венера принадлежали, соответственно, типам Культурного Героя и Великой Богини. Четверг же отдан Юпитеру (Jovis Pater, первоначально Diovis – “блестящий”). Его имя говорит о принадлежности к типу Бога Ясного Неба. Однако у средиземноморских народов (греки, италики, этруски) существовала устойчивая тенденция наделять данный тип и громовой функцией.

Особняком стоят воскресенье – день солнца и понедельник – день луны. Допустимо предположить, что они, по своим наименованиям, являются дополнительными днями, поскольку Культурный Герой и Бог Земных Сил обнаруживают во многих традициях ярко выраженную солярно-лунарную символику. Согласно зороастрийским источникам, “...Гайомарт сиял как солнце, а первозданный Бык был белым и сияющим, как Луна...” (Рак, 1998, 467). Солярные черты прослеживаются во многих персонификациях Культурного Героя (хотя они обычно прямо и не отождествляются с солнцем): индийский Вивасват, прародитель смертных на земле (отец Ямы и Ману), позже ставший солнечным богом; иранский Вивахвант (отец Йимы); греческий Аполлон; славянский Даждьбог; кельтские Луг, Беленус и др. В связи с этим уместно вспомнить солнечного оленя Ариэля Голана. В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: “лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом “бык”, он же иногда называется “судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы). Сома является богом одноименного ритуального опьяняющего напитка, что роднит его и с Дионисом.



Отзывы

Оставить свой отзыв

18 апреля 2011 Nomore
Знания, мировоззрение древних людей, первых цивилизаций волнуют современников. Все, даже вульгарные материалисты, считающие Библию сборником сказок, вслед за А. С. Пушкиным готовы повторить: "Сказка - ложь, да в ней намёк..." Я, как материалист-диалектик, считаю сказку выражением мировоззрения человека донаучной эпохи. Комплексы скандинавских саг, античных мифов и священные писания различных религий - тем же самым, но более разработанным и систематизированным мироописанием, изложенным на свойственном древнему человеку языке образов. Давно мечтаю переложить их на свойственный современному человеку язык терминов. Задача упрощается тем, что многие образы пройдя через тысячелетия употребляются живо и сегодня. Например, мы говорим, что фирма прогорела. Долгие годы анализируя сказочные, эпические, мифологические тексты, я понял, что всё связанное с огнём в них имеет в виду не реальный огонь, а именно такую трактовку .Употребляя образ воды в выражениях: "наплыв мигрантов", " наплыв товаров", "наплыв технологий", мы используем его абсолютно точно так же как использовал древний человек в своих сказаниях и писаниях. Но с ростом научно-технического прогресса, многие образы были заменены на более конкретные определения и термины. И современникам не понятен образ огня сошедшего с неба на чей-то дом. А означает он, что хозяйство прогорело не по вине конкретного человека, а вследствие развития объективных социально-экономических факторов. Небо - образ близкий к спросу, точнее состояние общества в котором спрос определяет предложение; земля на которой стоят дома (хозяйства) и города (экономики) - состояние общества, в котором спрос формируется предложением. Я допускаю, что в разных уголках планеты могли употребляться единичные уникальные образы, но элементарные, базовые образы абсолютно идентичны для всех .Так же абсолютно идентичны они как в русской народной сказке о Курочке Рябе, так и в мифах древних Майя и в Ветхом Завете евреев.
Именно с Библии, как одного из наиболее разработанных и известных образцов образного языка древних я и предлагаю начать. Предлагаю сделать это сообща, ведь в одиночку даже просто прочитать Библию займет много времени. Конечно, я даже не завёл бы эту тему не определись с ключевыми образами. Бог - есть творец, то есть некая производительная сила. Если в античных мифах различные боги есть образы различных диференцированых производительных сил природы, то ветхозаветный бог вездесущ и всеобъемлющ, то есть некая Универсальная производительная сила. Или в философском плане - Труд. Абстрактный труд, труд вообще.
Дьявол (Змей) - верховный ангел, главный помощник бога - разделение труда.
Иисус, мессия, сын божий и
человеческий - производительные силы общества - Капитал.
"Мужчина" - образ общественного способа производства; "женщина" - образ формы общественного устройства. Миф о происхождении Евы из ребра Адама, означает, что древние признавали вторичность
Надстройки по отношению к экономическому базису.
Хочу отметить, что камнем преткновения для понимания древних текстов и сказаний современным человеком является синкретичность мышления древних людей. Например, понятие конкретного живого мужчины, понятие мужчины вообще и производительных сил общества были неразрывно объединены в единое целое. Тем более, что до изобретения палки-копалки мужчина был в чистом виде единственным "средством производства". И в дальнейшем, когда в Библии будет указываться сколько прожил Адам и его потомки, то будет иметься в виду не жизнь конкретных людей, а продолжительность существования того или иного способа производства (хотя с числами ещё надо разобраться). Современные термины "экономический базис", "способ производства" могут ввести в заблуждение, ибо производства, как его понимает современный обыватель тогда конечно не было. Ведь человек жил в Раю. С Раем всё достаточно просто. Этимологический это слово означает - очень очень много, изобилие. Я не знаю, удастся ли определить ареал распространения первого человека, но убеждён, что там он был царь. Человек и окружающая его природа составляли полный симбиоз. Всё, что люди не пожелали бы, они получали в изобилии. Другое дело, что желали они не многого. Обладая самым развитым мозгом, и отлично зная повадки окружающего их зверья, люди легко с ними управлялись. Как мы сегодня легко управляемся с самой разнообразной техникой, зная её "повадки". "Созданный по образу и подобию" - творцом, человек творил чё хотел. Большой беды он натворить не мог, да и не хотел. Ведь хотел он не многого.
Теперь о женщинах. Ева, она же форма общественного устройства, которую я называю человеческой стайкой. Человеческое стадо появилось позже. Такие ОПГ (организованные первобытные группировки) были крайне не устойчивы. Вход в в неё и выход из неё были абсолютно свободны. Складывались они исключительно для решения конкретной задачи. Например, потрясти сообща дерево с фруктами. После достижения цели, эти стайки легко распадались. Ведь человек того времени в друзьях не нуждался, и не знал добра и зла. Единственная область, где люди нуждались друг в друге, это был секс. В одиночку сексом заниматься проблематично. Тем более, что здоровья и времени для этого им было предоставлено в изобилии.
Не зная добра и зла, морали, человеческий индивид был абсолютно свободен в своих действиях, и это было одним из условий его удачливого существования и даже выживания. Но даже скоротечные общественные действия, основанные на разделении труда (пока случайного) позволили ему вкусить плод, который в одиночку он ни когда не получил бы. И человечество стало организовываться. Таким образом, первородный грех - это наш коллективизм. Если до грехопадения, человек был беззаботным потребителем, то после стал общественным производителем, обречённым добывать хлеб свой в поте лица.
Я написал выше, что первые люди были созданы по образу и подобию бога - Производительных сил природы - Творцами. И одновременно, что производства, в обывательском смысле, тогда не существовало. Как же человек участвовал в производственном процессе, и что это был за процесс? Здесь упомяну о душе которую бог вдохнул в первых человеков. Всякое производство получает своё завершение лишь через потребление. Практически потребление - завершающий этап производства, смысл и цель его. И всё что созидалось во Вселенной неисчислимое количество времени, созидалось для будущего потребления. Сама Вселенная есть продукт производства созданный для потребления. В самых первых строках Библии бога можно определить не просто как Производительные силы природы, Труд, а как Предложение вообще, универсальное Предложение; а Дух как Спрос вообще (а так же это есть энтропия). И вот когда в процессе универсального производства Универсума (Вселенной - продукта производства) был создан последний элемент, то естественно, что этот элемент был - универсальный потребитель (человек). Потребитель, как последний этап производственного процесса. А душа - есть комплекс потребностей. Универсальный потребитель - это тот для кого нет никаких табу и ограничений. Если бы в его голове завелась хотя бы сотая часть принципов Толстого или Ганди, то в том мире для него это было бы смертельно опасно. И жил одиночкой, не перед кем и не перед чем не ответственный. Только после грехопадения - введения в повседневную практику коллективных действий и совместного жительства людям пришлось в жесточайшей смертельной борьбе вырабатывать нормы морали и нравственности. И борьба всегда шла за "женщину" - форму общественного устройства, за власть.
В начале сотворил Бог небо и землю." Здесь образы неба и земли скрывают в себе множество современных понятий. Самые общие: небо - это то куда всё стремиться (в физике - аналог пустоты, однако, в социально-экономическом плане - состояние, при котором к человеку всё приходит без труда с его стороны, все блага прямо сыплются в руки); земля - это то что всё время что-либо отдаёт, всё чему свойственно разрушение, распад (в социально-экономическом плане, состояние, улучшение или просто сохранение которого требует приложения усилий, действий , труда). В этой строке обозначено как минимум два основных свойства материи - дискретность и разрушаемость, которые взаимообусловлены. То есть, говорится просто о сотворении материального, вещного мира вообще. Из чего же мог быть сотворён материальный мир вообще, целиком? Только из Ничего (больше не из чего). Но ведь Ничего нет. Конечно, и вот в этом "нет" его сила. Ничто - это отрицание, Абсолютное Отрицание. И первое (вернее, единственное) что оно может отрицать - это себя. И отрицанием самого себя обуславливает наличие Всего. Таким образом, Ничто - первая, базовая производительная сила природы. Учёному-физику всё это мало понятно. Но ведь Отрицание - есть Действие. А это уже не просто полноценное и законное понятие современной физики - это фундаментальная физическая величина.
Здесь я не строю своих мировоззренческих конструкций. Я пытаюсь вникнуть в логику мышления древних людей, и изложить её современным языком.
В современной науке практически повсеместно для явлений микромира, макромира, неорганического, органического миров, общественных и экономических явлений используются различные термины. Но у древних людей не было такой развитой терминологии, а долгое время и письменности. При этом была необходимость закрепления и передачи последующим поколениям накопленных знаний в удобоваримой форме. Общность законов природы для всего материального мира позволила выбрать для решения этой задачи художественную форму притчи, сказки. На мой взгляд, для своего времени, это было гениальное решение.
Многозначность относиться и таким образам как Бог и Дух. Но первично конечно философское значение. Их взаимодействие образно описывает действие одного из основных законов диалектики. А именно, Бог - есть Отрицание стоящее вторым в формуле Отрицание Отрицания, а Дух - первым. Кстати, уже здесь оказывается задействован Дьявол - разделение труда. Ведь Отрицание (бог) и Отрицание (дух) добиваются результата только совместной деятельностью на основе разделения труда.
Итак, люди начали трудиться и были изгнаны с неба (сферы потребления) на землю (сферу производства). Труд им дал кожаные одежды. Далее расписывается вся история трудового доклассового общества. Трудового, в том смысле, что распределение общиной, родом материальных благ происходило по труду. И доходит до Потопа. В этом мифе описывается кризис доклассового общества, когда средства производства и технологии развились до такой степени, что излишек продукта заполнил (затопил) сферу производства (землю),и резко снизил мотивацию людей трудиться на общак, а средства производства пройдя стадию пожизненного владения превратились в частную собственность. И владельцы частной собственности стали праведниками Ноями, которые сами не трудились, но имели право на продукт использования их средств производства, который концентрировали в своём хозяйстве (ковчеге-малой семье). Малая семью (муж, жена) появилась впервые именно в то время с целью минимизации распыления собственности. Пошло расслоение общества (образ радуги).И сказал Труд, что не будет больше вмешиваться в жизнь людей, ибо распределение продукта стало зависеть не от труда, а от права частной собственности.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою."
Материя на низшем уровне организации не имеет вида, то есть формы - бесформенна, и не структурирована, как пустыня. Всех смущает слово "тьма", которое понимается как мрак, отсутствие света. Но одно время это слово означало 10 000, а ещё ранее неопределённое числительное - очень очень много, часто равное бесконечности. Бездна так же означает бесконечность. Таким образом, здесь нарисован образ материи бесконечной во всех направлениях. Вселенная бесконечная в пространстве подразумевает бесконечность и во времени. И в этой главе "дни" как временные промежутки лишь дань "единству стиля" образного изложения начала.
Вода в образном понятийном аппарате древних людей образ сырья, средств потребления. Земля же образ средств производства. Миф о людях созданных из земли по образу и подобию божьему означает, что люди есть по сути средства производства наделённые производительной силой - Творцами. Как правило, под "землёй" подразумеваются средства производства, но здесь земля (материя) только что созданная, одновременно является сырьём, средствами потребления (водой) для последующих творений (эволюции Вселенной). В каждом случае смысл образов "земли" и "воды" кроется в контексте. Ведь станки, будучи средствами производства, одновременно являются средствами потребления для Фабрики, которая используя их полезные свойства, потребляя их выпускает продукцию.
Упоминание о Духе Божьем говорит о том, что материя есть и производительная сила и потребитель самой себя; она одновременно и "станок" и "сырьё". А все процессы в ней происходят через движение.
"И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет."
Но прежде, чем начать со светом, надо закончить с Духом Божьим.
В бесконечной Вселенной нет ни центра, ни верха, ни низа. Всё падает. В разные стороны. С одинаковой скоростью. Но (вновь вступает в действие Отрицание) в бесконечном многообразии движения первоэлементов существуют группы первоэлементов, движущихся в примерно одинаковых направлениях, и образующих "поток", способный увлечь и ещё другие первоэлементы. Или, как сказали бы физики, захватить в соё поле. И вот здесь мы обнаруживаем частицы материи обладающих массой больше массы первоэлементов и скоростью движения ниже скорости первоэлементов (электромагнитного излучения).
И увидел Бог свет , что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы .

Отсылаю к последнему предложению предыдущего абзаца.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро : день один .
Здесь первая константа - скорость движения первоэлементов, первая точка отсчёта, дающая возможность построить систему координат. Сказочный, мифологический, библейский "свет" - это не только фотоны или электромагнитное излучение вообще. Это образ ещё более широкий. Это какая либо системность дающая ясность, понимание чего либо. Вот так. Когда люди "вкусили плод древа познания добра и зла", то есть когда свободное броуновское движение отдельного человека перестало быть таким, подчинившись жизни коллектива, человечество обрело свет - идиалогию. У них появились далеко идущие планы, вплоть до:"Нам солнца не надо, нам партия светит!" В истории человечества локальные не глубокие аналоги "конца света" были не однократно - смутные времена. В Откровении Иоанна (Апокалипсисе) предсказывается глобальное крушение общественных норм морали и нравственности, потеря смысла жизни, основанного на коллективной, общественной, общечеловеческой деятельности. В русских народных сказках используется другой образ "конца света" - царь даёт герою задание: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что." Короче, живи как знаешь, абсолютная тебе свобода. Добавлю, что если предыдущие смутные времена возникали на почве резкого падения уровня жизни, то апокалипсический конец света произойдет на почве всеобщего материального благополучия. Как написано где то в одном из посланий какого то апостола: "У кого будет мало, не будет знать недостатка, у кого будет много, не будет знать избытка." Или как говорил другой предсказатель: "От каждого по способностям, каждому по потребностям." Но нам до этого ещё далеко.
Бог сотворил, бог сказал..;
И по его слову что то создаётся.
Ещё раз как это происходит.
"Ничто", как отрицание всего, понятие абстрактное, не существующее в вещном мире. Как обратная сторона Материи, на которую нам никогда не попасть. Но, как ноль в математике, необходимо учитывать при изучении свойств материального мира. Отрицание-дух есть функция, имманентно присущее свойство Отрицания-бога. Отрицание-бог может проявляться только в форме отрицания-духа. Континуально-дискретная Материя существует только в форме континуально-дискретного Движения, это способ Её существования. Движение же есть форма проявления Отрицания. Всё новое есть отрицание старого. Рассматривая чисто теоретически теоретическое Ничто, мы можем определить некоторые его свойства. Оно абсолютно, то есть не дискретно. Но отрицая себя оно отрицает свою абсолютность, то есть получает свойства дискретности, то есть делится. Как мы уже видели на две различные сущности - Отрицание, как отрицание всего и Отрицание, как отрицание Отрицания. Здесь становиться понятен библейский образ единства бога-отца и бога-святого духа. В этом месте рассуждений мне всегда вспоминается загадка про А и Б сидевших на трубе, и как роботы из фильма "Москва - Кассиопея" сгорели пытаясь её решить. Ведь чтоб возникло дискретное Отрицание (Отрицание Отрицания) необходимо Отрицание абсолютного Отрицания. Это бог-сын - Дьявол, он же Иисус Христос. Помните обвинения книжников и фарисеев к Христу, что он действует методами сатаны; его слова, что он пришёл не с миром, но с мечом; что он был ещё до сотворения. И здесь уже понятен образ святой троицы.
Конечно, хотелось бы детально (может, построчно) пересказать ВСЮ Библию, как самую влиятельную на человеческие умы книгу. На мой взгляд, одному это сделать не возможно. Вряд ли кто обладает настолько универсальными знаниями. Именно поэтому я предложил совместную работу. Для меня некоторые части понятны хорошо, большая часть лишь в общих чертах, и очень многое вообще темно. Но на основе понятного, я готов представить, так сказать, резюме библии.
Мир не просто дуалистичен. Хотя ещё и дуалистичность мира современной наукой осознана не до конца - подойдя к основам реального, классическая наука в начале XXI века оказалась в кризисе отказываясь признавать взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимное влияние реального и идеального. Мир тройственен. Всегда есть субъект, объект и посредник. У мира три начала, и развивается он на основе взаимодействия этих трёх начал. Выражаясь обыденным языком, это - разрушение, созидание и сохранение. И все они суть одно Отрицание. Помните пушкинское "Дух отрицанья, дух сомненья". Особенностью всех сказок, эпосов, былин, мифов, в том числе и библии, является то что описание этого знания даётся не в виде отстранённого абстрактного (чисто научного) знания, а как бы в разрезе человеческого восприятия. Так сказать, с расчётом на Дурака.
На Земле развитие производительных сил природы привело к появлению универсального потребителя - человека. Однако, природные потребность ("вкушайте от всякого дерева") и способность (создан по образу и подобию), и та же самая движущая сила - Отрицание привели к возникновению и развитию производительных сил общества. Но развиваются они по своим объективным законам, не знающим ни боли, ни жалости. Во-первых, производительным силам необходим потребитель и они его создают. Самый мягкий способ - реклама, но сюда относиться и приучение россиян Петром I к табакокурению, и высшая форма агрессивного маркетинга - война. Во-вторых, режимы технологических процессов не совпадают с естественными ритмами человека. И включение человека в эти процессы приводит неизбежно к профессиональным болезням, потери здоровья и преждевременной смерти. Особенно это выражено при ручном труде. Именно производство есть тот Минотавр (дракон, змей Горыныч) периодический требующий человеческих жертв. Весь Ветхий завет это очень подробное описание эволюции производительных сил общества начиная с простого объединения физической силы (человеческое стадо) до высшей формы общественного разделения труда - государства в стадии абсолютизма. И красной нитью проходит мысль о том, что подчинение человека разделению труда не вечно, что начнётся ряд событий, приведущего к освобождению, что первородный грех ( грех коллективизма) будет снят.
И вот на абсолютном пике общественного разделения труда - в абсолютистском государстве отдельный человек теряет понимание своего участия в этом самом общественном разделении труда. Низы не хотят трудится на "общее дело" получая за свой труд гроши и глядя на дворцы верхов, ищут синекуры (кем бы не работать - лишь бы не работать), работают чисто формально. В государстве расцветают коррупция и теневая экономика. Верхи же при существующей системе управления не способны организовать эффективное хозяйствование. На небосводе загорелась новая путеводная звезда личного благосостояния, и в "хижинах" в неприспособленных местах родился младенец - частный капитал (частная собственность на средства производства). Абсолютистское государство (Ирод) применяло самые жестокие меры для искоренения теневой экономики в виде мелкого индивидуального труда. В условиях гонений частный капитал работает нелегально(убегает в другую местность) и начинает новое учение. В русских народных сказках это Иван - дурак. Дурак в том смысле, что ему фиолетово до того как правильно жить, все правила записанные в книжках. Он сам лучше знает как жить; и что такое хорошо, и что такое плохо. Он ростёт не по дням, а по часам. За 60 000 лет не было такого прогресса который он дал за 300 лет.
Как пишется в апокрифах, вскоре после Антихриста (общественной собственности на средства производства) начнётся Апокалипсис (мне это слово напоминает слово коллапс), который я понимаю как самую решительную глобализацию. Не знаю как расшифровать все его образы, но один из трубящих ангелов или всадников это стандартизация и унификация. Другой - оптимизация. Здесь грешники - трудоголики, общественники, расчётливые будут торжествовать. А праведники - лентяи и тунеядцы, индивидуалисты, витающие в небесах будут мучаться и страдать. Не их это время. То есть в это время надо суметь встроить свой бизнес в глобальное разделение труда. Мне нравиться описание этого процесса в русской народной сказке "Морозко". Мороз крепчает и спрашивает: Тепло ли тебе, девица? Тот кто сумеет приспособиться, найти резервы будет щедро одарён. И частный капитал пойдёт на это, ибо результатом этого процесса станет возникновение нового мира, и есть люди, которые уже понимают это. Вот там каждый кто будет не в праздной одежде будет изгнан с пира.
Если моя концепция верна, то я могу дать фрагментарную расшифровку (актуально) одного из самых обсуждаемых эпизодов Нового Завета - ареста, осуждения и распятия Иисуса Христа.
Итак, на мой взгляд, под этим образом скрывается Капитал - частная собственность на средства производства (точнее, производительные силы общества в форме частной собственности на средства производства). Я не буду углубляться в его описание, это достаточно подробно сделал К. Маркс. Новый Завет делает упор на развращении народа, и том что ставит себя выше политики ("называет себя царём"). "Книжники и фарисеи" (пока не скажу кто это) давно хотят подчинить Капитал, направить развитие производительных сил в определённое русло. И вот во время очередного кризиса (ночь) они "схватят" его - получат повод для постановки вопроса ребром. И будет решено начать рыночной экономикой управлять, а политику (Варавву) отпустить. Если строить фразу ещё более современно - стратегия построения глобальной экономики потребует кардинального перекроя политической карты планеты; предстоит парад самых разных революций и суверенитетов. Но Капитал "взойдёт на гору" - капитализация мировой экономики достигнет пика, и на этом уровне будет зафиксирована политической волей.
Что интересно, если в Ветхом Завете этот процесс представлен как вынужденный, даже насильственный для Капитала (Христа), то в Коране прямо противоположно. Там Магомет (Капитал) сам идёт к горе, раз гора не идёт к нему. Это не должно смущать, необходимо помнить, что беллетристическая оболочка даёт большой простор для художественной импровизации.
Наверное, многие замечали схожесть мифов о змее-искусителе в Ветхом Завете и о Прометее. При прямо противоположном отношении к их деянию. Оба наказаны более высшей силой. Но первого затем герой (Иисус Христос) побеждает окончательно, а второго герой (Геракл) освобождает.
Миф о Прометее - один из очень редких из известных мифов в котором процесс овладения человеком знаниями описан в позитивных тонах. Или как принято говорить в гуманистической традиции. В подавляющем большинстве - как некое проклятье, кара (во многом знании многие печали). Более того, именно знания и умения есть причина потери человечеством счастья (четыре века индуизма, мифы других народов о золотом веке) и даже смерти. Здесь есть некий парадокс. Период классической Др. Греции, известный нам по светлым, жизнеутверждающим останкам её культуры, был периодом перманентной гражданской войны, борьбой полисов за господство на полуострове. Кстати, в эпоху итальянского Возрождения с "Божественной комедией" Данте так же война была просто образом жизни. Данный парадокс объясняется просто, но это уже другая история.
Можно сказать что разные народы описывают один процесс, вернее жизненный цикл процесса, точнее жизненный цикл эволюции человеческого общества от первых случайных коллективов (2-3 человека) до объединения человечества в единый континуум. Но описывают не в виде графиков и гистограмм, а через художественные образы с обязательными элементами конфликта.
Не вызывает сомнения, что описание шествия Иисуса Христа на Голгофу, его распятия, смерти и воскрешения за образной оболочкой скрывает ту же информацию, что и описание конца света в Откровении Иоанна Богослова; это практически одно и то же только по разному описанное. То есть глобальную победу капиталистического способа производства(суть которого в СВОБОДНОМ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВЕ), его стремительную тотализацию, развития до логического завершения, до предела. Благодаря чему будет построена единая универсальная гармоничная глобальная экономика, способная работать без приложения физического труда человека. Для нормального функционирования которой необходимо будет только одно - постоянный спрос. Эта экономика и есть Новый Иерусалим, а нынещная экономика - старый храм рухнет. Затем тоталитарный режим будет навязывать людям что им хотеть, что любить, когда, как и в каком количестве. И добьётся в этом успеха. Ибо когда Христос (свободное предпринимательство) воскреснет, только не в производственной сфере (земля), а потребительской (небо), в аду будут лишь те кто не научится искренне любить и хотеть.

Все отзывы (1)

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Ракшасы

После этого братья расстались: Бхарата двинулся обратно в город, а Рама, опечаленный вестью о смерти отца, решил продолжить отшельничество. Но его уединение было грубо нарушено: в хижину ...
подробнее

Великая битва потомков Бхараты, часть 1

Великая битва потомков Бхараты произошла на Поле Курукшетры, где выстроились великие армии. Войском Пандавов командовали Арджуна с братьями. Советником Арджуны был Кришна. Войском Кауравов ...
подробнее

Строительные ритуалы

Космогонический характер носили и ритуалы, как их назвал М. Элиаде, строительные. «Все ритуалы имитируют божественный архетип, постоянная их реактулизация имеет место в тот же мифический ...
подробнее

Синкретический пантеон

«Индийский пантеон, — пишет М. Ф. Альбедиль, — производит впечатление некоего вида духовной палеонтологии, где громоздятся, иногда причудливо перемешиваясь, ведийский, брахманистский, ...
подробнее

Джайны и их мифология

Своего рода идеологическим союзником буддизма был джайнизм, также отрицавший святость вед и отвергавший бога-творца. Наиболее ранние свидетельства о джайнизме содержатся в надписях Ашоки: в этих ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru