Алпамыш

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
         АЛПАМЫШ, у узбеков, казахов и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша),   казанских   татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып-Манаш)  герой-богатырь, центральный персонаж одноимённого эпоса. В его среднеазиатских версиях (с которыми в основных чертах  совпадают башкирская, казанско-татарская и алтайская) Алпамыш чудесным образом после вмешательства святого — дивана рождается у бездетного главы племени кунграт. Святой-покровитель наделяет его также магической неуязвимостью. По велению свыше Алпамыш с колыбели обручён с красавицей Бар-чин. Отец Барчин поссорился с отцом Алпамыша и откочевал со своим родом в страну калмыков. Калмыцкие богатыри пытаются заставить Барчин выйти замуж за одного из них. Узнав об этом, Алпамыш отправляется к ней на помощь. Победив соперников в состязаниях, он женится на Барчин и увозит её на родину. Вскоре, узнав, что тесть терпит притеснения от калмыков, Алпамыш совершает новый поход в их страну, но попадает в плен и семь лет проводит в подземной темнице. Бежав оттуда, он возвращается домой и узнаёт, что новый правитель вверг его семью в нищету и пытается заставить Барчин стать его женой, а свадьба назначена на тот же день. Неузнанный, Алпамыш проникает на свадебный пир и, оказавшись единственным, кто смог натянуть старый богатырский лук Алпамыш, побеждает в состязаниях в стрельбе. Будучи затем узнан, он вместе с друзьями истребляет своих врагов и вновь объединяет народ под своей властью. Сюжет эпоса об Алпамыше восходит к мифологии древних тюркских и монгольских народов; наиболее архаичные представления об Алпамыше зафиксированы в алтайской богатырской сказке «Алып-Манаш», где герой наделён чертами шамана, а страна, в которую он направляется за невестой, — признаками   потустороннего мира, лежащего за недоступным водным рубежом царства мёртвых. Следы шаманского обличья Алпамыша сохранил также в некоторых версиях башкирского сказания «Алпамыша и Барсын хылуу». «Из девяти овчин не вышла шапка, из девяноста овчин не вышла шуба» (для Алпамыша), — говорится в нём; так же описывается и шаманский дух-помощник у казахов, киргизов, алтайцев.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эпигоны

Эпигоны (греч. «потомки»), в греческой мифологии сыновья вождей, выступивших в поход против Фив и погибших под стенами этого города (см. Семеро против Фив). Эпигоны отправляются в новый поход на Фивы, чтобы отомстить за смерть отцов. Обычно в источниках даётся интервал в десять лет между походом семерых и походом Эпигонов. В отличие от похода семерых, поход Эпигонов начинается при благоприятных предзнаменованиях, указывающих на готовность богов помогать им; в ответ на это Эпигоны обещ ...
подробнее

Паллантиды

Паллантиды, в греческой мифологии пятьдесят сыновей Палланта, внуки Пандиона, двоюродные братья царя Тесея. Паллантиды оспаривали власть Эгея, считая его приёмным сыном Пандиона, и не признали Тесея, когда тот явился неожиданно из Трезена, чтобы получить власть после смерти Эгея. В борьбе с Тесеем Паллантиды были побеждены и перебиты. После убийства Паллантидов Тесей и Федра получили очищение в Трезене.      
подробнее

Милет

 Милет - в греческой мифологии - сын Аполлона и Ареи. Из-за него возникла война между сыновьяи Зевса, рожденными Европой. Миносом и Сарпедоном. Победу одержал Минос, а Милет вынужден был бежать на побережье Карии, где он основал поселение, которое он и назвал именем - Милет.           
подробнее

Ай-Алек

          Ай-алек – в мифологии мочика (индейцев Южной Америки) культурный герой, божество, покоритель земледелия (образ реконструирован по вазописи, название условно). Ай-алек очищает землю от чудовищ, сражается с божествами моря. Он главенствует над зооморфными божествами (Лисом, Совой, Колибри и многими другими). У Ай-алека есть соперник, вероятно, его брат.
подробнее

Карна

Карна (др.-инд. Karna), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», внебрачный сын матери пандавов   Кунти и бога солнца Сурьи. Карна родился с естественным панцирем на теле и чудесными серьгами (атрибутами Сурьи), делающими его неуязвимым. Впоследствии, чтобы лишить Карну его неуязвимости, Индра, переодевшись брахманом, попросил у него эти панцирь и серьги, и Карна, никогда не отказывавший просителю, срезал их со своего тела. Пытаясь скрыть рождение Карны, Кунти ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru