Амирани

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
          АМИРАНИ, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса «Амираниани». Сказания об Амирани зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных грузинам народов Кавказа). Образ Амирани прослеживается в археологических памятниках, которые датируются 3-м тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты, Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). Амирани рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант рождения Амирани в результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к эпохе матриархата; в некоторых более поздних вариантах отцом Амирани называется кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый Амирани дозревал в желудке быка (тёлки). Божественное происхождение Амирани отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. Амирани огромного роста, глаза у него с сито, он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. Амирани наделён неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой летит вниз с горы бревно; он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри). Чаще всего сила Амирани приписывается магическому благословению крёстного отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения  христианства  вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением Амирани в воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-ба-тони. В подвигах Амирани (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо видна связь с космогоническими  мотивами.   Вешапи проглатывает Амирани, но последний, раз резав его чрево, выходит вовне обновлённым. При этом Амирани вставляет в разрез   рёбер   вешапи   плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чрева. Амирани похищает небесную деву Камари, вероятно, олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. Амирани обучает людей кузнечному делу; он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч — непременный атрибут Амирани). В образе Амирани проявляются и другие черты культурного героя. В западногрузинском и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.
     За богоборчество Амирани прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушетском варианте — в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть Амирани.
   С распространением христианства Амирани приобретает характер героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом, Георгием, Илиёй и др.
     Сказания об Амирани получили отражение и развитие в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Амирани типологически близок Прометею и Абрскилу.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Эу Ко

Эу Ко, во вьетской мифологии супруга первопредка Лак Лаунг Куэна. Она породила мешок, в котором, когда он лопнул, оказалось сто яиц, в каждом из них по сыну. Впоследствии пятьдесят сыновей ушли с ...
подробнее

Артавазд

              АРТАВАЗД (возможно, от авест. ашавазда, «бессмертный»), мифологический персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса. Артавазд, не найдя места для своего дворца в основанном ...
подробнее

Ду Юй

Ду Юй, герой мифов юго-западного Китая (провинция Сычуань). Согласно «Анналам правителей царства Шу» Ян Сюна (1 в. до н. э.), Ду Юй был спущен с неба, одновременно из колодца у реки появилась ...
подробнее

Гилас

Гилас, в греческой мифологии сын царя дриопов Тейодаманта (вариант: Тейомена) и нимфы Менодики. Геракл, победив и убив царя дриопов, захватил отличавшегося красотой Гилас, который стал его ...
подробнее

Дунай Иванович

   Дунай Иванович - русский былинный герой. В Древней Руси слово «Дунай» было не только названием реки (и даже обозначением вообще реки), но и мужским именем. В былине о богатыре, как мы увидим, ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru