Агарь

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
              АГАРЬ (ср. этнич. обозначение араб. «агаряне», а также глагол «отвращаться»,   «откочёвывать», «бежать», откуда араб. «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лищ Быт. 30), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к Агари, с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако ещё во время беременности Агари между ней и госпожой начинаются конфликты, и Агарь бежит (ср. этимологию её имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у неё родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16 4—16). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9—10); Агарь на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает от смерти Агарь с сыном (21, 15—19). Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из Агари дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость Агари, то, напротив, её неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подроб-ности её ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53). 
        Изгнание Агари — частая тема европейской живописи 16—18 вв. (картины Гверчино, П. П. Рубенса, Рембрандта, К. Лоррена И ДР.)

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Пирам

Пирам (Pyramus), в античной мифологии вавилонский юноша, возлюбленный Фисбы. Они жили в Вавилоне в соседних домах, но родители не разрешали им встречаться. В стене, разделявшей дома, была щель, и через неё юноша и девушка глядели друг на друга и беседовали по ночам. Однажды они условились о встрече ночью в уединённом месте у могилы легендарного основателя ассирийского царства Нина. Первой пришла Фисба и увидела у гробницы львицу с окровавленной мордой. Бросившись бежать, Фисба обронила ...
подробнее

Иуда Искариот

     Иуда Искариот (Искариот -  евр. «человек из Кериота», где Кериот - обозначение населённого пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу, ср. Иис. Нав. 15, 25 и др.; иногда значение выводят из арам. «лживый»; или греч. «сикарий»; выдвинута также версия: Искариот=«красильщик»), в христианских религиозно-мифологических представлениях один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Сын некоего Симона; если традиционное истолкование прозви ...
подробнее

Брюнхильда

               БРЮНХИЛЬДА (имя этимологически связано с исл. «бой», точнее «поединок, происходящий на освящённом огороженном месте»), героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса. В эддических песнях Брюнхильда фигурирует как богатырша; «Сага о Вёльсунгах» отождествляет с ней валькирию Сигрдриву, разбуженную Сигурдом ото сна, в который её погрузил Один. Помолвка её с Сигурдом расстроилась, т. к. он, выпив напиток забвения, утратил память об их встрече и взял в ж ...
подробнее

Тригумцэнпо

Тригумцэнпо (gri-gum-btsan-po, «царь, убивший себя ножом»), в тибетской мифологии первый тибетский царь, погибший на земле, для которого потребовалась могила; до него все цари спускались на землю по верёвке «му», ночью возвращались на небо, после смерти превращались в свет. Т. происками своего конюшенного по имени Лонам лишился своих лха и в поединке с Лонамом нечаянно перерезал ножом верёвку «му», соединявшую его с небом. Труп Т. положили в м ...
подробнее

Гао-яо

Гао-яо (кит., букв. «деревянный остов для барабана»), в древнекитайской мифологии помощник мудрого правителя Шуня (по другой версии - Яо), вершивший справедливый суд. Изображался с птичьим клювом и зелёным лицом. Если Гао-яо сомневался в чьей-либо виновности, то приказывал своему помощнику, однорогому барану сечжаю бодаться. Тот бодал виновного, а невиновного не трогал. По другой версии, Гао-яо помогал зверь с зелёной шерстью, похожий на медведя. Можно предположить, что в источниках, ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru