АГАМЕМНОН - в греческой мифологии сын Атрея
и Аэропы, предводитель греческого
войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом
Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь
Спарты Тиндарей пойдя походом на Микены, заставил Фиеста
уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые
античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на
дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел
трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил
Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против
Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из
греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает Агамемнона
доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает
его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона
являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань,
Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида;
богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго
не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою
дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду
Клитеместры к мужу. Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности
Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой
выкуп отцу Хрису, жрецу
Аполлона, и бог, вняв
мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется
истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона
возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу
Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого
Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков (Нот. II. I 8—427; IX 9—692).
О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая
поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия
Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился
на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии
мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия
Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на
первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной
радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла
три смертельных удара.
Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся
положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают
.возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую
роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет
«Зевс-Агамемнон» показывает,
что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных
героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского
пантеона перешли к Зевсу.
Из драматических произведений античности,
посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила
(первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской
драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился
вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье
и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической
тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть
Агамемнона», «Электра»).
В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный
персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона
"и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих
ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве
сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра»
Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия
«Оре-стея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера;
«Орестея» Д. Мийо;
«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти
и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).
Отзывы
Читайте также:
Люхва
Люхва
(«ивовый цветок») в корейской мифологии
дочь речного божества хаюака, мать основателя государства Когуре Чумона.
В ранних китайских записях («Лун хэн», «Критические исследования» Ван Чуна
1 в .н. э.; «Хоу Хань шу», «История Поздней Хань», 5 в., и др.) Люхва
выступает служанкой правителя царства северных варваров, которая зачала
от водуха, сошедшего с небес в виде куриного яйца, и родила сына. В буддий-ском
сочинении «Лес жемчуга ... подробнее
Дауд
Дауд, в мусульманской мифологии пророк. Соответствует библейскому Давиду.
Коран называет его царём, наместником аллаха. Согласно Корану, Дауд убил
Джалута (2:250), «и даровал ему аллах власть и мудрость» (2:252). Дауд
был так же мудр, как Сулайман, выносил
решения в трудных спорах (27:15). В Коране содержится намёк на несправедливый
поступок, совершённый Даудом, и на последующее раскаяние (38:20-25). С
псалмами Дауда («за бур Дауда.») связаны упоминания ... подробнее
Антиной
АНТИНОЙ - в греческой мифологии предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея, самый знатный и самый наглый из них. По его совету женихи устроили засаду сыну Пенелопы и Одиссея Телемаху, чтобы убить его при возвращении на Итаку; их замысел не достиг цели только благодаря вмешательству Афины, покровительствовавшей Телемаху. Антиной много раз оскорблял Одиссея, явившегося во дворец под видом нищего странника, и Эвмея, который его ... подробнее
Шэнь-нун
Шэнь-нун («божественный земледелец»), в древнекитайской мифологии один
из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало
земледелия, мудрый правитель. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии
контаминировался с образом солярного божества Янь-ди.
По преданию, мать Шэнь-нуна - Нюй-дэн зачала его после того,
как увидела чудесного дракона.
Представляется, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические
первопредки (Нюй-ва, Фу-си),
- ... подробнее
Юдифь
Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая
вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги
Юдифи. Когда полководец ассирийского царя НавуходоносораОлоферн
осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная
Юдифь, надев свои лучшие одежды и захватив с собой провизию и служанку,
выходит из города и направляется во вражеский стан. Там она предстаёт пред
изумлённым ее красотой Олоферном, кот ... подробнее