Смрити медитация: практика и интерактивные техники

Религиозные традиции
Содержание
  1. Введение
  2. Неприятные эффекты, связанные с медитацией
  3. Чуть более развёрнуто про каждый из них
  4. 1. Осознавание тех неприятных переживаний, которых до этого не замечали
  5. 2. Высвобождение подавляемых эмоций
  6. 3. Негативные реакции на происходящее в медитации
  7. 4. Прохождение страдательных стадий в медитации прозрения
  8. Who can go for it
  9. Осознанность
  10. Особенности медитаций в буддизме
  11. Саматха и радужный свет
  12. Дзадзен
  13. Рекомендации для новичков
  14. Випассана
  15. Завершённое переживание
  16. Финальные мысли
  17. Однонаправленная медитация – психический бур
  18. What happens in smriti meditation
  19. FAQ
  20. How Smriti Meditation does differs from other conventional meditation techniques?
  21. Does this have any age limits? Will this be useful in children?
  22. Does this help to solve the issues between the family members?
  23. In case of family conflicts, should both the couple have to undergo this meditation?
  24. Can a normal person do this meditation? If so what are the benefits?
  25. Is Smriti Meditation similar to Hypnotism?
  26. I am not a person who practice yoga, meditation etc. Can such a person do this meditation?
  27. How many sessions of meditation are required to cure a disease?
  28. What are the limitations of Smriti meditation?

Введение

Медитация может вызывать появление сложного и дискомфортного психоэмоционального материала: чувств, мыслей, образов, идей, воспоминаний, состояний, телесных ощущений и движений.

В нерелигиозном контексте про это стали говорить относительно недавно, благодаря серии публикаций, сделанных исследовательской группой в университете Брауна, США, под руководством Уиллоби Бриттон. Например, в наиболее свежей на момент написания этого обзора публикации(май 2021), команда Бриттон определили и измерили типовые неприятные эффекты, возникающие у участников 8-недельных курсов осознанности, таких как MBSR и т. п.

Они выяснили, что у каждого седьмого участника таких курсов проявляются неприятные яркие мысли и мыслеобразы, каждый пятый перепроживает травматичные воспоминания, у каждого четвертого возникает дискомфортная гиперсенситивность, и так далее. На ретритах ситуация ещё серьёзнее: с перепроживанием травмирующих воспоминаний сталкивается каждый второй, эпизоды страха и тревожности случаются фактически с каждым первым(82%), каждый второй переживает эпизоды дискомфортных соматических энергий…

Эти исследования стали во многом ответом на то, что медитация и практики осознанности в начале 2000-х, в момент взлёта их популярности, позиционировались чуть ли не как панацея от всего, как однозначно положительная вещь, которая не может навредить. Личный опыт многих практикующих, впрочем, с таким мнением расходился, так как люди сталкивались с целым рядом психоэмоциональных сложностей(в особенности — на и после ретритов).

С другой стороны, в тех традициях, которые тысячелетиями использовали различные техники медитации, накоплен богатый опыт наблюдений и способов взаимодействия со сложными психоэмоциональными состояниями. Этот опыт до недавнего времени не учитывали, поскольку пытались исследовать и применять техники медитации и осознанности сами по себе, в отрыве от их традиционного использования и осмысления. Можно сказать, что когда пытаешься самостоятельно изобрести велосипед, то и про то, что штанину может намотать на шестерню, узнаёшь лишь из собственного негативного опыта.

Кстати, в 2021 году вышла блестящая книга-исследование Анны ЛуткайтисThe Dark Side of Dharma: Meditation, Madness and Other Maladies on the Contemplative Path», то естьТёмная сторона Дхармы: медитация, сумасшествие и другие расстройства на созерцательном пути». В ней Анна подробно выясняет, почему все эти эффекты, столь хорошо известные в духовных и религиозных традициях, часто игнорируются в современном светском контексте.

Безотносительно медитации, всё большую популярность получает сейчас тема психологической травмы и бережного отношения к себе, и всё больше специалистов помогающих профессий стремятся к тому, чтобы сделать свою работу травмаинформированной. Это значит учитывать опыт травмы, которая может быть у клиента, и выстраивать свою работу таким образом, чтобы не допускать ретравматизации и стремиться к исцелению.

С этого ракурса, первым принципы травмаинформированности в медитации сформулировал Дэвид Треливен в своей книгеTrauma-Sensitive Mindfulness», что можно перевести какОсознанность, бережная к вопросам травмы». Общий обзор книги и идей Треливена есть в конспекте книги на сайте психолога и нарративного специалиста Дарьи Кутузовой, и в статье Ольги СамойленкоКак не навредить себе практикой mindfulness, если вы пережили психологическую травму?».

Неприятные эффекты, связанные с медитацией

В медитации, как и в жизни, бывает неприятно. Но неприятные переживания — совершенно не обязательно следствия некорректной или плохой медитации.

Во многих традициях есть информация про страдание, закономерно возникающее по мере культивации созерцания. В йогических дисциплинах говорят о крийе, иличистке»(соматических высвобождениях), в буддизме — об освобождении от самскар, илиотпечатков», в созерцательном христианстве — про чистилища чувств и апатейю. Китайский патриарх и великий систематизатор буддийской теории и практики Чжи И(6 в. н.э.) написал буквально так: «Тот, кто устанавливает ум на истинном пути, узнаёт в результате, что на вышнем пути процветают демоны»(若能安心正 道,是故道高方知魔盛).

В буддизме тхеравады говорят про страдательные стадии или дуккха-ньяны, то есть буквально — «знания о страдании», которые проявляются на пути прозрения по мере усиления сосредоточения на меняющихся обусловленных феноменах: знание о распаде, о страхе, об опасности, о разочаровании, о желании освобождения. Они подробно разобраны в трактатеПуть очищения»(Буддхагхоса, Шри-Ланка, 5 в. н.э.), а в более современном виде — у классика середины 20-го века, бирманского учителя медитации Махаси Саядо.

И в христианской созерцательной традиции также есть похожие стадии. К примеру, о двух таких необходимых стадиях очищения на пути к Богу — очищения чувств и очищения духа — подробно рассказывает св. Иоанн Крéста(16 в.) в своей поэмеТёмная ночь души»(Noche Oscura) и комментариях к ней.

Итак, каковы(весьма ожидаемые) неприятные эффекты практики? Вариантов не так уж и мало:

  • Осознавание тех неприятных переживаний, которых до этого просто не замечали из-за невнимательности;
  • Высвобождение эмоциональных и психосоматических проявлений, которое происходит благодаря базовому механизму медитации;
  • Появление эмоционального и телесного материала, который возникает как отклик на практику и подпадает под категориюпяти препятствий»(ниварана: злость, сомнения, апатия, лень и т. п.);
  • Периоды т.н. «страдательных» стадий в некоторых стадийных моделях медитации.

Другими словами, это такие неприятные психологические, эмоциональные и соматические переживания, которые:

  • И раньше были здесь, но не осознавались;
  • Подавлялись, игнорировались, были недопрожиты и/илизастряли» как травма когда-то в прошлом, а теперь, в результате постепенного успокоения, расслабления и открытости, получают возможность выйти на поверхность;
  • Возникают в процессе медитации как негативные реакции на то, что в ней происходит;
  • Возникают на пути прозрения(випассаны) в связи со всё большим контактом с тем, как на самом деле обстоят дела(изменчиво, бесконтрольно и неудовлетворительно).

Чуть более развёрнуто про каждый из них

1. Осознавание тех неприятных переживаний, которых до этого не замечали

В сатирическом рассказе Михаила ЗощенкоБедность» рассказывается о том, как в доходном доме на заре советской власти провели электричество:

Пробовали жильцы дом мыть-прибирать, а всё-таки отрезала хозяйка провода: лучше уж не видеть, как в реальности дела обстоят. В конце автор вздыхает: «Эх, братцы, и свет хорошо, да и со светом плохо.»

Практика осознанности подсвечивает нашу внутреннююгниль и гнусь», и нет таких проводов, которые можно было бы отрезать, чтобы эторазвидеть». Приходитсямыть и прибирать», но на это требуется готовность и желание учиться это делать.

Часто проблема с этим типом неприятностей в том, что в связке навыков(pdf), тренируемых в современной медитации, собственно навык осознанности развивается быстрее всего, тогда как равностность и другие навыки — за осознанностью не успевают. Вы начинаете чувствовать больше дискомфорта, а выносить и справляться с этим — пока не умеете. Вы становитесь более внимательными, но менее устойчивыми.

2. Высвобождение подавляемых эмоций

Любая качественная практика медитации даёт всё больше расслабления, всё больше покоя, и при этом — всё больше ясности. По мере расслабления, всё подавленное, игнорируемое, избегаемое и недопрожитое начинает подниматься на поверхность. В буддийской традиции это называется самскары, иликармические отпечатки», а процесс вычищения этих отпечатков можно назвать крийя(термин из йогических традиций). Обычно словом крийя обозначают непроизвольные телесные движения, подёргивания и раскачивания, с которыми практикующие зачастую сталкиваются в медитации, однако в более широком смысле слова так можно обозначить любуючистку» — то есть высвобождение ранее подавляемых и маскируемых процессов.

Если слова прочистку кармических отпечатков» вас смущают, современный научно обоснованный нейропсихологический взгляд на ту же тему можно найти, например, в книгах Бессела ван дер КолкаТело помнит все» и Донны Джексон НаказавыОсколки детских травм». И да, чем больше в телеотложилось» психологических травм, тем бережнее требуется быть в практике медитации в целом, и тем дольше(вероятно) будет процесс их вычищения, допроживания и исцеления. Про это подробнее ниже.

Метафорически это можно представить как замёрзшую реку, которую весной начинает отогревать солнце. На поверхности льда возникают лужи, в лужах начинают резвиться отмерзающие лягушки и рыбы, которые до этого долгое время оставались неподвижными, эти лужи всё ширятся и множатся, пока река не возвращается в свой полностью текучий вид.

3. Негативные реакции на происходящее в медитации

Большое количество неприятных эмоций в медитации доставляют не столько сами(любые) возникающие события, сколько вторичные реакции на них — злость, жадность, сомнения, осуждение, уныние, апатия, лень. Методы работы с ними будут также разобраны ниже.

4. Прохождение страдательных стадий в медитации прозрения

Наконец, прострадательные» стадии. Исторически, стадии в медитации возникли как результат обобщения рассказов практикующих те или иные техники. Не существует стадий медитациивообще», так как любые стадии относятся к той технике, про которую и были описаны.

Поэтому, «страдательные» стадии специфичны именно для випассаны(практики прозрения), в рамках которой наблюдались и формулировались. Их появление напрямую зависит от количества и качества внимания, направляемого на феноменальную природу всех субъективных процессов. Они проявляются, только если вы пристально наблюдаете за тем, как любые события в пространстве внимания мерцают, появляются и исчезают. Если вы не занимаетесь випассаной, то эти стадии, скорее всего, вам не будут особенно актуальны.

Who can go for it

“It is good for those who want to develop their personality and prevent the onset of different health conditions,” says Dr Shahnaz Fathima, a senior yoga consultant from Nirva Health, London. 

Therapeutically, it is beneficial for any kind of chronic health condition (physical, psychological and psychosomatic) such as arthritis, PCOS, irritable bowel syndrome, stress, hallucinations, delusions, anxiety, depression, panic attacks and bipolar disorder. 

“A lot of college students who experience academic stress, anxiety and those who want to work on their personality development are advised smriti meditation,” adds Dr Fathima. 

Осознанность

Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.

Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще

При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.

Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:

  • смрити – наблюдение за собой;
  • шамадха – умиротворение ума;
  • випассана – постоянная осознанность ума;
  • дхьяна – концентрация внимания;
  • саматхи – сосредоточение;
  • прадженя – прозрение на уровне интуиции, подсознания;
  • бхавана – непосредственно сама медитация.

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

Все практики часто делятся на две составляющие:

  • действие – физические и психические упражнения, например, развитие интуиции, отстройка йогических асан;
  • созерцание – путешествие вглубь себя, познание природы окружающих вещей и явлений путем средоточенного наблюдения за ними.

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

  • шрути – обучение: следование инструкциям учителей, изучение священных текстов;
  • вичара – размышление над новой информацией, над увиденным и услышанным, применение методов к себе;
  • бхавана – непосредственная медитация.

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

Практику составляют два вида медитации:

  • аналитическая – дает взглянуть на реальность без призмы субъективности, показывает вещи такими, какие они есть;
  • стабилизирующая – сосредоточение и удержание внимания на этих вещах.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне

Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Дзадзен

Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.

Дзадзен может проходить двумя способами:

Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.

Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.

Рекомендации для новичков

О том, как медитировать, описано в религиозных талмудах. В буддизме не разработано особенных способов медитации, которые можно охарактеризовать именно, как буддийские. Но буддисты имеют определенные понятия, которые относятся только к буддизму. Например, о сущности саматхи (успокоении ума) и випассаны (постоянной ясности ума).

Чтобы начать результативные занятия медитацией, можно воспользоваться универсальными советами для начинающих:

  1. Следите за дыханием. Правильно дышать — основа успешного медитативного занятия.
  2. Выберите правильную позу. Для начала, можно заниматься даже лежа, если это удобно. Но, как правило, йогины занимаются в позе лотоса, расслабив и выровняв спину, плечи.
  3. Выбирайте правильное время. Медитацию лучше проводить утром, сразу после пробуждения, когда голова еще не занята повседневными делами.
  4. Включите спокойную, способствующую расслаблению, музыку.
  5. Не поддавайтесь отчаянию. Достижение мгновенных результатов в медитации неосуществимо. Нужно долго и целеустремленно добиваться поставленной цели, а это требует больших энергетических затрат и терпения.
  6. Старайтесь быть осознанным постоянно. Проведя медитацию, все остальное время также следует вести себя благоразумно и праведно. Медитация — это состояние души.

Для новичков созданы особые практики, в процессе которых человек концентрируется на недвижимых объектах. Можно начать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая время. Важным является постоянство упражнений.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

Медитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание.Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Завершённое переживание

У американского учителя медитации Шинзена Янга есть особый термин, которым он выражает цель практики медитации: получать завершённые, или цельные(complete), переживания. Мне очень нравится то, как это рифмуется с идеей про завершение циклов стресса:

Эту же идею — про способность переживать каждый всплеск этого ощущения с «неослабевающим контактом и нулевым вмешательством» — подчёркивает группа ведущих учёных-исследователей медитации(среди них Сара Лазар, Дэвид Ваго и Эндрю Олендзки) в своей знаковой публикацииДвигаясь за пределы осознанности: определяем невозмутимость как способ измерения результатов в медитации и созерцательных исследованиях»(pubmed):

Финальные мысли

Нет такой медитации, которая приведёт вас к счастью. Медитация — это не вещь, не цель, не причина. Это даже не инструмент. Скорее, это способ идти. На одних этапах пути нужны кроссовки, на других — болотные сапоги. Идти в кроссовках по болоту — значит повышать свои шансы на воспаление лёгких. Идти в болотных сапогах по асфальту — значит повышать свои шансы на мозоли.

Осознанность заключается в том, чтобы понимать, где вы сейчас находитесь, грамотно выбирать инструменты и распределять нагрузку

Нет смысла цепляться за «правильный метод», опора — всегда на себя, на свою разумность, доброту, внимание к себе и своим потребностям, особенностям, соотнесение со своими скоростями

Главное(я уверен) — быть себе добрым внимательным другом.

И пусть всё будет хорошо!

Однонаправленная медитация – психический бур

Это – классическая техника медитации, призванная сделать внимание неподвижно сфокусированным. Для этой цели используется любое явление, которое можно видеть, слышать, или осязать: точка на стене, кончик носа, горящая свеча, звуки внутренние и внешние, мантры

Если повседневное, скачущее от мысли к мысли, рассеянное восприятие, сосредоточенно сфокусировать в едином русле, возникает тот самый эффект, когда количество переходит в качество – внимание претерпевает своеобразный квантовый скачок, воспламеняясь в яркой вспышке, а человек чувствует себя так, словно очнулся, пробудившись то транса своей повседневности. Медитацию при этом можно уподобить лазерному лучу, который иногда плавно, иногда рывками прожигает брешь в «граните» бессознательного

Восприятие преодолевает привычные барьеры – сознание расширяется

Медитацию при этом можно уподобить лазерному лучу, который иногда плавно, иногда рывками прожигает брешь в «граните» бессознательного. Восприятие преодолевает привычные барьеры – сознание расширяется.

От созерцательной однонаправленной медитации, как это говорят среди практиков, – «колбасит», «чистится карма», «выходят стрессы». За всем этим стоит нечто вроде вскрытия психических глубин – вчерашней территории бессознательного, откуда начинает хаотично вываливаться некогда подавленная информация – как правило, не самые приятные переживания.

Если практика не прекращается, то длиться «расколбас» может долгие годы без всяких гарантий завершения. И это – одна из главных проблем, с которыми после медитации сталкиваются – иногда постоянная, иногда нежданная ломка, которая может застать в любых условиях.

Представьте человека, который жил без особых трудностей, но решил, что не помешало бы ему подразвиться – и заказал себе череду учебных проблем. А дальше – хочешь-не хочешь, умеешь-не умеешь, как-то с ними справляться приходится.

Такие техники используют упорные практики, например, нацеливаясь на духовное просветление. Однонаправленная медитация органичней вписывается не в городскую жизнь, а в затворническую, как у буддийских монахов под присмотром и руководством опытного наставника.

What happens in smriti meditation

It is performed in different stages, says Dr Safeer. At first, the doctor talks to the person and understands the intensity of his condition (physical, psychological or psychosomatic) and then plans for multiple sessions of meditation.

The first stage is named jnana. This includes various components such as: 

  • Collecting basic information of a person (vidya)
  • Understanding the person’s skills, strengths, and weaknesses (siddhi)
  • Analysing their ability to remember and organise thoughts and incidents from childhood to present day (mathi)
  • Understanding the person’s beliefs about their condition (medha)
  • Making the person understand what has gone wrong and what has caused the clutter in their mind (prajna)

The second stage is named vijnana. During this phase, the physician asks the person to set a personal goal. Considering the problems and unpleasant incidents (of the past), the person sets a goal and works on achieving it.

The third stage is dhairya. Here, the doctor asks the person to restrain from external disturbances by going into a deep meditative state. Ayurvedic and yogic practitioners believe that health conditions are not only manifested due to physical factors but also emotional elements such as stress and anxiety. 

The next stage is smriti. This deals with recollecting the events or people and places that have contributed to the current state of mind and then resolving those issues. 

During a conversation, individuals may not open up about their personal lives and memories that are linked to their health conditions. But by taking a person into a deep meditative state, it is possible to go deeper into every aspect of their life, says Dr Safeer. 

These stages are performed in three to five sessions or even more. Each session might last for up to two hours on average. 

FAQ

How Smriti Meditation does differs from other conventional meditation techniques?

Smriti meditation is a guided interactive meditation technique in Ayurveda that helps to cure psychic and psychosomatic ailments, which is performed under the guidance of a specialized doctor. Many of the popular meditations which are commonly in practice now a days provides only a deep relaxation. Yogic meditation practice suggested in classics are focused more on the  spiritual development of healthy person.

Does this have any age limits? Will this be useful in children?

It is found to be more beneficial in persons between 10 – 60 years of old. In certain cases of children below 10 years of age, since parents emotions are highly influencing children, it is suggested that parent should undergo meditation process resulting in an indirect effect on child’s health.

Does this help to solve the issues between the family members?

Yes of course, Smriti Meditation is effective in resolving interpersonal conflicts in the family and problems related with parenting.

In case of family conflicts, should both the couple have to undergo this meditation?

Not necessary. Most often, it is found that a change in the attitude of one among the partner results in the total change in the relationship. Occasionally in some conditions both of the partners should undergo meditation for a better result

Can a normal person do this meditation? If so what are the benefits?

A: Yes of course, this helps you to sharpen your memory, improve concentration and confidence and have a balanced state of mind. The person will be more productive and turns to be a better personality after few sessions of this meditation.  Ultimately this will improve your Intelligent Quotient, Emotional Quotient, Adversity Quotient and Social Quotient. In due course the person will be able to develop their personality in spiritual dimension.

Is Smriti Meditation similar to Hypnotism?

A: Smriti meditation significantly differs from Hypnotism. In Smriti Meditation the guide is only a facilitator to transcend the patient to higher levels of consciousness. There the patient realizes the root cause of one’s problem by eliminating the negative emotions. As a result he himself cures his psychic and psychosomatic problems and develops his personality in a positive dimension. Besides the result accomplished through Smriti meditation has a long lasting effect. In hypnotism the hypnotist takeover the control of person’s mind manipulating the attitude of the person.

I am not a person who practice yoga, meditation etc. Can such a person do this meditation?

A: There is no prior knowledge or training of yogasanas, pranayama or other meditation for practicing Smriti Meditation.

How many sessions of meditation are required to cure a disease?

The frequency of session depends upon the severity of the disease and trait of the person. Usually it takes an average of 3- 5 sessions

What are the limitations of Smriti meditation?

This may not yield intended result in persons who are unable to fully  engage  in this  procedure and those who lack sufficient insight.

Оцените статью