Антигона

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
         АНТИГОНА - в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитани-ях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями (см. Семеро против Фив). Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребённым, она, несмотря на царский запрет, под угрозой смерти решается предать земле тело брата. Слабая и нерешительная сестра Антигоны Исмена боится нарушить запрет Креонта, и Антигона одна совершает над Полиником символический обряд погребения, засыпав его тело тонким слоем земли. Схваченная стражниками, Антигона отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного (каким является Креонт) не может отменить «не писанных, но прочных божественных законов», повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека. Разгневанного Креонта эти доводы не убеждают, и за нарушение его воли Антигону заключают в пещеру, где она должна погибнуть от голода. Желая избежать столь мучительной смерти Антигона, оказавшись в заточении, кончает жизнь самоубийством. Её примеру следует проникший в пещеру Гемон, сын Креонта, с которым она была обручена.
       Этот вариант мифа, получивший наибольшее распространение, восходит к трагедии Софокла «Антигона». Наряду с ним существовали и другие версии. По одной из них, Антигона вместе с Исменой похоронили Полиника и после этого пытались бежать в Аргос, но были настигнуты сыном Этеокла Лаодамантом (по этому варианту, у обоих сыновей Эдипа были взрослые дети) и искали от него спасения в храме Геры в Платеях. Лаодамант поджёг храм, и сестры сгорели в нём заживо. По другой версии, Антигона вместе с женой Полиника Аргией выкрали его тело у заснувшей стражи и возложили на погребальный костёр, где уже лежало тело Этеокла. Аргии удалось после этого бежать, а Антигону схватила стража. Вариантом этой версии является похищение тела Полиника одной Антигоной т. к. ей не под силу нести его, она тащит тело волоком, поэтому ещё в историческую эпоху участок от места единоборства братьев до погребального костра назывался «волок Антигоны». В основе этого варианта лежало фиванское сказание, согласно которому пламя над погребальным костром сыновей Эдипа разделилось на два языка, не сливавшихся друг с другом. Первую литературную обработку этот эпизод получил у Каллимаха в «Причинах» (1-я половина 3 в. до н. э.); затем он повторяется у многих греческих и римских авторов. Иначе был изложен миф в несохранившейся трагедии «Антигона» Еврипида: насколько можно судить по свидетельствам и фрагментам, Антигона воспользовалась при погребении Полиника помощью Гемона, поэтому Креонт то ли осудил их обоих на смерть, то ли поручил Гемону казнить Антигону. Развязкой было появление бога Диониса, который повелевал Креонту женить молодых и, вероятно, предсказывал рождение у них сына. К трагедии 4 в. до н. э. восходит вариант, по которому Гемон получал приказ казнить Антигону и сообщал отцу об исполнении приказа, но в действительности прятал Антигону у пастухов и жил с ней как с женой. Родившийся у них сын, достигнув юношеского возраста, был опознан Креонтом, когда прибыл в Фивы, чтобы участвовать в состязании. Несмотря на вмешательство Геракла, Креонт требовал казни Антигоны, и Гемон убил Антигону, а затем себя.
    Наиболее значительные из воплощений мифа в европейской драматургии: в 17 в. — «Антигона» Ж. Ротру; «Фиваида» Ж. Расина; «Антигона» Ф. Кино; в 18— 19 вв. — «Антигона» П. Метастазио, послужившая либретто для многих опер: «Антигона» В. Альфьери; «А.» Ф. Гёльдерлина. В России в нач. 19 в. к мифу обращались В. В. Капнист (трагедия «Антигона») и А. Ф. Мерзляков. В 20 в. (более 30 трагедий) — «Антигона» В. Газенклевера. Ж. Кокто, Ж. Ануя, Б. Брехта, К. Хубалека и др. Наиболее значительные оперы 17—18 вв. — «Антигона» М. А. Циани, Т. Траэтты, К. В. Глюка, И. Мысливечека, Д. С. Бортнянского, Н. А. Цингарелли; в 20 в. — «Антигона» А. Онеггера (текст Ж. Кокто) и К. Орфа (текст Ф. Гёльдерлина). К постановке трагедии Софокла писали музыку Ф. Мендельсон, К. Сен-Санс и др.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Лай

Лай, Лаий (Лаюс), в греческой мифологии фиванский царь, сын Лабдака, отец Эдипа. Лабдак погиб, не успев вырастить наследника (Лаю было всего год). Власть в Фивах на время перешла в чужие руки, а Лай был изгнан из города, и лишь спустя много лет он вернулся в Фивы законным правителем. Женившись на сестре Креонта    Иокасте он получил предупреждение от оракула, что сын, который у него родится, убьёт его. Поэтому Лай приказал подбросить новорождённого ребёнка в дикой местности на горе Киферо ...
подробнее

Мария

      Мария, Мариам (арам. marjam из евр. mirjam - то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), дева Мария, богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна (итал. madonna, сокращённое от mia donna «моя госпожа»; ср. франц. Notre Dame, англ. Our Lady), в христианских религиозно-мифологических представлениях земная мать Иисуса Христа, иудейская девственница, чудесно роди ...
подробнее

Беллерофонт

              БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера П. VI 152 след. — Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта — Гиппоной, но после того, как он  убил  коринфянина  (вариант: родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт)  (типичный этиологический миф). ...
подробнее

Ификл

Ификл, в греческой мифологии сын Амфитриона и Алкмены, единоутробный брат Геракла, отец Иолая. К колыбели близнецов Ификла и Геракла Гера послала двух огромных змей, увидев которых Ификл испугался, а Геракл задушил их. Ификл сопровождал Геракла во многих его странствиях и был участником ряда его подвигов (очистка Авгиевых конюшен, война с Лаомедонтом и Гиппокоонтом) и калидонской охоты. Погиб во время битвы Геракла против сыновей Гиппокоонта; по другому варианту - в борьбе с племянниками э ...
подробнее

Кай Кубад

     Кай Кубад (фарси), Кави Кавата (авест.), в иранской мифологии и легендарной истории иранский царь, основатель династии Кейянидов. Согласно «Шахнаме», призван на пустующий после смерти Гаршаспа престол Залем и Рустамом, который разыскал Кай Кубада у горы Албурз. В его царствование после разгрома туранского войска Афрасиаба и установления границы между Ираном и Тураном по Джайхуну (Амударье) ненадолго восстанавливается мир. 
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru