ЛЯГУШКА. В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные
(связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные
(связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде
всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или
трёх космологических зон Лягушка (вместе другими хтоническими животными
приурочена соответственно к корня у и к нижнему миру, прежде всего к под
земным водам. В одних случаях Лягушка подобно черепахе, рыбе или какому
либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает
как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев
Лягушка обнаруживает гору берёзой и камнями, из которых добывается первый
огонь (ср. солнце В воде, символизируемое образом Лягушки ; т. п.). Иногда
с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или
грязи), из которых возник мир.
В Древнем Египте с головой Лягушки изображались
боги гермопольскок огдоады, Хекет
(богиня плодородия связанная с загробным миром) и даже Амон.
В Бирме и Индокитае с образов Лягушки нередко связывается злой дух, который
проглатывает луну (поэтому Лягушка считается причиной затмения). В Китае,
где Лягушку также связывают с луной их называют «небесными цыплятами» так
как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив
небесного происхождения Лягушек. позволяет рассматривать их (и некоторых
других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца,
изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср. русскую примету «до (первой)
грозы Лягушка не квакает» и повсеместные представление о кваканье Лягушек
к дождю, об их появлении вместе с дождём и т. п.]. В гимне лягушкам («Ригведа»
VII 103 говорится, что Лягушки появляются в сезон дождей и подают голос,
пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей при этом Лягушки обращаются
к своим сородичам, «как сын к отцу» (т. е. к Парджанье). Некоторые исследователи
полагают, что гимн Лягушке представляет собой словесную часть ритуала вызывания
дождя с помощью Лягушки,
известного и в современной Индии. В это у случае получает объяснение и
сравнение Лягушки с брахманами, участвующим в ритуале, и с коровами как
зооморфными образами плодородия и изобилия. Связь Лягушки с богом неба
косвенно засвидетельствована в басне Эзопа : Лягушек, выпрашивающих у громовержца
царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе
африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем
у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время
засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже
самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так что все Лягушки рождаются
с хвостом, но
вскоре теряют его. Мотив Лягушки как превращённых людей, известный
также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем:
филиппинском этиологическом мифе Лягушка превращается упавший в воду
мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу
представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман, образы Царевны-Лягушки
русских сказках и т. п. лягушачьего принца в германском фольклоре ( из
цикла «свадьба животных»). Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям
в другие образы охранителя вод (в частности подземных). Вместе с тем она
может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого
рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда
Л. выступает в функ-ции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений
человека и Лягушки (проглоченная Лягушка как причина бе-ременности, Лягушка
как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Лягушки, и т.
п.).
Иногда Лягушка выступает как помощница человека:
она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет
и т. п. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость как
разрушительница знания и т. п.
Образ Лягушки часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием
и других животных. В фольклоре разных народов Лягушка нередко является
объектом насмешки или аллюзии (ср. мотив неартикулированности звуков, издаваемых
Лягушкой., в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит»,
«Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт,
всё досада возьмёт»).
Отзывы
Читайте также:
Лев
ЛЕВ, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и
Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия;
солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,
доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность,
храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства,
и атри-бут многих богинь-матерей, и воплощение ... подробнее
Оса
ОСА. Мифопоэтическая символика образа Осы определяется такими её особенностями,
как летучесть и изящество, с одной стороны, и навязчивость (усиливаемая
монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства
— с другой. Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространённое
в ряде традиций представление о том, что Оса— душа человека или превращён-ный
мифологический персонаж. В шаманских
культурах Сибири б ... подробнее
Муха
МУХА. Мифологическая роль Мухи связана с её малыми размерами, назойливостью,
нечистотой. Эти особенности определяют символическое значение образа Мухи.
У древних евреев Муха считалась нечистым насекомым и не должна была появляться
в храме Соломона.
Её вредоносные качества (от
мора, приносимого Мухой, обезлюдел Левант) в сочетании с многочисленностью
Мух объясняют сравнение с Мухой ассирийских или ... подробнее
Волк
ВОЛК. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной
Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой
дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий
Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника
племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской
волчице, вскормившей Ромула и Рема,
древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Ки ... подробнее
Животные
ЖИВОТНЫЕ. Роль Животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного)
элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением,
которое имели Животные на ранней стадии развития человечества, когда они
ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в
его синхроническом состоянии (включение Животных в социальную иерархию,
помещение священных Животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом ... подробнее