ОСА. Мифопоэтическая символика образа Осы определяется такими её особенностями,
как летучесть и изящество, с одной стороны, и навязчивость (усиливаемая
монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства
— с другой. Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространённое
в ряде традиций представление о том, что Оса— душа человека или превращён-ный
мифологический персонаж. В шаманских
культурах Сибири было рас-пространено представление о способности души
шамана превращаться в Осу и в таком виде достигать неба и бога. В Монголии
шаманы рассматривали Осу как жилище, в котором укрывается внешняя душа.
В эпическом цикле о Гесере лама, задумавший убить Гесера,
посылает к нему с этой целью свою собственную душу в виде Осы: каждый раз,
когда Гесеру удается схватить Осу, лама теряет сознание. В ряде традиций
душа ведьмы также нередко принимает вид Осы (ср. мотив разоблачения ведьмы
человеком, который видит, как во время сна душа в виде Осы внедряется в
тело ведьмы), в частности, покидая спящую
ведьму, с тем чтобы вредить лю-дям. Эти же свойства Осы мотивируют её функционирование
в качестве куль-турного героя. В сказке африканских чагга (Танзания) Оса
получает огонь от бога; её спутники в полёте за огнём (гриф, орёл-рыболов
и ворона) не выдержали трудного пути и погиб-ли; в награду бог делает Осу
вож-дём всех птиц и пресмыкающихся и освобождает её от тягот рождения потомства.
Как культурный герой, обучивший людей гончарному искусству, выступает Оса
и у ряда южно-американских индейцев. Во многих традициях Оса — образец
мудрости, хитрости, ловкости, она выступает как посредник или судья (ср.,
напр., фольклорную схему, используемую в басне Федра о пчёлах и трутнях
перед судом Оса.). Тему жаления, укуса Осы актуализирует европейская сказка
о том, как лиса приводит медведя к дуплу с осиным
мёдом и как Оса наказывают медведя. С этой же темой связана и папуасская
сказка о том, как Оса приобрели свою окраску: охотник в лесу случайно наступает
на гнездо Ос, они изжаливают его до смерти: ночью охотник является во сне
перед женой и просит прийти к нему; наутро жена приходит и предаёт сожжению
его тело; Осы сильно обгорают в огне, приобретая чёрный цвет, кроме середины
спинки и брюшка, остающихся жёлтыми. Во многих фольклорных
текстах (напр., в амхарской сказке) ленивые, склонные к хвастовству, коварные,
жалящие Осы противопоставляются трудолюбивым, скромным и мирным пчёлам.
Популярны мотивы вредоносности и хищности Ос, получившие разработку и в
литературе,— от комедии Аристофана «Осы», где хищные интриганы выступают
в виде старцев с утрированно большим осиным жалом, до мифологемы Ос. Мандельштама
о могучих хитрых Ос (сильных мира сего), «сосущих ось земную».
Отзывы
Читайте также:
Муха
МУХА. Мифологическая роль Мухи связана с её малыми размерами, назойливостью,
нечистотой. Эти особенности определяют символическое значение образа Мухи.
У древних евреев Муха считалась нечистым насекомым и не должна была появляться
в храме Соломона.
Её вредоносные качества (от
мора, приносимого Мухой, обезлюдел Левант) в сочетании с многочисленностью
Мух объясняют сравнение с Мухой ассирийских или ... подробнее
Птицы
ПТИЦЫ. В различных мифопоэтических традициях Птицы выступают как непременный
элемент религиозно-мифологической системы и ритуала, обладающий разнообразными
функциями. Птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращёнными
людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов,
героев; тотемными предками и т. п. Они выступают как особые мифопоэтические
классификаторы и символы божественной сущности, верха, неба, духа неба,
солнца, грома, ветра, об- ... подробнее
Осел
ОСЕЛ. Мифопоэтический образ Осла распространён с
глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен
уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел— священное животное, одна
из ипостасей боже-ства, объект культа и т. п., с другой — символ глупости,
невежества, упрям-ства, низости, ненависти, насилия, отсутствия
достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном
аспекте (реже Осел расс ... подробнее
Павлин
ПАВЛИН. Мифопоэтический образ Павлина, основанный на внешних особенностях
этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает
широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного
неба до лунного и солнечного круга. В ирано-суфийском мифе бог сотворил
мировой дух в образе Павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение
в чудесном зеркале, отчего Павлин., потрясённый величием увиденного, пролил
капельки пота, из которых про ... подробнее