Баба Яга

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
        БАБА-ЯГА  ( «лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы - Яти и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы - Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах. 
     В сказках западных и восточных славян говорится,   что Баба - Яга живет в дремучем лесу  или  на краю леса,  в "избушке на курьих   ножках. Окружает   избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На     воротах вместо запора - руки.  Вместо замка - рот с острыми зубами Избушка Бабы -    Яги может  поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом. 
        Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать по-ставила! К лесу задом, ко мне передом". 
Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба - Яга - соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги. 
      Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. 
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В частности, распространено такое описание - Баба - Яга, костяная нога, сидит "на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок врос". 
    Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой   интерпретацией   сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Йима

Йима (авест. Iima), др.-перс. Йама (Iama), в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило бессмертие, не было болезней, старости, смерти, моральных пороков («Видевдат» II, «Ясна» 9, I-5). Этимологически его имя толкуется как «близнец», «двойник». Образ восходит к индоиранской (ср. первочеловека Яму в ведийской миф ...
подробнее

Электра

Электра , в греческой мифологии:  1) дочь Океана и Тефиды, мать вестницы богов Ириды и Гарпий;  2) одна из плеяд, родившая от брака с Зевсом Дардана, основателя царской династии в Трое;  3) дочь Агамемнона и Клитеместры. В «Илиаде» (144 след.) её имя не названо, но уже в мифологической традиции 6 в. до н. э. (не сохранившаяся «Орестея» Стесихора, памятники изобразительного искусства) она сыграла существенную роль в спасении малолетнего О ...
подробнее

Вальмики

Вальмики (др.-инд. «муравейный»), легендарный автор древнеиндийской эпической поэмы «Рамаяна». В индийской традиции Вальмики именуется «первым поэтом» (адикави), и ему приписывается изобретение эпического стихотворного размера - шлоки. По одной из легенд, Вальмики в юности был разбойником, но искупил содеянное им зло суровой аскезой - много лет он неподвижно стоял на одном месте, пока с ног до головы не был покрыт муравейником (отсюда его имя). В «Рамаяне» Вальмики выступает в к ...
подробнее

Галипфиада

Галипфиада - в греческой мифологии служанка Алкмены, матери Геракла. При рождении героя богиня Гера, ревновавшая Зевса к Алкмене, решила препятствовать родам, так как гордый Зевс объявил, что ребенок родившийся в данный момент, получит всю власть над греками. Гера заставила мойр сцепить руки, чтобы задержать роды, а тем временем родился Эврисфей, который впоследствии и получил всю власть согласно клятве Зевса. Бедная Алкмена так бы и не разродилась, елсли бы Галипфиада не перехитрила мойр: она ...
подробнее

Аттий-Навий

         Аттий Навий - в римской мифологии учёнейший жрец-авгур. Сын простого крестьянина, который, убедившись в необыкновенных способностях Атий Навий к толкованию воли богов по поведению птиц, отдал сына учиться науке авгуров сперва к римским, а затем этрусским жрецам. Слава и авторитет Атия Навия не нравились царю Тарквинию Древнему, и тот решил подорвать доверие к его знаниям. Вызвав Атия Навия к себе, он при народе спросил, удастся ли ему задуманное им дело. Получ ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru