БАБА-ЯГА ( «лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар»
и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое
предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена
ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей
подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы
Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках
и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы - Яти и злой
Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы
из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в
образе Бабы - Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому
столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
В сказках западных и восточных славян говорится,
что Баба - Яга живет в дремучем лесу или на краю леса,
в "избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор
из человеческих костей с черепами на столбах. На
воротах вместо запора - руки. Вместо замка - рот с острыми зубами
Избушка Бабы - Яги может поворачиваться вокруг
оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом.
Чтобы попасть в избушку,
герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать по-ставила!
К лесу задом, ко мне передом".
Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается
погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности),
и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя,
попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые
сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только
после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в
мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение
и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба - Яга - соглашается оказывать
ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает
необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.
Она — антагонист героя сказки: прилетев
в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме
образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы,
помощника героя.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза),
Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В
частности, распространено такое описание - Баба - Яга, костяная нога, сидит
"на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок
врос".
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить
её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем
такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей,
согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о
ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,
известны в германской, греческой и других мифологиях.
Отзывы
Читайте также:
Урызмаг
Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат
Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг,
матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде
из рода Алагата... подробнее
Тура
Тура (авест.). Тур (фарси), в иранской мифологии родоначальник туранцев
(сначала под ними понимались кочевые восточноиранские племена, а затем
тюркские). Первоначально Тура - сын Иимы. В «Шахнаме» ... подробнее
Доля
Доля, в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям
божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля». Наряду с
доброй Долей как персонификацией счастья в ... подробнее
Никита Кожемяка
Никита
Кожемяка - герой русского эпоса.
Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных
лет» под 992 годом. Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил
против них, и ... подробнее
Грид
Грид, в скандинавской мифологии великанша,
мать бога Видара (сына Одина).
В истории борьбы Тора с великаном
Гейррёдом (изложение мифа см. в ст. Тор)
она выступает в роли чудесной помощницы Тора, ... подробнее