Атрей

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
        Атрей  - в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал царём [власть в Микенах Атрей вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гералидов, в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от него — к сыну Атрея — Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие   «проклятия   Пелопидов» (см. в статье Пелоп), влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея — Аэропу, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрей изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей; к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста. 
    Судьба Пелопидов — Атрея и Фиеста — послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида), из которых до  нас  дошла  трагедия  Сенеки «Фиест». В 17—18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии.   Наиболее   значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»),   Вольтер    («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в. — X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Боткий ширтка

            БОТКИЙ ШИРТКА - в мифологии ингушей культурный герой. Согласно одному из мифов, дал людям плуг, водяную мельницу. В нарт-орст-хойском эпосе Боткий Ширтка наделён сверхъестественным ...
подробнее

Шакунтала

Шакунтала в индуистской мифологии дочь риши Вишвамитры и апсары Менаки, мать царя Бхараты. Менака оставила только что родившуюся Шакунталу в лесу, где её охраняли от хищников птицы «шакунта» ...
подробнее

Хавва

Хавва (Havva'), в мусульманской мифологии супруга Адама. Соответствует библейской Еве. В Коране упоминается без имени (7:18). Мусульманские варианты истории Хаввы в основном повторяют ...
подробнее

Сатаней-Гуаша

Сатаней-Гуаша, центральный персонаж абхазского нартского эпоса, прародительница и глава большого нартского семейства; мать ста братьев-нартов и их единственной сестры Гунды-красавицы. В древнейших ...
подробнее

Сосруко

Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru