Ортодоксальные евреи: образ жизни и взгляды

Религиозные традиции

Давид – основатель новой царской династии в Иерусалиме

Завоевав Иерусалим, Давид сделал его своей столицей. Давиду было дано обещание о приходе ‘Христа’, и с тех пор еврейский народ жил в ожидании Мессии. Сын Давида Соломон унаследовал престол своего отца и воздвиг первый иерусалимский храм. Потомки царя Давида правили Израилем на протяжении 400 лет; на хронологической оси этот период выделен голубым цветом (1000-600 гг. до н.э.). То было время процветания израильского народа – исполнения обещанных Богом благословений. Израиль был сильном народом, со своей культурой, религией и храмом. И все же в Ветхом Завете это время описано как период упадка нравственности и зарождения идолопоклонства. Многие пророки того времени предупреждали израильтян о неизбежности проклятий Моисеевых, которые придут на их голову, если они не изменятся. Однако никто не внимал предупреждениям.

Примечания[править | править код]

  1. Две Библии – два пути
  2. Цит. по: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893.
  3. Иоанн Златоуст, Против иудеев
  4. Цит. по: Иоанн Златоуст о евреях Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста. Первое слово против иудеев. СПб., —, Т. I, стр. 646—661.
  5. Цит. по: Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев посад, , стр. 29
  6. Цит. по: Полное собрание творения святителя Игнатия Брянчанинова IV том Москва, , стр. 210
  7. Цит. по: Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев посад, , стр. 44—45.
  8. Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей римской церкви и протестантства. Сергиев Посад, , стр. 21 — 29.
  9. Митрополит Филарет (Дроздов) и евреи Статья Константина Гаврилкина.
  10. Лютостанский Ипполит Иосифович Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

Одежда ортодоксальных евреев

Харедим заметно отличаются своим внешним видом от других евреев. Практически все мужчины носят бороды. Одежда ортодоксальных евреев отличается разнообразием и зависит от целей – праздничная или повседневная, а также от конкретной страны, общины, группы и даже региона.

Черный цвет рассматривается как скромный и одновременно торжественный. Именно он преобладает в одежде. При всем многообразии костюмов, рубашек и головных уборов современных ортодоксальных евреев, можно выделить те, что встречаются чаще всего:

  • костюм черного или темно-синего цвета;
  • белая рубашка;
  • черная шляпа и такого же цвета кипа – ярмолка;
  • цицит – четыре пучка нитей из белой шерсти, свисающих по краям одежды.

В каждой их групп ортодоксальных евреев могут быть свои особенности одежды. Для внешнего вида хасидов характерны следующие атрибуты:

  • бекише – долгополое пальто;
  • штраймл – статусная меховая шапка;
  • рэкл – пиджак в полный рост;
  • шелковый кафтан;
  • сюртук без карманов; пуговицы застегиваются справа налево.

Ортодоксальный иудей чаще всего носит широкополые шляпы, которые изготавливаются из фетра и имеют загнутые вверх поля.

Основные принципы и заповеди иудаизма

Помимо вероисповедания, понятие “иудаизм” включает в себя исторические, обрядовые и национальные элементы

Поведение в этой религии не менее важно, чем исповедание веры.Основные принципы, которых поддерживаются все евреи:

  1. Бог – один и он реален. Любой человек может заговорить с ним и будет услышан.
  2. Бог есть дух. Он существо абсолютное.
  3. Бог – творец всего сущего, это сила, которая действует постоянно и везде, правит всем миром.

Согласно основам религии иудеев, Бог установил не только законы, по которым нужно жить, но и моральные принципы. Бог всеблагой и справедливый, он помогает человеку, спасает его и избавляет от грехов и пороков. Он создал и свет, и тьму. Вера в Бога – основная помощь для человека в борьбе со злом.
Рис. 4. Кипа – традиционный еврейский мужской головной уборСогласно иудаизму, человеческая душа бессмертна. Многие пророки говорят о том, что придет час, когда мертвые встанут во плоти и будут жить среди людей. Это учение утверждает, что каждый, независимо от веры и места жительства, является созданием Божьим, и все равны между собой.Главные заповеди иудаизма пересекаются с другими религиями. Эта вера учит не заниматься идолопоклонством, не прелюбодействовать, не убивать и не воровать, не произносить имени Бога всуе и т.д. Иудаизм не приемлет аскетизма.
Иудаизм предлагает каждому человеку принять основные моральные ценности, но категорически не занимается миссионерством.
Рис. 4. “Разрушение иерусалимского Храма”. Ф. Хайеса. 1867 год

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает­ся от индуизма и других национальных рели­гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при­надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив­шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме­рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро­ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ­лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

Устная Тора

Вместе с Письменной Торой Творец обучил Моше и Устной Торе, в которой объясняются многие части и детали Торы Письменной. Эта Тора передавалась устно из поколения в поколение, причем в точности.

О том, почему можно быть уверенным, что Тора передавалась без изменений, читайте тут.

После разрушения Второго Храма положение народа становилось всё тяжелей — евреи потеряли государственную независимость, а враждебность Рима продолжала возрастать, и римляне пытались помешать евреям соблюдать законы иудаизма во всех областях жизни.

Когда императором стал Антонин Пий, отношение к евреям наконец изменилось к лучшему. Император симпатизировал евреям, дружил с их лидером рабби Йеудой а-Наси (Раби). Рабби Йеуда знал, что, когда в очередной раз власть в Риме переменится, гонения на еврейский народ возобновятся с удвоенной силой, и он понял, что пришло время позаботиться о том, чтобы Устная Тора не была утрачена. Он решил собрать вместе всех мудрецов Земли Израиля и великих знатоков Торы из Вавилонии, чтобы они сверили варианты Мишны, до той поры передававшиеся изустно, и после тщательной сверки записали лучшие варианты.

Решение записать Мишну — невзирая на запрет записывать Устную Тору — было основано на стихе из Теилим (119:126): «Время действовать ради Господа — они нарушили Тору Твою». Его толкуют так: бывают времена, когда во Имя Небес необходимо нарушить какое-то из установлений Торы (разумеется, решения подобного рода принимаются мудрецами). То есть в случае, если существует опасность, что слова Торы будут забыты, их разрешено записать.

Позже рабби Хия составил дополнения, названные Тосефта (от слова «тосефет» — «добавление»). Однако немалая часть Устной Торы все еще оставалась незаписанной и по-прежнему передавалась устно. Эта часть называются Барайта (от арамитского слова «бар» — «вне», т.е. знания, которые не были записаны в Мишне и остались как бы вне ее).

Мудрецы Израиля заучивали мишнает, барайтот и тосефтот наизусть и прекрасно их знали. Кроме того, они заучивали пояснения великих мудрецов Израиля к мишнам и барайтам.

В наше время этот факт древней жизни кажется фантастическим, однако заучивание наизусть происходило с необычайной добросовестностью и педантизмом, причем это было довольно массовым явлением, без преувеличения, нормой жизни для наших мудрецов.

Основным занятием мудрецов Израиля того времени было углублённое изучение мишнайот. Для этого они использовали различные методы и способы углублённого анализа, например, логическое «выведение» из слов Мишны (когда на основе упомянутого делают выводы о том, что не упомянуто), сравнение различных мишнайот между собой и сравнение их с барайтами и тосефтами. Обсуждение было чаще всего коллективным и происходило в батей мидраш («домах учения»). Кроме того, амораим обсуждали мнения великих мудрецов, комментирующие мишны и барайты. Во многих случаях мы видим, что мудрецы спорят о том, как правильно понимать ту или иную мишну.

Поскольку такие прояснения, а также дискуссии имели большое значение для понимания Мишны, они также заучивались и в точности передавались из поколения в поколение.

В связи с многочисленными сложностями и бедствиями, которые продолжал переживать еврейский народ, невозможно было не опасаться, что прояснение смысла Мишны, достигнутое таким титаническим трудом, может быть утрачено. Поэтому признанные мудрецы поколения приняли решение записать тот огромный объем знаний, который был накоплен к тому моменту. Первый раз это было сделано в Эрец Исраэль рабби Йохананом – речь идет о Талмуде, известном как Иерусалимский.

Название может ввести в заблуждение: на самом деле этот Талмуд был записан в Тверии, но назван «Иерусалимским», поскольку с Иерусалимом отождествлялась вся Эрец Исраэль. Многие ранние комментаторы называют этот труд «Талмуд Эрец Исраэль».

Примерно через 250 лет великие мудрецы Равина и рав Аши вместе с другими мудрецами своего поколения записали в Вавилонии Талмуд, называемый Вавилонским.

К сожалению, амораим не успели записать талмудический комментарий на все трактаты мишны.

Кроме этого, были записаны различные мидраши — учения, извлеченные из Письменной Торы.

Также были записаны книги Каббалы, где описана сокровенная часть нашей Торы. Основные из этих книг Зоар и Сефер а-Йецира.

Немного о боге

Также стоит сказать о том, что еще четыре тысячелетия тому назад евреи также верили во многих богов, как и остальные люди на Земле. Но все же каждый род поклонялся какому-то одному, по их мнению, самому сильному божеству. И в одной общине главным был Яхве. Именно этот культ постепенно выходил на первый план и занимал лидирующие позиции согласно количеству приверженцев.

Совершенно новый этап в иудаизме связан с появлением такой личности, как Моисей. Ученые уверены в том, что это может быть действительно некогда живший человек, главная заслуга которого – выведение евреев из египетского рабства

Важно также отметить, что самые первые книги Торы называют «Пятикнижием Моисея», что еще раз доказывает величие этой личности в иудаистской религии

Итак, бог евреев – Яхве. Однако есть и иное, несколько трансформированное его имя, которое чаще всего используется в европейских странах. Это Иегова.

Тест для закрепления материала

  1. 1Самый знаменитый символ иудаизма:
    • Звезда Давида
    • Полумесяц
    • Крест

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 1
    из
    7

  2. 2Главный пророк иудаизма:
    • Христос
    • Моисей
    • Будда

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 2
    из
    7

  3. 3Еврейской Библией называют:
    • Тору
    • Талмуд
    • Танах

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 3
    из
    7

  4. 4Какое количество книг включает Тора:
    • Четыре
    • Пять
    • Три

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 4
    из
    7

  5. 5Религиозные праздники иудеи отмечают по:
    • Солнечному календарю
    • Лунному календарю
    • Определенным датам

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 5
    из
    7

  6. 6В какой день недели отмечают Шабат?
    • Понедельник
    • Воскресенье
    • Суббота

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 6
    из
    7

  7. 7Согласно иудаизму, евреи были избраны Богом для того, чтобы:
    • Править человечеством
    • Судить человечество
    • Нести человечеству Истину

    Следующий
    вопрос
    Вопрос 7
    из
    7

Пройти
тест заново

А какая Ваша оценка этой статьи?

12345
3.3 из 5

Священные книги иудаизма

Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде.

Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков. Рис. 3. Менора — древнейший символ иудаизма

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Период королей

Несмотря на предыдущие победы, евреям все же приходилось защищаться от филистимлян на побережье и кочевых племен пустыни. Установление единой монархии и централизация военной, политической и религиозной власти было одним из способов усиления контроля в этом районе.

Как уже упоминалось, Саул был первым еврейским монархом. Его наследовал Давид, а в 966 г. до н.э. С., Соломон. К тому времени администрация, правительство и армия были уже централизованы.

Несмотря на то, что эта централизация благоприятствовала Соломону, экономическая ситуация вынудила его поднять налоги, что вызвало сильное неприятие среди населения.

Когда Соломон умер, еврейская монархия была разделена на два разных царства: Израиль, состоящий из десяти колен, со столицей в Самарии; и Иуда, состоящий из двух колен со столицей в Иерусалиме.

Rate article