Гуляя в чистом поле, богатыри наезжают на камень, указывающий
на три дороги: одна в Муром, другая в Чернигов, третья в Киев. Алеша предлагает:
Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру.
Так еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав
киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй
Муромцем и Добрыней Никитичем. Главный его подвиг
—поединок с Тугарином.
В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как
чудовище:
В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
Промеж плечей косая сажень,
Промежу глаз калена стрела,
Конь под ним — как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит.
Это явно мифологический персонаж, но, что характерно
для былин, он действует в обстановке исторического Киева. Он выступает
как чужеземный захватчик. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами
встречают его с почетом — они бессильны ему сопротивляться. Его несут двенадцать
слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, Тутарин проглотил
ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за
Тугарином, — это Алеша. Он сидит на печи и надсмехается:
У нас. у дядюшки, была собака старая,
Да охоча собака да по пирам ходить,
Да и костью собака да задавилася,
Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.
Взбешенный этими словами, Тугарин
бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить
нож. Вслед за этим между ними происходит поединок — уже в чистом поле.
Тугарина окружают змеи огненные. У его коня -- крылья, а в некоторых версиях
и сам Тугарин имеет за плечами крылья, правда, почему-то бумажные. Алеша
прежде всего молится Богу,
чтобы тот принес дождь, который вымочил бы крылья. Так и происходит, и
Тугарин не может подняться в небо, а на земле у него сила уже не та. Алеша
прибегает к хитрости — он заставляет Тугарина обернуться назад («Что за
силу ты с собой ведешь?») и мгновенно наносит удар. Он возвращается в Киев,
держа на острие копья голову Тугарина. В былинах, записанных в XVIII—XIX
веках, есть подробности, выставляющие в очень не-выгодном свете князя Владимира
и особенно княгиню Апраксию. Владимир выглядит со-вершенно беспомощным
и трусоватым, Тугарин унижает его, и он молча все терпит. А для
княгини Тугарин — «друг милый», и она бранит богатыря за то, что тот разлучил
ее с ним. Не решаемся утверждать, что эти же мотивы в текстах былин более
раннего вре-ени выражались столь же отчетливо. В характере былинного Алеши
Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость,
резкость поступков и высказываний.
В Древней Руси верили в то, что жил в действительности богатырь Алеша.
Под именем «храбра» Александра Поповича он упоминается в летописях как
историческое лицо. Он родом из Ростова, успешно бьется с различными противниками,
участвует в княжеских междоусобицах и гибнет вместе с другими «храбрыми»
в битве на реке Калке.
Отзывы
Читайте также:
Бастварай
БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на среднеперсидском — Баствар (Бастур, Настур), сын Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см... подробнее
Яда
Яяти (др.-инд.), мифический царь индийской древности, сын Нахуши.
От своей жены Деваяни и её служанки Шармиштхи Яяти. имел
пятерых сыновей, в т. ч. Яду
- родоначальника племени ядавов,
в ... подробнее
Дзимму-тэнно
Дзимму-тэнно (др.-япон., «правитель Дзимму»), мифический правитель
Японии, восшествие которого на престол официально считается началом создания
японского государства (660 до н. э.). Согласно ... подробнее
Тянь-юй юаньшуай
Тянь-юй юаньшуай («главнокомандующий Тянь-юй»), в поздней китайской
народной мифологии сын зелёного дракона (см. Цин-лун).
Родился в поле во время сильного дождя, поэтому и был назван Тянь-юй ... подробнее
Гиппомедонт
Гиппомедонт, в греческой мифологии брат или племянник Адраста,
участник похода семерых против Фив. Античные авторы подчёркивают
его огромный рост и физическую силу, которые, однако, не спасли ... подробнее