Атрей

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
        Атрей  - в греческой мифологии сын Пелопа и Гипподамии. Изгнанный из Микен отцом вместе с братом Фиестом за убийство сводного брата Хрисиппа, Атрей поселился в Микенах и стал царём [власть в Микенах Атрей вручил временно царь Эврисфей, отправляясь в поход против Гералидов, в котором он погиб]. В «Илиаде» ещё ничего не сообщается о вражде между братьями: царский посох Атрея, символ его власти, переходит по наследству к Фиесту, от него — к сыну Атрея — Агамемнону. Существенное изменение сказания произошло, по-видимому, в киклическом эпосе, откуда заимствовали основные линии сюжета аттические трагики и более поздние источники. Вражда Атрея и Фиеста воспринимается здесь как следствие   «проклятия   Пелопидов» (см. в статье Пелоп), влекущего за собой вереницу страшных преступлений с обеих сторон. Начало ей кладёт спор между братьями за власть: Атрей знал, что у него в стаде появился золотой барашек, и предложил в народном собрании присудить царский трон тому, кто предъявит златорунного барашка как свидетельство благосклонности к нему богов. Между тем Фиест, соблазнив жену Атрея — Аэропу, уже успел при её посредстве выкрасть барашка и предъявить его собравшимся. Атрей взывает к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменяет ход солнца и других небесных светил (по одним источникам, вместо обычного движения с востока на запад солнце стало всходить на западе и заходить на востоке; по другим, — солнце до этого момента всходило на западе и только после вмешательства Зевса установился нынешний порядок). Избранный царём Микен Атрей изгоняет Фиеста с детьми, но затем, желая отомстить за осквернение своего супружеского ложа, инсценирует примирение с братом и приглашает его на пир («пир Фиеста»), где подаёт Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных детей; к этому эпизоду некоторые источники приурочивали вторую перемену в движении солнца, восстанавливавшую нарушенный ранее порядок. Узнав после обеда, чем его угостили, Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбе Агамемнона и Ореста. 
    Судьба Пелопидов — Атрея и Фиеста — послужила сюжетом многих произведений античной драматургии (в т. ч. Софокла и Еврипида), из которых до  нас  дошла  трагедия  Сенеки «Фиест». В 17—18 вв. было создано много переводов и переделок этой трагедии.   Наиболее   значительные произведения на этот сюжет создали: в 18 в. — X. Ф. Вайзе («Атрей и Фиест»), И. Я. Бодмер («Атрей и Фиест»),   Вольтер    («Пелопиды»), Уго Фосколо («Фиест»); в 19 в. — X. М. Эредия («Атрей»), И. В. Мюллер («Аэропа»).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Швинторог

Швинторог, в литовской мифологии и легендарной истории культурный герой, князь, основатель особой погребальной традиции. Согласно русским летописям и «Хронике» М. Стрыйковского, Швинторог стал ...
подробнее

Офелет

Офелет - в греческой мифологии сын немейского царя Ликурга, его няней была бывшая царица Лемноса Гипсипила, которую изгнали с ее острова. Гуляя с маленьким Офелетом,  она встретила воинов царя ...
подробнее

Нимврод

Нимврод, Нимрод, Немврод, в ветхозаветной мифологии богатырь и охотник, сын Хуша (Куша) и внук Хама. В книге Бытия приводится поговорка: «сильный зверолов, как Нимврод, перед господом [богом]»; его ...
подробнее

Бранх

            Бранх – афинский герой, любимец (или сын) Аполллона, имевший дар прорицания, основал святилище и оракул Аполлона, второй по значению после Дельфийского оракула. Это событие ...
подробнее

Скирон

      Скирон, в греческой мифологии сын Посейдона (вариант: Пелопса), разбойник. Он убивал путников на дороге между Афинами и Мегарой, сбрасывал их в море, где их пожирала чудовищная черепаха. По ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru