Лягушка

Источник: http://myfhology.narod.ru


      ЛЯГУШКА. В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Лягушка (вместе другими хтоническими животными приурочена соответственно к корня у и к нижнему миру, прежде всего к под земным водам. В одних случаях Лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев Лягушка обнаруживает гору берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь (ср. солнце В воде, символизируемое образом Лягушки ; т. п.). Иногда с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир. 
  В Древнем Египте с головой Лягушки изображались   боги   гермопольскок огдоады, Хекет (богиня плодородия связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образов Лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому Лягушка считается причиной затмения). В Китае, где Лягушку также связывают с луной их называют «небесными цыплятами» так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения Лягушек. позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср. русскую примету «до (первой) грозы Лягушка не квакает» и повсеместные представление о кваканье Лягушек к дождю, об их появлении вместе с дождём и т. п.]. В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103 говорится, что Лягушки появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей при этом Лягушки обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. е. к Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушки, известного и в современной Индии. В это у случае получает объяснение и сравнение Лягушки с брахманами, участвующим в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Лягушки с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа : Лягушек, выпрашивающих у громовержца царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так что все Лягушки рождаются с хвостом, но 
вскоре теряют его. Мотив Лягушки как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем: 
филиппинском этиологическом мифе Лягушка превращается упавший в воду 
мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман, образы Царевны-Лягушки русских сказках и т. п. лягушачьего принца в германском фольклоре ( из цикла «свадьба животных»). Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда Л. выступает в функ-ции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Лягушки (проглоченная Лягушка как причина бе-ременности, Лягушка как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Лягушки, и т. п.). 
     Иногда Лягушка выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет и т. п. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания и т. п. 
Образ Лягушки часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. В фольклоре разных народов Лягушка нередко является объектом насмешки или аллюзии (ср. мотив неартикулированности звуков, издаваемых Лягушкой., в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт»).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Лось

        ЛОСЬ. Как объект религиозно-мифологической системы образ Лося появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надёжны). Известны начальные изображения Лося или стад Лосей, Лося и человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда — поклонения человека Лосю);  беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы); Лось (или стадо Ло ...
подробнее

Ласточка

            ЛАСТОЧКА. В мифологических представлениях образ Ласточки обладает широкой символикой. В греческом мифе о двух сестрах Прокне и Филомеле боги превращают Филомелу в Ласточку, Прокну — в соловья. Звуки, издаваемые Ласточкоц, объясняются именно тем, что Терей, муж Прокны, вырезал Филомеле язык (ср. Л. как символ болтливой женщины и русскую загадку о Ласточке:  «Шитовило-битовило по-немецки говорило»). В гре ...
подробнее

Орел

            ОРЕЛ, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа Орла отражён в тех мифологиях, где Орел выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,— тотемистического   происхождения). Свидетельства обожествления Орла в к ...
подробнее

Волк

    ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Ки ...
подробнее

Конь

          КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божествен ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru