Ахамот (греч. « помышление»), в представлениях гностиков — последователей
Валентина (из Египта, 2 в.) гипостазированное «помышление» падшей Софии
(«премудрости божией»), духовный плод её грехопадения. София, на правах
12-го зона замыкавшая плерому, возжелала в страстном порыве устремиться
непосредственно к недостижимому безначальному «отцу эонов», нарушая этим
иерархическую жизнь плеромы и её замкнутость как целого; такой порыв привёл
к излиянию части сущности Софии, из которой возникла Ахамот. Порождённая
одной Софией, без участия мужского зона, Ахамот являла собой неоформленную
субстанцию; вся жизнь Ахамот сводилась к аффективно-страдательным состояниям
(печаль, страх, недоумение, неведение). Так вне плеромы впервые возникает
мучительное и дисгармоническое бытие как прообраз имеющего явиться космоса,
и бытие это содержит три уровня: из «страстей» Ахамот рождается материя
(пока ещё абстрактная материя как чистая потенциальность), из её «обращения»
— стихия души, а она сама слита со всем этим как пленённая духовная субстанция.
Чтобы остановить растекание плеромы через Ахамот и прогресси-рующее порабощение
света тьмой, «отец эонов» создаёт Предел — новый эон, не имеющий четы;
затем «в оплотн укрепление плеромы» рождена чета гонов — Христос и Церковь.
Этот Христос (не богочеловек Иисус Христос,
а внеисторическое духовное существо) сообщает Ахамот оформленность. Тогда
Ахамот желает в свою очередь оформить душевнотелесный уровень бытия: из
духовной субстанции она проязводит демиурга, который при её тайном, неведомом
ему содействии творит материальный космос — семь небес, землю, человека.
Отзывы
Читайте также:
Текмесса
Текмесса, в греческой мифологии дочь фригийского царя Телевта, взятая
в плен Аяксом Теламонидом, ставшая его наложницей
и родившая ему сына Эврисака
подробнее
Боткий ширтка
БОТКИЙ ШИРТКА - в мифологии ингушей культурный герой. Согласно одному из мифов, дал людям плуг, водяную мельницу. В нарт-орст-хойском эпосе Боткий Ширтка наделён сверхъестественным свойством — отправляться в преисподнюю и возвращаться обратно; когда нарт-орстхойцы набрасываются на него, чтобы убить, он тут же исчезает под землёй. Во всех предприятиях нарт-орстхойцев Боткий Ширтка — их советчик, выручающий в критических положениях, они же, использующие его ... подробнее
Заратуштра
Заратуштра (Зороастр) — пророк и основатель
древнеиранской религии зороастризма. Историчность Заратуштры
достоверно не установлена, но большинство учёных признают Заратуштру реальным
лицом и относят деятельность пророка к 10—6 вв. до н.э. Первоначально Заратуштра
выступал с проповедью на родине, но не был признан своей общиной и вынужден
был покинуть родину (в «Гатах», древнейшей части «Авесты»,
составленных Заратуштрой, сохранилась молитва, обращённая к Ахурамазде,—
«Ку ... подробнее
Лаомедонт
Лаомедонт, в греческой мифологии царь Трои, сын Ила и
Эвридики. Когда Аполлон
и Посейдон построили
для Лаомедонта стены Трои, он отказал им в обещанной плате. За это Аполлон
наслал на Трою чуму, а Посейдон - морское чудовище, пожиравшее жителей.
Чтобы избавиться от него, Лаомедонт должен был принести ему в жертву свою
дочь Гесиону, но её спас Геракл,
убив чудовище. Однако Лаомедонт снова не сдержал слова, отказавшись отдать
Гераклу обещанных ему в награду волшебных коней. ... подробнее
Иоаким и Анна
Иоаким и Анна - христианском предании родители девы Марии,
чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав.
«богоотцы»). В канонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются
(евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы
исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа
Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник
многочисленных легенд об Иоакиме и Анне - раннехристианский апокриф «Рождество
Марии» ... подробнее