ОСЕЛ. Мифопоэтический образ Осла распространён с
глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен
уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел— священное животное, одна
из ипостасей боже-ства, объект культа и т. п., с другой — символ глупости,
невежества, упрям-ства, низости, ненависти, насилия, отсутствия
достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном
аспекте (реже Осел рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности,
твёрдости и т. п.; в буддизме Осел— символ аскетизма, униженности; у древних
евреев — мира и спасения). В Древнем Египте Осел— одна из форм солнечного
божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом
Осел связан Сет. В Вавилоне в образе Осла. представлялся бог Ниниб. В древне-еврейской
традиции Осел выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень
из кожи Осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением
суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина,
но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, сог-ласно
пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом
осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам.
Отношение древних евреев к Ослу трактовалось античными писателями
как культовое почитание ,его и вызывало осуждение. Позже аналогичное
обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические
секты, рассматривали Осел как священное животное. Распространенные темы
христианской религиозной живописи — въезд Иисуса Христа на
Осле в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует Осел. Античный
«праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в
особом травестийном ритуале чествования Осла, на котором Иисус
Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально
убивае-мое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского»
дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме. отождествляющей
жертвенное животное (в данном случае Осел) с божеством]. В средние века,
главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный
праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально
освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха
на осляте в Москве в 17 в.; в средние века Осел связывался с вербным воскресеньем
и со святым Николаем.
В древности Осел был, видимо, священным животным
и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев.
Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского
силена Марсия с Аполлоном
(в другом варианте — Пана с
Аполлоном и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царём Мидасом.
которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых
традициях и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения
Осла (одних из атрибутов Силена и
Приапа был Осел). В мусульманской традиции Осел— одно из животных неба.
Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В ряде вариантов колеснице
Ашвинов запряжена ослом (РВ 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколько: ми ослами,
с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, про водившееся по случаю
свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7—9). В китайской традиции Осел— божественный
скакун Некогда было очень широко распространено представление о возможности
превращения человека в Осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья
(у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника;
считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет
выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл»
Апулея многочисленные сказки. В сказках Осел то является образцом мудрости
благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими),
даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном сметливом,
говорящем Осле), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (Осел
своим рёвом привлекает внИмание хищников, которые его поедают, и т. п.).
Известны сказки о происхождении Осла (напр., у алтайских татар). Осел—
не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа,
Федра, Бидпая и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио,
циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре»
участвует Осел. Бодуэн, выступающий как придворный проповедник. Образ Осла
широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике.
В средневековом искусстве в частности, в скульптуре) довольво часты и такие
композиции, как музицирующий Осел или ясли, около которых находится Осел,
кортеж животных, среди них особо отмечен Осел, и др. В народной медицине
на Осле «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт Осла и особенно волосы
из тёмного креста на спине Осла, кото-рый, по народным поверьям, появился
в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются
целительными.
Отзывы
Читайте также:
Ворон
Ворон, широко распространён в мифологических представлениях, обладает
значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания
(подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о
глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается
некоторыми универсальными свойствами Ворона как птицы, в частности резким
криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков ... подробнее
Змей
ЗМЕЙ, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый
с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной
стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским
оплодотворяющим началом — с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего
палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки,
Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития
образа ... подробнее
Медведь
МЕДВЕДЬ. В мифологических представлениях и ритуале Медведь может выступать
как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), куль-турный
герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель,
дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное,
зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель,
зве-риный двойник человека, помощник ш ... подробнее
Орел
ОРЕЛ, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно
из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и
их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее
ранний этап культа Орла отражён в тех мифологиях, где Орел выступает в
качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,— тотемистического
происхождения). Свидетельства обожествления Орла в к ... подробнее
Овца
ОВЦА. В разных мифопоэтических системах символические значения Овца отличаются
большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность,
пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность,
любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность,
подражательность, глупость, упрямство, блуждание.
В биологическом виде, представленном
Овца, с мифопоэтической точки зре-ния ... подробнее