АВРААМ (евр. ср. имя, засвидетельствованное в месопотамских клинописных
текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х
гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях
избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз), один из
патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов.
Согласно традиции, первоначально имел имя Ав-рам (в два слога), но в виде
особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного
слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого
возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ.
Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки Араама жили «за
рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2—3). Бог требует
от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в
землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется
весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради
доверия и преданности божеству. Субъективная психология
и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют
в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить
этот пробел. Послебиблейские легенды изображают,
например, как Авраам проходит через поиски высшего начала в мире стихий,
но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны — временем
ночи, что огонь гасится водой, вода — дар облаков, облака разгоняемы ветром
и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) —
всё имеет свой предел, кроме бога-творца (талмудический
комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и Авраам в акте
сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим
покровителям. Это ставит Араама в ситуацию конфликта с языческим миром,
начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только
идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, Авраам оказывается
жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашённого астрологическими предсказаниями;
впоследствии Нимврод требует от Авраама поклониться идолам или самому Нимвроду,
а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой Авраам вызволен
богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1, и др.) (мотив печи, параллельный
преданию о трёх отроках, в применении к Аврааму основан на игре слов или
лексическом недоразумении, так как «Ур Халдейский» читается
по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах Авраам — прототип
мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив
обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ
уверовать весь дом сожжён огнём с небес, — рассказывает памятник позднеиудаистической
апокалиптики «Откровение Авраама». В других текстах рисуется, как
Авраам учил познанию бога мужчин, а жена его Сарра — женщин.
Взгляд на Авраама, как на первого совершителя акта веры и постольку «отца
верующих», воспринят христианством (Быт. 12, 3; Гал. 3, б—9). Как утверждает
легенда, по велению Яхве Авраам на 75-м году жизни отправляется вместе
с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими
людьми в Ханаан (Быт. 12, 5), где ведёт жизнь патриархального главы рода
скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и
т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и
с местами новых откровений Яхве, неоднократно подтверждающего свою милость
к нему. В голодное время Авраам переходит в Египет, где с наивной хитростью
выдаёт Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует
её в свой гарем. Сарра действительно оказывается
у фараона, но её целомудрие чудесно защищено богом, и напуганный фараон
торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны
(12, 11—20). Раздел ареалов кочевий между Авраамом и Лотом закрепляет за
Авраамом Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там
жертвенник Яхве (13, 7—18). Затем Авраам выступает как герой-воитель: во
главе своих вооружённых слуг он успешно совершает поход против царя Элама
и союзных с ним царей, чтобы освободить пленённого Лота (14, 14—16). По
возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба
и вина (для христианской традиции — прообраз причастия),
отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую
часть добычи (14, 18—20). Между тем Авраама тревожит его бездетность:
он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Яхве
обещает ему потомство. Сарра предлагает Аврааму «войти» к её рабыне
Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребёнком госпожи;
так рождается Измаил. Следует новое явление Яхве, по своей
значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием
ко всей жизни Авраам: «ходи предо мною и будь непорочен» (17,1);
Яхве заключает с Авраамом «завет
вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки Авраама
не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком
«завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17, 10—
14). Бог ещё раз приходит к Аврааму в виде трёх странников (ангелов),
встречаемых Авраамом и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством
(христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности божества);
он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18,
9—15). От Авраама трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми
городами Содомом и Гоморрой; Авраам заступается за грешников и последовательно
испрашивает помилование всякому городу, в котором найдётся 50, 45, 40,
30, 20 или хотя бы 10 праведников (18, 16—32). Эпизод посягательства Авимелеха,
царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие
столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Яхве случается невозможное:
у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры
рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства (Измаил — старший,
но Исаак — вполне законный и притом получивший особое благословение
от бога) приводит к изгнанию Агари
и Измаила (21,9— 21). Трагическая кульминация пути Авраама как «друга божьего»
— испытание его веры: теперь, когда у Авраама есть, наконец, Исаак — единственная
надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), Авраам должен отказаться
от этой надежды. Бог требует:
«возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и
пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22,2). Авраам
повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической
иронии. «И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: „Отец мой!" И сказал тот:
„Вот я, сын мой!" И сказал он: „Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?"
И сказал Авраам: „Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой"» (22,
7—8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике
и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел останавливает жертвоприношение;
вместо Исаака в жертву идёт запутавшийся рогами в зарослях баран (22, 9—13).
Авраам вознаграждён за верность новым благословением себе и своему потомству
от Яхве (22, 15—18). После смерти Сарры Авраам женится на женщине по имени
Хеттура (Кетура), у него рождается ещё 6 сыновей. Авраам
умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный
[жизнью]» (25, 8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в
пещере Махпела.
Библейский образ Авраама совмещает ряд граней. Это
герой — родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры — различных
арабских племён; через своего внука Исава (сына Исаака) — прародитель эдомитов;
с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммонитян.
В рассказах о заключении завета с Яхве, об установлении обрезания и т.
п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец,
в своём гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет
собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая
мифологизация образа Авраама в позднеиудаистической литературе усиливает
черты культурного героя (Авраам оказывается первоучителем астрономии и
математики, изобретателем алфавита и т. п.).
Сцена принесения Авраамом в жертву
Исаака запечатлена в росписи синагог в Дура-Европосе (сер. 3 в.) и Бет-Альфе
(1-я пол. 6 в.), катакомбы Присциллы в Риме (кон. 3 — нач. 4 вв.) в средневековой
миниатюре (Эчмиадзинское евангелие 10 в. и др.) в пластическом декоре средневековых
соборов (скульптурная группа собора в Шартре и др.) рельефах (рельефы для
дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти),
в картинах А. дель Сарто, П. Рубенса, Рембрандта, А. П. Лосенко. Сцена
бла-гословения Авраама. Мельхиседеком нашла воплощение в мозаиках
церквей Санта-Мария Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне; фреске Рафаэля,
картинах Д. Баутса, Л. Лотто, Тинторетто, Рубенса,
П. Ластмана, Дж. Б. Тьеполо. В византийском и древнерусском
искусстве наиболее популярна была сцена прихода к Аврааму трёх странников,
изображавшихся в виде ангелов (фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения
в Новгороде, московские, новгородские и псковские иконы.. Среди произведений
западноевропейского искусства на этот сюжет — рельеф Гиберти, фреска Рафаэля,
гравюры Луки Лейденского и X. Хольбейна Старшего, картины Л. Карраччи,
П. Ластмана, Рембрандта, Б. Э. Мурильо, А. де Геллера и др. В средневековом
искусстве нашёл также воплощение сюжет;— праотец Авраам в раю
с душами умерших праведников на коленях или во чреве — «лоно авраамово»
(«Золотые ворота» Фрейбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге,
роспись Успенского собора во Владимире). В искусстве 16—18 вв. разрабатывались
некоторые другие сюжеты: круг сцен, связанный с Авраамом, Саррой и Агарью
«Авраам наставляет египтян астрономии» (Джорджоне) и др. Авраам (начиная
с позднего средневековья) чаще всего предстаёт в облике величавого бородатого
старца.
Отзывы
Читайте также:
Гедеон
Гедеон, Гидеон (евр. gibe?’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал
(евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический
герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» ... подробнее
Киферон
Киферон, в греческой мифологии царь Платей, живший возле горы,
получившей его имя (топонимический миф). Один из вариантов мифа приписывает
Киферону примирение поссорившихся Геры
и Зевса. Киферон ... подробнее
Нахуша
Нахуша (санскр. Nahusa), мифический древнеиндийский царь, сын Аюса,
внук Пурураваса и отец Яяти.
Легенда о Нахуше, возвеличивающая брахманов, несколько раз с небольшими
вариациями рассказана в ... подробнее
Вена
Вена (др.-инд. Vena), в индийской мифологии царь, сын Анги или Ману
(или потомок его). О В. рассказывается в «Махабхарате», «Вишну-пуране»,
«Бхагавата-пуране», «Хариванше» и др. Став царём, Вена ... подробнее
Сиринга
Сиринга, Сиринкс, в греческой мифологии нимфа-гамадриада,
обитавшая в Аркадии. Сиринга почитала Артемиду
и строго хранила свою девственность. Боги и сатиры
не раз преследовали прекрасную Сирингу... подробнее