Лягушка

Источник: http://myfhology.narod.ru


      ЛЯГУШКА. В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Лягушка (вместе другими хтоническими животными приурочена соответственно к корня у и к нижнему миру, прежде всего к под земным водам. В одних случаях Лягушка подобно черепахе, рыбе или какому либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев Лягушка обнаруживает гору берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь (ср. солнце В воде, символизируемое образом Лягушки ; т. п.). Иногда с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир. 
  В Древнем Египте с головой Лягушки изображались   боги   гермопольскок огдоады, Хекет (богиня плодородия связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образов Лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому Лягушка считается причиной затмения). В Китае, где Лягушку также связывают с луной их называют «небесными цыплятами» так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения Лягушек. позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср. русскую примету «до (первой) грозы Лягушка не квакает» и повсеместные представление о кваканье Лягушек к дождю, об их появлении вместе с дождём и т. п.]. В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103 говорится, что Лягушки появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей при этом Лягушки обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. е. к Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушки, известного и в современной Индии. В это у случае получает объяснение и сравнение Лягушки с брахманами, участвующим в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Лягушки с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа : Лягушек, выпрашивающих у громовержца царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так что все Лягушки рождаются с хвостом, но 
вскоре теряют его. Мотив Лягушки как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем: 
филиппинском этиологическом мифе Лягушка превращается упавший в воду 
мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман, образы Царевны-Лягушки русских сказках и т. п. лягушачьего принца в германском фольклоре ( из цикла «свадьба животных»). Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда Л. выступает в функ-ции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Лягушки (проглоченная Лягушка как причина бе-ременности, Лягушка как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Лягушки, и т. п.). 
     Иногда Лягушка выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет и т. п. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания и т. п. 
Образ Лягушки часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. В фольклоре разных народов Лягушка нередко является объектом насмешки или аллюзии (ср. мотив неартикулированности звуков, издаваемых Лягушкой., в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт»).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Птицы

        ПТИЦЫ. В различных мифопоэтических традициях Птицы выступают как непременный   элемент  религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными функциями. Птицы могут быть ...
подробнее

Осел

          ОСЕЛ. Мифопоэтический образ Осла распространён   с   глубокой   древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел— ...
подробнее

Ворон

           Ворон,  широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, ...
подробнее

Корова

           КОРОВА, во многих древних и архаи-ческих религиях символ плодородия, изобилия, благоденствия. В одной из версий египетского мифа солнечный бог Ра поднимается из ...
подробнее

Мышь

           МЫШЬ. Роль Мыши в мифопоэтических представлениях в значительной степени объясняется её особенностями, в частности малыми (в сравнении с дру-гими млекопитающими) ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru