Агарь

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
              АГАРЬ (ср. этнич. обозначение араб. «агаряне», а также глагол «отвращаться»,   «откочёвывать», «бежать», откуда араб. «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лищ Быт. 30), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к Агари, с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако ещё во время беременности Агари между ней и госпожой начинаются конфликты, и Агарь бежит (ср. этимологию её имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у неё родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16 4—16). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9—10); Агарь на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает от смерти Агарь с сыном (21, 15—19). Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из Агари дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость Агари, то, напротив, её неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подроб-ности её ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53). 
        Изгнание Агари — частая тема европейской живописи 16—18 вв. (картины Гверчино, П. П. Рубенса, Рембрандта, К. Лоррена И ДР.)

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Ма-юаньпуаи

Ма-юаньпуаи («главнокомандующий Ма»), в поздней китайской народной мифологии трёхглазое чудовище. Ма-юаньпуаи считается перерождением духа Чжи Мяо-цзи, приговорённого Буддой к перерождению за излишнюю жестокость в истреблении злых духов. Для того чтобы выполнить этот приказ, он проник в материнское лоно некой Ма Цзинь-му (отсюда, вероятно, и его фамилия Ма) в виде пяти огненных шариков. После появления на свет Ма-юаньпуаи в трёхдневном возрасте убил царя драконов ...
подробнее

Абдер

           Абдер — в греческой мифологии сын Гермеса, наделенный необычайной красотой. Он был спутником Геракла, посланного Эврисфеем добывать коней Диомеда. Свирепые кони, которых Диомед кормил человеческим мясом, растерзали прекрасного юношу. Геракл долго оплакивал Абдера, а потом решил построить в его честь город и назвал его Абдеры, чтобы увековечить память сына Гермеса. Однако в истории Абдеры прославил великий греческий философ Демокрит, который родился (ок. 460 г. до ...
подробнее

Авель

                 АВЕЛЬ - «сын»; в ветхозаветном повествовании второй сын  прародителей людей Адама и Евы,  «пастырь овец», убитый своим старшим братом земледельцем Каином из  зависти: жертва, принесённая Каином («от плодов земли»), была отвергнута богом, а жертва Авеля (первородными ягнятами его стада) — принята благосклонно (Быт. 4, 2—8).  Подробнее о развитии сюжета, отражении его в искусстве и литературе см. в ст. Каин.          ...
подробнее

Юдифь

   Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги Юдифи. Когда полководец ассирийского царя НавуходоносораОлоферн осаждает город Иудеи Ветилуй и в городе иссякают запасы воды, прекрасная Юдифь, надев свои лучшие одежды и захватив с собой провизию и служанку, выходит из города и направляется во вражеский стан. Там она предстаёт пред изумлённым ее красотой Олоферном, кот ...
подробнее

Алкестида

               АЛКЕСТИДА  - в греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета. Когда её муж, обречённый на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мёртвых, Алкестида соглашается сойти в аид вместо Адмета. Своё решение Алкестида объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить  царство  и   обеспечить будущее детей. Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный приём, замеча ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru