АГАСФЕР - «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского
средневековья. Имя Агасфер — стилизованное библейское имя, произвольно
заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири (где передаётся имя
персидского царя Ксеркса); в более ранних версиях легенды
встречаются и другие имена — Эспера-Диос («надейся на бога»),
Бутадеус («ударивший бога»), Картафил. Согласно
легенде, Агасфер во время страдальческого пути Иисуса Христа
на Голгофу под бременем
креста оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти
дальше; за это ему самому отказано в покое могилы, он обречён из века в
век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который
один может снять с него зарок. На возникновение легенды оказали влияние
религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют
собой исключение из общего закона человеческой смертности и дожидаются
эсхатологической развязки (согласно Библии, таковы Енох и Илия) и что такая
судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа
(ср. Матф. 16, 28); в легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного
мотива проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания,
но запрещает лишать его жизни (Быт. 4, 10—15). В ней отразились и некоторые
аспекты отношения средневековых христиан к евреям: в них видели людей,
не имевших родины и обречённых на скитания, но «чудом» сохранявших этническую
и религиозную самобытность, а также живую реликвию «священной истории»
Ветхого и Нового
заветов, убийц Христа и осквернителей «завета с богом», но в эсхатологическом
будущем — примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего
обетования (так понимали во взаимосвязи Захар. 12, 10, Ос.
1, 7, Малах. 4, 5, Матф. 17, 10 и Рим. 11). Все эти моменты присутствуют
в легенде об Агасфере: это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе,
грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом
как привидение и дурное знамение (ср.
более позднее предание о Летучем голландце), но через само проклятие соотнесённый
с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в «этом мире», а
в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего
мира. Структурный принцип легенды — двойной парадокс, когда тёмное и светлое
дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий
(ср. этот мотив в эпосе о Гилъгамеше} в данном случае оборачивается проклятием,
а проклятие — милостью (шансом ис-купления). В фольклорной традиции Агасфер
оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами ски-тальцев
(Дикий охотник и др.) и вообще существами, с которыми возможна неожиданная
и странная встреча (напр., Рюбецаль, горный дух средневековых легенд);
как и они, он необходимо выступает (по самой структуре мотива) то жутким
и опасным, то готовым на помощь и добрым.
Легенда о «Вечном жиде» становится достоянием
литературы с 13 в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского,
вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ,
прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым
современником и оскорбителем Христа по имени Картафил («сторож претория»);
он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведёт жизнь аскета и молчальника,
отвечая только на благочестивые вопросы паломников; при встрече с
Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается
к 30-летнему возрасту. Атмосфера этой версии — отголосок эпохи крестовых
походов и великих паломничеств. В 15 в. известны более мрачные и жестокие
версии, в которых акцент переносится с раскаяния «Вечного жида» на его
наказание (напр., он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье, или живёт
в заточении, за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих
к нему: «Идёт ли уже человек с крестом?»). В 1602 выходит анонимная народная
книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер» (в ней
впервые герой легенды получает имя Агасфер); переиздания, переводы и перелицовки
на разных европейских языках следуют во множестве: образ бывшего иерусалимского
сапожника, высокого человека с длинными волосами и в оборванной одежде
тяготеет над воображением целой эпохи (в 1603 «появление» Агасфера засвидетельствовано
горожанами Любека, в 1642 он «приходит» в Лейпциг; его «видят» в Шампани,
в Бове и т. д.). В 18 в. легенда об Агасфере становится предметом всеобщих
насмешек и уходит в деревенский фольклор (впрочем, печатное сообщение о
встрече с Агасфером было опубликовано в США в одной мормонской газете ещё
в 1868). Зато образ Агасфера из предмета веры превращается в популярный
предмет творческой фантазии. Молодой И. В. Гёте обращается к образу Агасфера,
чтобы выразить новое, проникнутое историзмом представление о религиозно-психологической
атмосфере в Иерусалиме времён Христа (фрагмент неоконченной поэмы «Вечный
жид», 1774). К. Ф. Д. Шубарт трактует образ и сюжет в духе радикального
просветительства («Вечный жид», 1787). Для романтиков сюжет легенды об
Агасфере, дававший богатые возможности переходить от экзотических картин
сменяющихся эпох и стран к изображению эмоций обречённости и мировой скорби,
был особенно привлекателен; его разрабатывали П. Б. Шелли, И. К. Цедлиц
и многие другие; в России — В. А. Жуковский (неоконченная поэма «Агасфер,
Вечный жид»). Э. Кине (философская драма «Агасфер», 1833) превратил Агасфера
в символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего
свой путь заново. В авантюрном романе Э. Сю «Вечный жид» (1844—45) Агасфер
выступает как таинственный благодетель, антагонист иезуитов.
Современный вариант «агасферовского» сюжета о проклятии
тяготящего, безрадостного бессмертия дал аргентинский
писатель X. Л. Борхес в рассказе «Город бессмертных», героя которого примечательным
образом зовут Иосиф Картафил, хотя топика христианской
легенды как таковой полностью элиминирована (Картафил
идентичен не то с римским легионером 4 в., не то с Гомером, он не еврей
и никогда не видел Христа).
Отзывы
Читайте также:
Афаретиды
АФАРЕТИДЫ - в греческой мифологии сыновья мессенского царя Афарея Идас и Линкей, двоюродные братья Диоскуров. Они — участники калидонской охоты, похода аргонавтов (I 9, 16). Идас ... подробнее
Сисиф
Сисиф,
Сизиф, в греческой мифологии сын царя эолян Эола
и Энареты, внук Эллина, брат Кретея,
Афаманта,
Салмонея и других героев, супруг плеяды
Меропы, отец Главка,
дед Беллерофонта ... подробнее
Аднан
АДНАН - в мусульманской традиции предок — эпоним всех «северных» арабов, противопоставлявшихся «южным» арабам — потомкам Кахтана. Эта этногенеалогическая группа в предании ... подробнее
Мезенций
Мезенций, Мезентий (Mezentius), в римской мифологии царь этрусского
города Цере, жестокий тиран, изгнанный своими подданными и бежавший к Турну,
на стороне которого воевал против Энея.
Мезенций ... подробнее
Леандр
Леандр
- в греческой мифологии юноша, влюбленный в жрицу Афродиты
Геро. Леандр жил на побережье Малой Азии
в городе Абидосе, а Геро - по другую сторону Геллеспонта в Сестре. Геро
каждую ночь ... подробнее