АНДРОМАХА - в греческой мифологии супруга Гектора.
Отцом Андромахи был Ээтион, царь мисийского города Фивы Плакийские.
Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом,
который убил Ээтиона и семерых братьев Андромахи.
В «Илиаде» Андромаха представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей
грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с Андромахой — VI 370—502)
и горько оплакивающей мужа после его смерти (XXII 437—515; XXIV 723— 746).
После взятия Трои ахейцами Андромаха
лишается своего единственного сына Астианакта
и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за
ним в Грецию. В трагедии Еврипида «Андромаха» изображена её горькая доля
и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы.
После гибели Неоптолема в Дельфах Андромаха переселяется в Эпир вместе
с Еленом, чьей женой она становится. В Эпире Андромаху застаёт
во время своих странствий Эней. От Неоптолема Андромаха имела
трёх сыновей, в т. ч. Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире)
и Пергама; вместе с Пергамом Андромаха после смерти Елена вернулась в свою
родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его
именем. В историческое время здесь существовало святилище, посвящённое
Андромахе.
Сцена прощания Гектора с Андромахой воплощалась в античном изобразительном
искусстве, с 15 в. — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре,
затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.; в России
в 18 в. — А. П. Лосенко «Прощание Гектора и А.»); в 17—18 вв. получил распространение
сюжет «скорбящая Андромаха» (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и ДР-)
В европейской драматургии 17— 18 вв.
созданы трагедии: «Андромаха» Расина, «Андромаха» А. Дзено (послужила либретто
для ряда итальянских опер) и др., в 20 в. «Андромаха» Э. Поссарта, «Пирр
и А.» Ф. Брукнера и др.
В 18 — нач. 19 вв.: св. 20 опер — «А.» Н. Порпоры, А. Саккини, А. М.
Гретри, Дж.. Паизиелло, «Астианакт» Дж. Б. Бонончини, Л. Винчи, Н. Иоммелли,
Р. Крейцера и др. В 20 в. — «Андромаха» К. Сен-Санса (музыка к постановке
трагедии Расина), «Прощание Андромахи» С. Барбера (симфоническая поэма)
и др.
Отзывы
Читайте также:
Гайавата
Гайавата, Хайонвата, в мифологии ирокезов легендарный вождь и пророк,
ученик и союзник Деганавиды. Согласно мифам, Гайавата выступал
против родовых усобиц племени Онондага, из-за чего ему приходилось преодолевать
сопротивление злого божества людоеда Атотархо. После того как Атотархо
убил семь дочерей пророка, Гайавата, объятый горем, отправился в добровольное
изгнание. Во время лесных скитаний Гайавата обрёл чудесный талисман - вампум
и встретился с Деганавидой. По одной из версий, Гайавата сам был канниб ... подробнее
Эльпинор
Эльпинор
- в греческой мифологии, участник Троянской войны, спутник
Одиссея. При возвращении на Итаку
Одиссей со спутниками прожил один год на осрове Ээя у Кирки.
После прощального ужина Эльпинор забрался на крышу дома и заснул там. Утром,
когда начались сборы в дорогу, Эльпинор проснулся и, не поняв где находится,
бросился к товарищам. Он упал с крыши дома и разбился насмерть. Друзья
решили его похоронить после своего возвращения из путешествия и спешно
отправились в дорогу. Когда ... подробнее
Флегий
Флегий - в греческой мифологии сын Ареса,
отец Иксиона и Корониды.
Хотя в «Илиаде» (XIII 301 след.) племя флегийцев локализуется в Фессалии,
большинство поздних источников называют Флегия царём беотийского Орхомена.
Флегию приписываются всякого рода нечестивые поступки: попытка ограбить
храм Аполлона в Дельфах
(Paus. IX 36, 2, за это он, видимо, терпит мучения в аиде,
Verg. Aen, VI 618- 620); подгот ... подробнее
Иоанн Креститель
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, в христианских
представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии,
непосредственный предшественник
Иисуса Христа.
Новозаветное толкование (Матф. 11, 10; Мк. 1, 2) относит
к Иоанна Крестителя ветхозаветные пророчества: «вот, я посылаю ангела моего,
и он приготовит путь предо мною»
(Малах. 3, 1); «глас
вопиющего в пустыне: приготовьте путь господу, прямыми сделайте стези ему» ... подробнее
Гедеон
Гедеон, Гидеон (евр. gibe?’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал
(евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический
герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного
союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности).
Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы
израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их,
на семь лет «предав в руки» мад ... подробнее