Атрей

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
        Атрей  - в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал царём [власть в Микенах Атрей вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гералидов, в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от него — к сыну Атрея — Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие   «проклятия   Пелопидов» (см. в статье Пелоп), влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея — Аэропу, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрей изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей; к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста. 
    Судьба Пелопидов — Атрея и Фиеста — послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида), из которых до  нас  дошла  трагедия  Сенеки «Фиест». В 17—18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии.   Наиболее   значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»),   Вольтер    («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в. — X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Зиузудра

Зиусудра (шумер., букв. «нашедший жизнь долгих дней»), Ут-напишти (аккад., «нашёл дыхание»), герой шумеро-аккадского мифа о потопе. Зиусудра - мудрый и набожный правитель города Шуруппака, узнаёт о ...
подробнее

Финист Ясный сокол

   Финнст - Ясный сокол - персонаж русской волшебной сказки, обладающий способностью превращаться в сокола. По мнению ряда исследователей, образ чудесного супруга, посещавшего возлюбленную ...
подробнее

Зет

Зет, Зеф, в греческой мифологии сын Зевса и Антиопы, брат-близнец Амфиона. Зет посвятил себя пастушеским занятиям, Амфион - игре на кифаре. Зет был женат на Фиве, именем которой назван город ...
подробнее

Эвбулей

Эвбулей, Евбулей, в греческой мифологии:  1) брат Триптолема и сын жрецаДеметры Трохила, бежавшего из Аргоса в Аттику. По другой версии, Эвбулей и Триптолем - сыновья Дисавла, получившие от ...
подробнее

Дриоп

Дриоп, в греческой мифологии сын речного бога Сперхия, царь и эпоним племени дриопов, причисляемых мифографами к союзникам лапифов. Отец Дриопы. На архаичность образа указывает буквальное значение ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru