Алпамыш

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
         АЛПАМЫШ, у узбеков, казахов и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша),   казанских   татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш)  герой-богатырь, центральный персонаж одноимённого эпоса. В его среднеазиатских версиях (с которыми в основных чертах  совпадают башкирская, казанско-татарская и алтайская) Алпамыш чудесным образом после вмешательства святого — дивана рождается у бездетного главы племени кунграт. Святой-покровитель наделяет его также магической неуязвимостью. По велению свыше Алпамыш с колыбели обручён с красавицей Бар-чин. Отец Барчин поссорился с отцом Алпамыша и откочевал со своим родом в страну калмыков. Калмыцкие богатыри пытаются заставить Барчин выйти замуж за одного из них. Узнав об этом, Алпамыш отправляется к ней на помощь. Победив соперников в состязаниях, он женится на Барчин и увозит её на родину. Вскоре, узнав, что тесть терпит притеснения от калмыков, Алпамыш совершает новый поход в их страну, но попадает в плен и семь лет проводит в подземной темнице. Бежав оттуда, он возвращается домой и узнаёт, что новый правитель вверг его семью в нищету и пытается заставить Барчин стать его женой, а свадьба назначена на тот же день. Неузнанный, Алпамыш проникает на свадебный пир и, оказавшись единственным, кто смог натянуть старый богатырский лук Алпамыш, побеждает в состязаниях в стрельбе. Будучи затем узнан, он вместе с друзьями истребляет своих врагов и вновь объединяет народ под своей властью. Сюжет эпоса об Алпамыше восходит к мифологии древних тюркских и монгольских народов; наиболее архаичные представления об Алпамыше зафиксированы в алтайской богатырской сказке «Алып-Манаш», где герой наделён чертами шамана, а страна, в которую он направляется за невестой, — признаками   потустороннего мира, лежащего за недоступным водным рубежом царства мёртвых. Следы шаманского обличья Алпамыша сохранил также в некоторых версиях башкирского сказания «Алпамыша и Барсын хылуу». «Из девяти овчин не вышла шапка, из девяноста овчин не вышла шуба» (для Алпамыша), — говорится в нём; так же описывается и шаманский дух-помощник у казахов, киргизов, алтайцев.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Кеней

Кеней, в греческой мифологии великан, лапиф, сын Элата (букв. «ель»); во время битвы лапифов с кентаврами последние, не сумев убить неуязвимого Кенея, заживо погребли его, вдавив в землю ...
подробнее

Далила

Далила, Делила [евр., возможно, «ниспадающие волосы», «кудри»; другие попытки объяснения - от арабского dalla, «соблазнять», «кокетничать»; Далила - укороченное теофорное имя, сходное с аккадским ...
подробнее

Полиник

      Полиник, в греческой мифологии сын фиванского царя Эдипа и Иокасты, брат Этеокла и Антигоны. По наиболее древней версии мифа, содержавшейся в эпической поэме «Фиваида», после ...
подробнее

Трита

Трита, Фрита (авест. букв. «третий»), в иранской мифологии третий человек, приготовивший напиток хаому («Ясна» 9, 10, «Видевдат» 20,2). О Трите рассказывает Заратуштре сам Хаома (божество этого ...
подробнее

Гуйгу-цзы

Гуйгу-цзы («учитель из долины бесов»), в древнекитайской мифологии бессмертный. Согласно мифу, Гуйгу-цзы носил фамилию Ван и имя Сюй (по другой версии - Ли) и жил при государе Хуан-ди, помогая ему ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru