ЛЕОПАРД, барс, пантера. Мифологический образ Леопард появляется уже в неолитических
культурах Чатал-Хю-юка (7—6-е тыс. до н. э.) и Хаджилара (8—7-е тыс. до
н. э.) в Малой Азии Леопард (обычно два Леопарда), где он выступает как
знак женского божества плодоро-дия. На фресках и скульптурах Чатал-Хююка
изображаются также люди и полузвери-полулюди в шкурах, похожих на леопардовые,
в частности во время ритуального танца. Культовая значимость Леопарда прослеживается
в более поздних археологических памятниках Малой Азии (периода Трои II)
и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и
хеттских ритуалах 2-го тыс. до н. э., где Леопард выступает и как женский
символ плодородия (обращение к деревьям в архаическом хеттском обряде:
«Леопард спал с вами как наложница»), и как «животное богов», входившее
в священные царские зверинцы (начиная с древнейшей хеттской надписи Анитты);
Леопард и лев — два звериных (зооморфных) символа древнехеттского царя.
В хеттских текстах описаны также люди, которые «пляшут подобно Леопарду».
Типологически близкое использование Леопарда в качестве одного из четырёх
(наряду с носорогом, слоном и буйволом) священных животных, изображавшихся
во время обрядовых плясок, характерно для ряда африканских традиций. В
Бенине и других древних африканских государствах священных леопардов держали
под надзором особых должностных лиц при дворцах правителей, имевших титул
«леопард дома». В африканских мифологиях известны также и боги, представлявшиеся
в образе Леопарда (Торе у пигмеев бамбути и др.).
Мифологический образ Леопарда,
как животного, на котором или в шкуре которого предстаёт герой, характерен
для широкого ареала, примыкающего к Восточному Средиземноморью. В армянском
мифе, переданном Мовсесом Хоренаци, рассказывается о трёх близнецах, рождённых
на священных животных — барсе, льве и драконе. Образ героя, одетого в леопардовую
или барсовую шкуру, известен в греческой (у Гомера Менелай и другие герои
на поле боя) и грузинской традициях (у Руставели, видимо, опиравшегося
в «Витязе в барсовой шкуре» на более ранние фольклорные прототипы). Вероятно,
фольклорный образ героя в шкуре Леопарда восходит к более архаической символике
членов тайного общества «людей-Леопардов», известны, в частности,
у ряда африканских народов (ср. использование шкуры Леопард как символа
жреца в Древнем Египте), связанной, в конечном счёте, с тотемическими представлениями.
Символ Леопарда или барса как священного животного использовался также
в хападноевропейском средневековом эпосе и литературе (явление Леопарда
в пророческом сне героя «Песни о Роланде», видение барса, льва и волчицы
в первой песне "Ада" Данте и др.).
Отзывы
Читайте также:
Животные
ЖИВОТНЫЕ. Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом ... подробнее
Корова
КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия,
благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра
поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут),
которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр,
известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте
у Коровы закружилас ... подробнее
Бык
БЫК. В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные
связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество,
бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье,
в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской
традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии
месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог ... подробнее
Овца
ОВЦА. В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность,
любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность,
подражательность, глупость, упрямство, блуждание.
В биологическом виде, представленном
Овца, с мифопоэтической точки зре-ния ... подробнее
Ворон
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает
значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания
(подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о
глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается
некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким
криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков ... подробнее