АМИРАНИ, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса «Амираниани».
Сказания об Амирани зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах
грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней
стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных
грузинам народов Кавказа). Образ Амирани прослеживается в археологических
памятниках, которые датируются 3-м тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты,
Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). Амирани рождён богиней
охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант
рождения Амирани в результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к
эпохе матриархата; в некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется
кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке
быка (тёлки). Божественное происхождение Амирани отмечено изображением
луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела
были золотыми. Амирани огромного роста, глаза у него с сито, он похож на
чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Амирани наделён неутомимостью
волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой
летит вниз с горы бревно; он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает
его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри).
Чаще всего сила Амирани приписывается магическому благословению крёстного
отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения христианства
вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением
Амирани в воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-ба-тони.
В подвигах Амирани (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе
со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо
видна связь с космогоническими мотивами. Вешапи проглатывает
Амирани, но последний, раз резав его чрево, выходит вовне обновлённым.
При этом Амирани вставляет в разрез рёбер вешапи
плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться
из чрева. Амирани похищает небесную деву Камари, вероятно,
олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей
над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и
грозовых туч. Амирани обучает людей кузнечному делу; он сам первоклассный
кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч — непременный атрибут Амирани).
В образе Амирани проявляются и другие черты культурного героя. В западногрузинском
и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.
За богоборчество Амирани прикован к скале
в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная
Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг
страстной недели (в тушетском варианте — в ночь под Рождество) приставленные
богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера
разверзается, и можно увидеть Амирани.
С распространением христианства Амирани приобретает характер
героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом,
Георгием, Илиёй и др.
Сказания об Амирани получили отражение и развитие
в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели
«Витязь в тигровой шкуре». Амирани типологически близок Прометею и Абрскилу.
Отзывы
Читайте также:
Сфено
Сфено - в греческой мифологии "могучая" - имя одной из горгон, дочерей
Форкиса. Она была бессмертной и обитала на Западе.
подробнее
Эвридика
Эвридика,
в греческой мифологии:
1) жена фракийского певца Орфея. Однажды,
когда Эвридика с подругами-нимфами
водила хороводы в лесу, её ужалила змея
и Эвридика умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в аид.
Звуками своей лиры он укротил Кербера
и растрогал Аида и Персефону,
которые разрешили Орфею вывести Эвридику на землю при условии, что он не
взглянет на неё прежде, чем придёт в свой дом. Орфей нарушил запрет и навсегда
потерял Эвридику. (Apollod. ... подробнее
Елена
Елена, в греческой мифологии спартанская царица,
прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса,
матерью - Леду или Немесиду.
В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем,
досталась по жребию Тесею, который поселяет её у своей матери Эфры в Афидне
(по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются
в преисподнюю, чтобы добыть Персефону,
Елену освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу
Леды ... подробнее
Калхант
Калхант, в греческой мифологии жрец из Микен, сын Феонои
и внук Аполлона, от
которого получил дар прорицания. Калхант- участник похода ахейцев под Трою;
ещё в пути, в Авлиде, он истолковал знамение со змеей, уничтожившей восемь
птенцов и их мать, объявив, что Троя будет взята на десятый год. Он же
потребовал принесения в жертву Ифигении,
чтобы умилостивить Артемиду
(Hyg. Fab. 98, трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде»).
По его совету был разыскан Филоктет - ... подробнее
Эгей
Эгей,
в греческой мифологии афинский царь, сын Пандиона
и отец Тесея. После смерти Пандиона его
сыновья отправились походом на Афины, чтобы изгнать оттуда сыновей Метиона,
в своё время удаливших из Афин их отца. Верховная власть в Афинах досталась
Эгею. Однако он ни от одной из двух жён не имел наследников и, опасаясь
своих братьев, отправился к пифии
узнать свою судьбу. Загадочные слова оракула были поняты
мудрым царём Питфеем, у которого в Трезенах
остановился Эгей. Напоив гостя, Питфей уложил его ... подробнее