КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии.
Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по
небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской
мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве
и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе
в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины,
греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные
с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс.
Hengist и Horsa). Пред-ставляется возможной также реконструкция бога грозы
индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на Коне
(или на боевой колеснице, запряжённой конями), что находит продолжение
в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других
индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряжённых
Коней. (ср. слав. Перун). Общим
для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице,
запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде колеса. Сравнение
греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка зверей»), др.-инд.
Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини
Эпона (букв. «богиня лошадей»),
прусского конского божества позволяет также предположить
наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифоло-гического
образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский
образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление
о женском божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках,
по некоторым признакам отождествля-емых с хеттами. Рассказы о мифи-ческих
Коней известны в древнеиндий-ской, кельтской и славянской мифоло-гиях.
Соответствие общеиндоевропейскому
представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения
коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося
к трём частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь»)
и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо
мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает
«конь Игга», т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа
в Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных представлений,
связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева, жертвоприношение коня
и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии,
говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, повидимому,
отражает древние контакты между этими народами. Английский исследователь
Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в
древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими
масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской,
мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов;
согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к
индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной диффузию
некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе миграции народов
из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная
Европа) во 2-м тыс. до н. э.
Отзывы
Читайте также:
Ласточка
ЛАСТОЧКА. В мифологических представлениях образ Ласточки обладает широкой
символикой. В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают
Филомелу в Ласточку,
Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые Ласточкоц, объясняются именно тем,
что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык (ср. Л. как символ болтливой
женщины и русскую загадку о Ласточке:
«Шитовило-битовило по-немецки говорило»). В гре ... подробнее
Змей
ЗМЕЙ, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый
с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной
стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским
оплодотворяющим началом — с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего
палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки,
Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития
образа ... подробнее
Волк
ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий
Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника
племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской
волчице, вскормившей Ромула и Рема,
древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Ки ... подробнее
Мышь
МЫШЬ. Роль Мыши в мифопоэтических представлениях в значительной степени
объясняется её особенностями, в частности малыми (в сравнении с дру-гими
млекопитающими) размерами. Широко распространены представления о Мышь как
хтоническом животном и о её связи с грозой (громом). В мифах различных
народов Мышь нередко выступают как дети неба (обычно громовержца) и земли.
У народов древнего Средиземном ... подробнее
Корова
КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия,
благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра
поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут),
которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр,
известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте
у Коровы закружилас ... подробнее