Атрей - в греческой мифологии сын Пелопа
и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом
вместе с братом Фиестом за убийство сводного
брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах
и стал царём [власть в Микенах Атрей вручил временно царь Эврисфей,
отправляясь в поход против Гералидов,
в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между
братьями: царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству
к Фиесту, от него — к сыну Атрея — Агамемнону.
Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе,
откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние
источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие
«проклятия Пелопидов» (см. в статье Пелоп), влекущего
за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладёт
спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился
золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон
тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности
к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея — Аэропу,
уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся.
Атрей взывает к Зевсу о
помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других
небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока
на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим,
— солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства
Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрей изгоняет
Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского
ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»),
где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей;
к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении
солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда,
чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились
затем в судьбе Агамемнона и Ореста.
Судьба Пелопидов — Атрея и Фиеста — послужила сюжетом
многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида),
из которых до нас дошла трагедия Сенеки «Фиест».
В 17—18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии.
Наиболее значительные произведения на этот сюжет создали: в
18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»),
Вольтер («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в.
— X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).
Отзывы
Читайте также:
Периклимен
Периклимен,
в греческой мифологии:
1) фиванский полководец, сын Посейдона.
Во время похода семерых против Фив Периклимен убивает одного
из них - Парфенопея, сбросив на него с городской ... подробнее
Поликсена
Поликсена, в греческой мифологии дочь Приама
и Гекубы. Когда ахейцы после взятия Трои
намеревались вернуться домой, над могилой Ахилла
появилась его тень, потребовавшая принесения ему в жертву ... подробнее
Дирка
Дирка. в греческой мифологии жена фиванского
царя Лика, притеснявшая Антиопу,
возлюбленную Зевса. Когда
сыновья Антиопы Зет и Амфион,
рождённые ею от Зевса, выросли и захватили Фивы, они, ... подробнее
Иоан Богослов
Иоанн Богослов. Евангелист Иоанн, в христианских религиозно-мифологических
представлениях любимый ученик Иисуса Христа,
наряду с Петром занимающий центральное место
среди двенадцати апостолов; по ... подробнее
Фу Хай
Фу
Хай, в мифологии народности ман во Вьетнаме первопредок людей. Фу Хай и
его младшая сестра, предупреждённые чудесной птицей о грядущем потопе,
укрылись в огромной тыкве, захватив с собой ... подробнее