АМИРАНИ, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса «Амираниани».
Сказания об Амирани зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах
грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней
стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных
грузинам народов Кавказа). Образ Амирани прослеживается в археологических
памятниках, которые датируются 3-м тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты,
Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). Амирани рождён богиней
охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант
рождения Амирани в результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к
эпохе матриархата; в некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется
кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке
быка (тёлки). Божественное происхождение Амирани отмечено изображением
луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела
были золотыми. Амирани огромного роста, глаза у него с сито, он похож на
чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Амирани наделён неутомимостью
волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой
летит вниз с горы бревно; он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает
его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри).
Чаще всего сила Амирани приписывается магическому благословению крёстного
отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения христианства
вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением
Амирани в воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-ба-тони.
В подвигах Амирани (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе
со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо
видна связь с космогоническими мотивами. Вешапи проглатывает
Амирани, но последний, раз резав его чрево, выходит вовне обновлённым.
При этом Амирани вставляет в разрез рёбер вешапи
плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться
из чрева. Амирани похищает небесную деву Камари, вероятно,
олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей
над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и
грозовых туч. Амирани обучает людей кузнечному делу; он сам первоклассный
кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч — непременный атрибут Амирани).
В образе Амирани проявляются и другие черты культурного героя. В западногрузинском
и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.
За богоборчество Амирани прикован к скале
в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная
Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг
страстной недели (в тушетском варианте — в ночь под Рождество) приставленные
богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера
разверзается, и можно увидеть Амирани.
С распространением христианства Амирани приобретает характер
героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом,
Георгием, Илиёй и др.
Сказания об Амирани получили отражение и развитие
в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели
«Витязь в тигровой шкуре». Амирани типологически близок Прометею и Абрскилу.
Отзывы
Читайте также:
Бухт Нассар
БУХТ НАССАР - в мусульманской мифологии персонаж, соответствующий библейскому Навуходоносору. Мусульманское предание включает ряд соответствующих библейских сюжетов, в частности ... подробнее
Марпесса
Марпесса, в греческой мифологии дочь Эвена, которую во время сватовства
Аполлона похитил Идас
и увёз на подаренной ему Посейдоном
крылатой колеснице. Бросившийся в погоню отец Марпессы не мог ... подробнее
Аднан
АДНАН - в мусульманской традиции предок — эпоним всех «северных» арабов, противопоставлявшихся «южным» арабам — потомкам Кахтана. Эта этногенеалогическая группа в предании ... подробнее
Фатима
Фатима (Fatima), в мусульманской традиции мифологизированный образ
дочери Мухаммада. Небогатая событиями
история жизни реальной Фатимы (умерла в 633) дополняется в мусульманском
предании ... подробнее
Деифоб
Деифоб, в греческой мифологии сын Приама
и Гекубы, любимый брат Гектора
[поэтому Афина принимала
образ Деифоба, чтобы побудить Гектора к единоборству с Ахиллом
(Hom. Il. XXII 222-246, 294-300)]... подробнее