АГАМЕМНОН - в греческой мифологии сын Атрея
и Аэропы, предводитель греческого
войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом
Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь
Спарты Тиндарей пойдя походом на Микены, заставил Фиеста
уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые
античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на
дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел
трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил
Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против
Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из
греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает Агамемнона
доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает
его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона
являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань,
Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида;
богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго
не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою
дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду
Клитеместры к мужу. Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности
Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой
выкуп отцу Хрису, жрецу
Аполлона, и бог, вняв
мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется
истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона
возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу
Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого
Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков (Нот. II. I 8—427; IX 9—692).
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая
поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия
Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился
на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии
мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия
Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на
первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной
радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла
три смертельных удара.
Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся
положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают
.возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую
роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет
«Зевс-Агамемнон» показывает,
что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных
героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского
пантеона перешли к Зевсу.
Из драматических произведений античности,
посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила
(первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской
драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился
вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье
и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической
тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть
Агамемнона», «Электра»).
В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный
персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона
"и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих
ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве
сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра»
Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия
«Оре-стея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера;
«Орестея» Д. Мийо;
«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти
и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).
Отзывы
Читайте также:
Амфион
АМФИОН - в греческой мифологии сын Зевса и Антиопы, близнец Зета. Амфион с Зетом по приказу царя Фив Лика сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у подножия горы ... подробнее
Амбри
Амбри – в грузинской мифологии герой, отличающийся громадной силой, ростом и весом. В цикле сказания об Амирани и Амбри связан мотив «погребения заживо»: еще живого Амбри везут к месту ... подробнее
Акаст
Акаст - в греческой мифологии фессалийский герой, сын царя города Иолка
Пелия,
участник похода аргонавтов и калидонской
охоты. После возвращения аргонавтов сестры Акаста Пелиады ... подробнее
Завулон
Завулон (греч. ?, евр., «оставаться»,
«находиться», , «помещение», «храм»), в ветхозаветном предании один из
двенадцати сыновей Иакова, последний из шести
сыновей, рождённых Лией (Быт. 30, ... подробнее
Попел
Попел, Пепел (польск. Popiel), в западнославянской раннеисторической
традиции легендарный князь, изгнанный за неправедность своими соперниками
из рода Котышки и заеденный мышами (ср... подробнее