Артавазд

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
         АРТАВАЗД (возможно, от авест. ашавазда, «бессмертный»), мифологический персонаж армянского эпоса «Випасанк», сын царя Арташеса. Артавазд, не найдя места для своего дворца в основанном его отцом городе Арташат, отнял у вишапов их владения к северу от реки Ерасх (Араке). Восставших против него вишапов, включая их предводителя и отца Аргавана, он истребил. Когда умер Атрашес, Артавазд позавидовал посмертной славе отца, за что был им проклят. Однажды во время охоты он был пойман каджамщ закован в цепи в одной из пещер Масиса. Две собаки непрерывно грызут его цепи, а Артавазд силится выйти из пещеры и положить конец миру. Но от звука ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются (поэтому, чтобы укрепить цепи Артавазда, по воскресеньям кузнецы трижды ударяют молотом по наковальне).
          Встречаются иные мифы об Артавазде, по одному из них Артавазда выкрали младенцем вишапиды (женщины из рода Аждахака) и на его место положили дэва (злого духа), согласно другому, — при самом рождении Артавазда вишапиды околдовали его, отсюда — его злой нрав. В другом варианте мифа главный персонаж — сумасшедший сын армянского царя Артавазда, Шидар, который, вопреки воле отца, после его смерти объявил себя царём. Именно он оказывается закованным в цепи (повторение сюжета, ранее связанного с Артаваздом). В некоторых версиях Шидар — прозвище Артавазда. Имеется архаический вариант мифа, в котором некий герой Артавазд заточён злыми духами, но когда-нибудь он высвободится и ов-ладеет миром. В этом мифе, по-видимому, выражалась надежда армян на освобождение их страны от иноземного ига. Миф о закованном цепями Артавазде первоначально, вероятно, был вариантом распространённого у многих народов мифа о прикованных к горе героях. В дальнейшем образ Артавазда претерпел изменения под влиянием иранского мифа о борьбе злого Заххака с Феридуном; отсюда в различных вариантах сказаний «Випасанка» выступает двойственный характер Артавазд: он — то герой, то дэв. Образу Артавазду посвящено   стихотворное   произведение И. Иоаннисяна «Царь Артавазд».

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Парфенопей

Парфенопей, Партенопей, в греческой мифологии сын аркадской нимфы    Аталанты, участник похода семерых против Фив. Аттическая трагедия рисует его совсем юным, но в то же время достаточно кичливым и заносчивым: на его щите изображена сфинкс, терзающая фиванца, что должно служить для обороняющихся напоминанием о наиболее позорной странице в их прошлом; сам Парфенопей клянётся, что разорит Фивы даже вопреки воле Зевса. Парфенопей погибает во время штурма города. Авторы - (Aeschyl. Sept. ...
подробнее

Сильвий

Сильвий (Silvius), в римской мифологии первый царь Альба-Лонги, сын Лавинии, родившей его в лесу (отсюда его имя silvius, «лесовик», Dion. Halic. I 70), по другой версии, - сын Аскания. Цари Альбы - его потомки - также именовались Сильвиями, что, по мнению Дж. Фрейзера, свидетельствует о древнем культе леса и деревьев, связи культа царей с духами растительности.       
подробнее

Доля

Доля, в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля». Наряду с доброй Долей как персонификацией счастья в мифологических и позднейших фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) Доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нужда, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни как воплощения отсутствия Доли, дурной Доли. Другое персонифицированное воплощение счастья — встреча (др.-рус. устрьча), ...
подробнее

Антиклея

            Антиклея - в греческой мифологии дочь Автолика, супруга Лаэрта, мать Одиссея. Потеряв надежду на возвращение сына, Антиклея скончалась от тоски и встретилась с сыном только в аиде, куда Одиссей спустился живым, чтобы узнать от Тиресия о своём будущем. По одной из версий мифа Антиклея, уже предназначенная в жёны Лаэрту, сошлась с гостившим в доме её отца Сисифом, от которого и родила Одиссея. В «Одиссее» (XV 363 след.) в рассказе Эвме ...
подробнее

Яо

     Яо (предположительно, «высоченный»), в древнекитайской мифологии и легендарной истории совершенномудрый правитель. Царствование Яо представлялось конфуцианцами как «золотой век» древности. По традиции считалось, что он правил в 2351—2255 до н. э., а затем уступил престол Шуню, не желая передавать его своему непутёвому сыну Дань-чжу. Отцом Яо считался верховный владыка Ди-ку (по другим версиям — Ди-цзюнъ), а матерью — доч ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru