БАБА-ЯГА ( «лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар»
и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.
Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое
предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена
ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей
подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы
Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках
и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы - Яти и злой
Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы
из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в
образе Бабы - Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому
столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
В сказках западных и восточных славян говорится,
что Баба - Яга живет в дремучем лесу или на краю леса,
в "избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор
из человеческих костей с черепами на столбах. На
воротах вместо запора - руки. Вместо замка - рот с острыми зубами
Избушка Бабы - Яги может поворачиваться вокруг
оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом.
Чтобы попасть в избушку,
герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать по-ставила!
К лесу задом, ко мне передом".
Баба - Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается
погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности),
и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя,
попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые
сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только
после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в
мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение
и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба - Яга - соглашается оказывать
ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает
необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.
Она — антагонист героя сказки: прилетев
в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме
образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы,
помощника героя.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза),
Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В
частности, распространено такое описание - Баба - Яга, костяная нога, сидит
"на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок
врос".
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить
её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем
такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей,
согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о
ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой,
известны в германской, греческой и других мифологиях.
Отзывы
Читайте также:
Рангда
Рангда («вдова»), в балийско-индуистской мифологии (на острове Бали,
Индонезия), царица ведьм и чёрной
магии, повелевающая лейяками (вредоносными духами-оборотнями).
Рангда насылает чуму и голод на людей. Под покровом ночи Рангда вырывает
трупы из могил, пожирает детей и т. п. Силой, противостоящей Рангде и стремящейся
её усмирить, считается повелитель демонов - Баронг. Устрашающий
облик Рангды отражён в сакральной маске, которая надевается участником
традиционной ... подробнее
Лунная династия
Лунная династия др.-инд. somavanca или candra-vanca), в индуистской
мифологии один из двух главных царских родов, к которым принадлежало большинство
легендарных героев эпических и пуранических сказаний (ср. Солнечная
династия). Прародителем Лунной династии считается бог луны (отсюда
её название) Сома, или Чандра.
Первым царём Лунной династии был Пуруравас,
сын Будхи (планета Меркурий) и внук Сомы. В свою очередь, Пуруравас,
женившийс ... подробнее
Парсифая
Парсифая, (Пасифая) - в греческой мифологии
дочь Гелиоса, супруга
критского царя Миноса. Когда Минос, вопреки
своему обещанию, отказался принести в жертву Посейдону
великолепного быка, посланного
на Крит самим Посейдоном, тот внушил Парсифае противоестественное влечение
к животному. По другой версии, любовь к быку возникла у Парсифаи под влиянием
Афродиты,
которая таким образом отомстила Парсифае и её отцу Гелиосу за то, что он
открыл Гефесту измену
Афродиты с Аресом. В результате ... подробнее
Кабил и Хабил
Кабил и Хабил, в мусульманской мифологии сыновья Адама.
Соответствуют библейским Каину и Авелю.
Коран излагает историю жертвоприношения двух сыновей Адама, не называя
их имён (5:30-34). Тот, чья жертва не была принята Аллахом (предание называет
его Кабилом), убил другого (Хабила). Ворон, разрывая землю, научил его,
что делать с трупом, но он сказал: «Горе мне! Я не в состоянии быть подобным
этому ворону и скрыть скверну моего брата!». И оказался в числе раскаявшихся ... подробнее
Бома
БОМА (от санскр. «земной»), мифологический герой яванцев и малайцев (Западная Индонезия и Западная Малайзия), один из центральных персонажей средневековой литературы. Сын Ибу Пертиви от Санг Хьянг Висну (индуистской Вишну) и воспитанник Батара Брамы (индуистский Брахма). Бома олицетворяет собой неодолимую силу земных недр, нижнего мира. Бома — страшный великан, в войске которого состоят его братья-великаны, родившиеся из последа Ибу Пертиви. Он борется ... подробнее