ЛЕВ, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и
Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия;
солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,
доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность,
храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства,
и атри-бут многих богинь-матерей, и воплощение сладострастия. Лев связан
со многими женскими божествами: Артемидой
Эфесской, Кибелой, Гекатой,
Аталантой, Реей,
Опс и др.
В древних культурных традициях
Льва нередко называют царя, героя и просто мифологизированный персонаж.
В Ветхом завете с Львом сравниваются Иуда,
Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Лев характеризуется
как «силач между зверями» (Притч. 30, 30). В некоторых древних языках Ближнего
Востока (в частности, в хаттском) роль Льва как символа мощи божественного
героя или царя отражается в обозначении Льва и герояцаря одним словом.
Для изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно
использование Льва в качестве одного из основных символов, нередко соотнесённых
с одной из четырёх сторон света. Лев выступает и как страж (львиные статуи,
охраняющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских
и вавилонских храмов; Лев на западных воротах столицы Хеттского царства,
аналогичные символам Льва на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в Малатье
и на львиных вратах в Микенах; львиные скульптуры и изображения на троне
в Индии; каменные изваяния Льва у входа в буддийские храмы в Китае и т.
п.).
В ряде культурных традиций Африки, Западной и Южной
Азии со Львом связывается рождение и смерть культурного героя или царя.
Согласно индийским поверьям, отражённым в «Махавансе», царь (и мудрец)
имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. В буддизме Лев выступает
как воплощённая храбрость, благородство и постоянство. Он приносит удачу
и счастье; с ним связаны Авалокитешвара, Майтрея
(почитался его трон — «львиное сиденье»), Манджушри, Вайрочана. Многократно
воплощался в образе Льва Будда. В Китае Лев считался одним из четырёх животных,
олицетворявших идею власти.
В Африке образ Льва часто воспринимается
как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-патрона, тотема.
Широко распространены табуистические обозначения Льва - «господин» в Анголе,
«брат» у готтентотов и т. п. Во многих районах Африки считается, что деревенские
колдуны могут становиться Львом; согласно пред-ставлениям бушменов Лев
может превращаться в человека. Основатель одного из кланов у динка был
близнецом, братом Льва. (Лев же считался у них и тотемным предком). У центральной
группы племён луо известен миф о первом (главном) вожде Атико; его жена
принесла ему двойню львят, которые охотились на зверей, и Атико мог снаб
жать мясом даже людей окрестных селений. В суданской легенде львица воспитывает
царя вместе со львёнком. Подобные легенды объясняют происхождение «львиных»
династий у мали и других африканских народов. У свази царь, именуемый Львом
(нгвеньяма), считается близнецом царицы-матери, таким образом в мифопоэтическом
контексте их можно рассматривать как близнечную пару, один из членов кото-рой
(а в более раннем варианте, повидимому, оба) — Лев
В египетской мифологии известно
божество, представляемое как пара Львов, каждый из которых, в свою очередь,
тождествен Тефнут, до своего возвращения
в Египет жившей в образе кровожадного Льва в нубийской пустыне, и Шу.
Вместе с тем в позднейших египетских текстах со Львом отождествлялся и
Осирис. Некоторые египетские богини
(в частности, Тефнут) в состоянии гнева превращались во Льва (ср. библейский
образ царского гнева как львиного рёва). С образом Льва были связаны Ра,
Гор и др. В Древнем Египте Лев был
эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня;
южный ветер иногда изображался в виде четырёхголового (обычно крылатого)
Льва. Мифологические существа с головой Льва и телом человека характерны
для обширного ареала к югу от Египта [бог Апедемак в мифологии Куша (Древняя
Нубия)] и в Передней Азии до её северных районов; ср. также крылатых Львов-грифонов
на вавилонских стелах, иногда с головой орла.
Для значительной области восточного Средиземноморья, испытавшей воздействие
египетской мифологии и искусства, характерен образ существа с головой и
верхней частью туловища женщины и телом Льва-сфинкса
(начиная с древнейших египетских изваяний сфинксов и вплоть до наиболее
ранних малоазиатских образцов рубежа 3-го и 2-го тыс. и последующих
изображений из Сирии и центральной части Хеттского царства). Нередко в
архитектурных комплексах и символике печатей Лев и сфинкс объединяются
как элементы единой композиции; такое же соотношение этих символов (в частности,
в связи с царём) можно реконструировать (по микенским и другим данным)
для наиболее раннего греческого искусства и мифологии. Для юго-востока
Передней Азии характерен символ крылатого Льва, распространяющийся из Месопотамии
в сопредельные области на восток (в Иран) и на северозапад (в Сирию и Малую
Азию). Мотив борьбы со Львом Гильгамеша
отражён и на месопотамских печатях (ср. также подвиг Геракла,
победившего немейского Льва). Лев выступает и как воплощение злого и жестокого
духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские
львинообразные демоны Угаллу и Уридимму; ср.
превращение Льва бога Нергала в символ войны). Позже он начинает олицетворять
созерцание, одиночество, отшельничество; Лев становится эмблемой Иисуса
Христа (ср. также Лев как эмблему ветхозаветного Иуды,
из рода которого происходит Иисус Христос) и многих святых (Марка, Иеронима,
Игнатия, Адриана, Евфимии и др.).
Мифологический символ Льва и гибридного существа
с головой или туловищем Льва присутствует в фольклоре, литературе, искусстве,
геральдике, эмблематике значительного числа народов. В геральдических системах
Лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие. Особенно
характерны сюжеты, связанные со Львом в качестве «царя зверей», в сказочном
фольклоре и животном эпосе и его ответвлениях. Для этих жанров, начиная
с самых типологически древних их образцов (сказки о животных у мосси и
других народов Африки), характерна карнавальная инверсия отношений
между царём зверей — Львом. (у мосси «царь леса», эвфемизм вместо, «Лев»)
и одним из наиболее слабых зверей (у мосси заяц), постоянно обманывающим
Льва. Лев, как и слон, выступает как объект насмешек, издевательств, сатирических
выпадов (особенно в текстах трикстерского типа). В то же время образ Льва
в фольклоре не исчерпывается его «сниженной» и осмеиваемой ипостасью. Более
широко известны мотивы противоположного характера. Прежде всего Лев— царь
зверей (как в чисто фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских
«Джатаках», европейских баснях, анекдотах, фаблио, сказках), не только
превосходящий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный,
справедливый покровитель всех животных и даже людей; ср., например, арабские
истории о Льве отпускающем свою жертву; многочисленные сказки, легенды
и былички о Льве, который спасает и помогает человеку, спасает девицу от
насилия, выводит царя из леса. В «Романе о Лисе» Лев именуется «Царём Нобелем»
(т. е. благородным). В одной из европейских версий мотива - Лев поровну
делит добычу между собой, вором и путешественником, хотя более известна
эзоповская версия (басня «Львиная доля»), когда справедливость оказывается
на стороне осла; существуют рассказы о том, как Лев почитали младенца Иисуса,
и т. п. Широко распространён сюжет о Льве, разбуженном мышью и благородно
отпустившем её, за что впоследствии мышь помогала ему, когда он оказался
в беде.
Ряд фольклорных и псевдонаучных схоластических текстов
(в средние века) посвящён мотиву Льва, который боится петуха (особенно
кричащего); Прокл (5 в.), напротив, считал, что поведение Льва свидетельствует
о его почтении к петуху, который, как и сам Лев, символизирует солнце.
В народной медицине, магии колдовства Лев— символ здоровья, дух жизни.
Значительное распространение получили талисманы, связанные с Львом (геммы,
медали и т. п.).
Отзывы
Читайте также:
Муравей
Муравей – Мифологическое значение Муравья (муравьев) во многом объясняется
их биологическими особенностями – малостью, делающей Муравья как бы минимальной
счетной единицей («квантом»), множественностью, подвижностью, коллективностью,
которая проявляется в формах их совместного существования и деятельности,
приспособляемостью к среде обитания и т. п. В мифопоэтических и культурно-исторических
традициях с Му ... подробнее
Павлин
ПАВЛИН. Мифопоэтический образ Павлина, основанный на внешних особенностях
этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает
широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного
неба до лунного и солнечного круга. В ирано-суфийском мифе бог сотворил
мировой дух в образе Павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение
в чудесном зеркале, отчего Павлин., потрясённый величием увиденного, пролил
капельки пота, из которых про ... подробнее
Лягушка
ЛЯГУШКА. В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные
(связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные
(связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде
всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или
трёх космологических зон Лягушка (вместе другими хтоническими животными
приурочена соответственно к корня у и к нижнему миру, прежде всего к под
земным водам. ... подробнее
Змей
ЗМЕЙ, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый
с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной
стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским
оплодотворяющим началом — с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего
палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки,
Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития
образа ... подробнее