ЛЕБЕДЬ. В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой,
Аполлоном, Зевсом,
Ледой, Орфеем,
Брахмой, Сарасвати
и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым
на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет
мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды,
который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце
( ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического
и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и
девицы в Лебедя. Лебедь оставляет на берегу одежду из перьев,
обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается
в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть
себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие
табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает
одежду из перьев, превращается в Лебедя и улетает в своё царство, за море,
унося с собой весну, солнце, плодородие. В одной румынской рождественской
колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие
на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой
Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Лебедю Сюжет брака
человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение
и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающихся в Лебедя,
например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове (с.р., напр.,
«лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч.«лебедь»)],
у ряда персонажей греческой мифологии Лебедь связан и с солнцем так, в
«Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания
превращается в золотого Лебедя, летит на небо и соединяется солнцем. Одна
из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий
Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу,
издаёт последний крик («лебединая песня», ср. античную легенду, получившую
законченную форму у Эсхила — Аgam. 1445 и Цицерона — De оrаtоrе,
3, 2, 6 и др.) и мертвый, низвергается в воду. образ Лебедя выступает как
символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский
лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением
о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего
как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости,
пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке
белого и чёрного Лебедя жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы
маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение
(ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива
обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал
нередко реализуется в орнитологическом коде — Лебедь и ворон (ср. игру
в ворона преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные
вороны бросали свои перья на раненых лишённых перьев братьев, превращая
их в чёрных Лебедей), Лебедя и совы, Лебедя ласточки. Образ Лебедя используется
и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus,
букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути.
Иногда Лебедь выступает
в качестве тотема якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские
роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем небесный владыка
австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Л. В отдельных
случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебедь,
сопровождающие - Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические
значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике
произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым
деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице;
два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду,
и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается,
и т. п.). Ср. также широкое использование образа Лебедя в фольклоре (при
описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы
(ср. тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся
новые (Лебедь как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).
Образы Лебедя и «лебедь-девицы»
популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М.
А. Врубель и др.); в 20 в.— в иллюстрациях А. Матисса.
Отзывы
Читайте также:
Волк
ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника ... подробнее
Паук
ПАУК. В мифопоэтических традициях с образом Паука связываются творческая
деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные
предзнаменования ... подробнее
Муха
МУХА. Мифологическая роль Мухи связана с её малыми размерами, назойливостью,
нечистотой. Эти особенности определяют символическое значение образа Мухи.
У древних ... подробнее
Леопард
ЛЕОПАРД, барс, пантера. Мифологический образ Леопард появляется уже в неолитических
культурах Чатал-Хю-юка (7—6-е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8—7-е тыс. до
н. э.) в ... подробнее
Овца
ОВЦА. В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, ... подробнее