 |
|
Последние поступления:
Птицы
ПТИЦЫ. В различных мифопоэтических традициях Птицы выступают как непременный
элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными
функциями. Птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными
людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов,
героев; тотемными предками и т. п. Они выступают как особые мифопоэтические
классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба,
солнца, грома, ветра, об- ...
подробнее
|
Рыбы
РЫБА. В общих трёхчленных (по вертикали) мифологических
схемах вселенной Рыбы служат основным зооморфным классификатором нижней
космической зоны и противопоставлены птицам как
классификатору верхней зоны и (менее отчётливо) крупным животным (часто
копытным), символизирующим среднюю космическую зону. На основании изображения
Рыб из Горж-д'Анфер (Дордонь) можно сделать вывод о стремлении помещать
такие образы внизу (над Рыбами находится изображение, иногда толкуемое
как голова ...
подробнее
|
Овца
ОВЦА. В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность,
любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность,
подражательность, глупость, упрямство, блуждание.
В биологическом виде, представленном
Овца, с мифопоэтической точки зре-ния ...
подробнее
|
Бык
БЫК. В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные
связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество,
бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье,
в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской
традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии
месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог ...
подробнее
|
Ворон
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает
значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания
(подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о
глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается
некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким
криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков ...
подробнее
|
Волк
ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий
Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника
племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской
волчице, вскормившей Ромула и Рема,
древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Ки ...
подробнее
|
Животные
ЖИВОТНЫЕ. Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом ...
подробнее
|
Змей
ЗМЕЙ, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый
с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной
стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским
оплодотворяющим началом — с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего
палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки,
Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития
образа ...
подробнее
|
Козел
КОЗЕЛ. Мифологические представления о Козле подчёркивают прежде всего его
исключительную сексуальность (в сниженном виде — похотливость) и плодовитость.
Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами,
олицетворяющими эти качества, — литовским Перкунасом, славянским Перуном,
скандинавским Тором — вплоть
до громовержца в т. н. основном индоевропейском мифе, а также божествами,
так или иначе связанн ...
подробнее
|
Конь
КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии.
Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по
небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской
мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве
и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе
в виде двух коней представлялись божествен ...
подробнее
|
Корова
КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия,
благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра
поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут),
которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр,
известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте
у Коровы закружилас ...
подробнее
|
Ласточка
ЛАСТОЧКА. В мифологических представлениях образ Ласточки обладает широкой
символикой. В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают
Филомелу в Ласточку,
Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые Ласточкоц, объясняются именно тем,
что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык (ср. Л. как символ болтливой
женщины и русскую загадку о Ласточке:
«Шитовило-битовило по-немецки говорило»). В гре ...
подробнее
|
Лебедь
ЛЕБЕДЬ. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой,
Аполлоном, Зевсом,
Ледой, Орфеем,
Брахмой, Сарасвати
и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым
на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет
мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды,
который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом ...
подробнее
|
Лев
ЛЕВ, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и
Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия;
солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,
доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность,
храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства,
и атри-бут многих богинь-матерей, и воплощение ...
подробнее
|
Леопард
ЛЕОПАРД, барс, пантера. Мифологический образ Леопард появляется уже в неолитических
культурах Чатал-Хю-юка (7—6-е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8—7-е тыс. до
н. э.) в Малой Азии Леопард (обычно два Леопарда), где он выступает как
знак женского божества плодоро-дия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка
изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые,
в частности во время ...
подробнее
|
|
|
|
 |