КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия,
благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра
поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут),
которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр,
известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте
у Коровы закружилась голова, Ра создал восемь божеств — хех, которые поддерживали
её ноги, а бога Шу поместил под Корову,
чтобы тот поддерживал её брюхо и стерёг хех. В «Текстах пирамид» об умершем
фараоне говорится, что великая Корова беременеет им, рождает его и поддерживает
своими крыльями. Небесная Корова ежедневно дает жизнь телёнку, который
вырастает в быка, чтобы зачать нового телёнка. Небесной коровой, родившей
солнце, считалась также Хатор, нередко
выступающая в функции богини плодородия. В индийской мифологии корова Камадхену
, исполняющая любые желания, появилась из океана при его пахтанье.
Образ молочного изобилия, характерный
для общеиндоевропейской мифологической традиции, отражен в многочисленных
метафорах ведийской поэзии и в этимологии др.-ирл. duan. (« песня, стих»),
восходящего к тому же корню, что и аипа. В «Ригведе», гомеровском эпосе
и латинскоиязыке слово «вымя» Коровы означает в то же время «изобилие,
плодородие (др.-инд. вед. udhar, греч. у Гомера , лат. uber).
Общеиндоевропейским
мифологическим представлениям о Корове соответствует обряд принесения богам
в жертву стельной коровы реконструируемый путём сравнения ведийского
и римского ритуалов и следа сходного ритуала в завещании хеттского царя
Хаттусилиса I. В ближне восточных и греческой мифологиях известны рассказы
о боге (аккад. Сина, угарит. Алиййану-Балу, хеттско-хуррит. бог солнца,
греч. Зевс), влюблявшемся в
Корову (соответственно в греческой мифологии Ио и Гера
Аргосская принимают облик Коровы). В хеттско-хурритском мифе бог солнца,
влюбившийся в Корову, превращается в юношу и обращается к ней с притворными
упрёками, грозя наказанием за потраву луга, на котором она кормилась. После
встречи с богом Корова беременеет и рождает сына — человека. Корова взывает
к небу и просит у бога солнца милости. Она жалуется на то, что, будучи
четвероногой, родила двуногого сына. Корова хочет съесть своего сына, но
бог солнца спускается с неба и велит своему советнику отнести ребёнка в
горы, где его должны сторожить змей и птицы. С культом Коровы у тода (в
Южной Индии) и скотоводческих племён Африки связана мифологическая и ритуальная
роль молока как сакрально чистого напитка.
Отзывы
Читайте также:
Муравей
Муравей – Мифологическое значение Муравья (муравьев) во многом объясняется
их биологическими особенностями – малостью, делающей Муравья как бы минимальной
счетной ... подробнее
Животные
ЖИВОТНЫЕ. Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней ... подробнее
Волк
ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника ... подробнее
Лось
ЛОСЬ. Как объект религиозно-мифологической системы образ Лося появляется,
видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические ... подробнее
Павлин
ПАВЛИН. Мифопоэтический образ Павлина, основанный на внешних особенностях
этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает
широкий спектр астральной символики — ... подробнее