КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия,
благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра
поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут),
которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр,
известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте
у Коровы закружилась голова, Ра создал восемь божеств — хех, которые поддерживали
её ноги, а бога Шу поместил под Корову,
чтобы тот поддерживал её брюхо и стерёг хех. В «Текстах пирамид» об умершем
фараоне говорится, что великая Корова беременеет им, рождает его и поддерживает
своими крыльями. Небесная Корова ежедневно дает жизнь телёнку, который
вырастает в быка, чтобы зачать нового телёнка. Небесной коровой, родившей
солнце, считалась также Хатор, нередко
выступающая в функции богини плодородия. В индийской мифологии корова Камадхену
, исполняющая любые желания, появилась из океана при его пахтанье.
Образ молочного изобилия, характерный
для общеиндоевропейской мифологической традиции, отражен в многочисленных
метафорах ведийской поэзии и в этимологии др.-ирл. duan. (« песня, стих»),
восходящего к тому же корню, что и аипа. В «Ригведе», гомеровском эпосе
и латинскоиязыке слово «вымя» Коровы означает в то же время «изобилие,
плодородие (др.-инд. вед. udhar, греч. у Гомера , лат. uber).
Общеиндоевропейским
мифологическим представлениям о Корове соответствует обряд принесения богам
в жертву стельной коровы реконструируемый путём сравнения ведийского
и римского ритуалов и следа сходного ритуала в завещании хеттского царя
Хаттусилиса I. В ближне восточных и греческой мифологиях известны рассказы
о боге (аккад. Сина, угарит. Алиййану-Балу, хеттско-хуррит. бог солнца,
греч. Зевс), влюблявшемся в
Корову (соответственно в греческой мифологии Ио и Гера
Аргосская принимают облик Коровы). В хеттско-хурритском мифе бог солнца,
влюбившийся в Корову, превращается в юношу и обращается к ней с притворными
упрёками, грозя наказанием за потраву луга, на котором она кормилась. После
встречи с богом Корова беременеет и рождает сына — человека. Корова взывает
к небу и просит у бога солнца милости. Она жалуется на то, что, будучи
четвероногой, родила двуногого сына. Корова хочет съесть своего сына, но
бог солнца спускается с неба и велит своему советнику отнести ребёнка в
горы, где его должны сторожить змей и птицы. С культом Коровы у тода (в
Южной Индии) и скотоводческих племён Африки связана мифологическая и ритуальная
роль молока как сакрально чистого напитка.
Отзывы
Читайте также:
Медведь
МЕДВЕДЬ. В мифологических представлениях и ритуале Медведь может выступать
как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), куль-турный
герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель,
дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное,
зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель,
зве-риный двойник человека, помощник ш ... подробнее
Животные
ЖИВОТНЫЕ. Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом ... подробнее
Овца
ОВЦА. В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность,
любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность,
подражательность, глупость, упрямство, блуждание.
В биологическом виде, представленном
Овца, с мифопоэтической точки зре-ния ... подробнее
Лебедь
ЛЕБЕДЬ. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой,
Аполлоном, Зевсом,
Ледой, Орфеем,
Брахмой, Сарасвати
и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым
на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет
мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды,
который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом ... подробнее
Птицы
ПТИЦЫ. В различных мифопоэтических традициях Птицы выступают как непременный
элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными
функциями. Птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными
людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов,
героев; тотемными предками и т. п. Они выступают как особые мифопоэтические
классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба,
солнца, грома, ветра, об- ... подробнее