Беллерофонт

Источник: http://myfhology.narod.ru

    
         БЕЛЛЕРОФОНТ - в греческой мифологии один из главных героев старшего поколения, сын коринфского (у Гомера П. VI 152 след. — Коринф идентифицируется с городом Эфира) царя Главка (вариант: бога Посейдона), внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта — Гиппоной, но после того, как он  убил  коринфянина  (вариант: родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (греч. Беллерофонт)  (типичный этиологический миф). Полагают, что слово-имя Беллерофон догреческого происхождения и означало «чудовище», впоследствии оно, став непонятным, было, как это принято в этиологических мифах, осмыслено  как  имя  собственное. Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Прет. Жена Прета Сфенебея (вариант: Антея) влюбилась в Беллерофонта, но была отвергнута им, после чего она обвинила юношу в покушении на её честь. Поверив жене, но не желая нарушать законы гостеприимства, Прет направляет Беллерофонта к своему тестю, царю Ликии Иобату, вручив  ему  письмо,  содержащее приказ погубить Беллерофонта. Чтобы выполнить приказ, Иобат даёт Беллерофонту одно за другим опасные для жизни поручения. Вначале ему пришлось сразиться с обитавшей в горах Ликии трёхглавой огнедышащей химерой — страшным чудовищем, соединением льва, козы и змеи. Боги, покровительствовавшие Беллерофонту, подарили ему крылатого коня Пегаса . Напав на  химеру с воздуха, Беллерофонт победил и уничтожил с помощью Пегаса опустошавшее страну чудовище. Затем он отбил нападение воинственного племени солимов  и  уничтожил  вторгшихся амазонок. Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него. Поражённый силой пришельца, ликийский царь отказался от своих замыслов, отдал Беллеровонту в жёны дочь Филоною и, умирая, оставил ему своё царство. От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона. Узнав от тестя о письме Прета, Беллерофонт отправился в Тиринф, чтобы отомстить. Притворившись влюблённым, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил её в море (известно по фрагментам не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Сфенебея»). По другому варианту мифа, Сфенебея сама покончила с собой. Дальнейшая   судьба   Беллерофонта   описана Гомером (II. VI 200 след.). Беллерофонт утратил расположение богов, и его постигло безумие. Причиной этого Пиндар считает надменность Беллерофонта, решившего на Пегасе достигнуть вершины Олимпа. Зевс наслал на коня овода. Пегас взбесился и сбросил седока на землю. Хромой и слепой скитался Беллерофонт до самой смерти по Алейской долине («долине странствий»). В не дошедшей до нас трагедии «Беллерофонт» Еврипид рассказывал о гибельной попытке Беллерофонта подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исцелён от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Беллерофонте была также посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла «Иобат». 
       Культ Беллерофонта был распространён в Ликин и Коринфе, затем по всей Греции. Имена Беллерофонта и связанных с ним Пегаса, химеры, солимов негреческого, восточного происхождения, но всё же существование в ранней Греции мифа о Беллерофонте не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы Беллерофонта с химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для времени появления письменности рассказ Гомера о письме Прета. В ранне греческих мифах Беллерофонт часто связан с морской стихией (изображения Беллерофонта с трезубцем, происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе Беллерофонта встречаются черты солнечного бога (полёт в небо на крылатом коне). Существует предположение, что в мифе о Беллерофонте объединились черты двух богов различного происхождения. Изображения Беллерофонта и его коня (по-хеттски Пихассассиса) часто встречаются на малоазийских печатях (в Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды). Возможно, культ Беллерофонта, первоначально возникший в Греции, был занесён в Малую Азию, где его связали с местными культами Пегаса, химеры и др. На  возникновение  встречающегося у Гомера рассказа о Сфенебее, несомненно, повлиял распространённый по всему Средиземноморью сюжет о преследовании героя отвергнутой им замужней женщиной (египетская «Сказка о двух братьях», ветхозаветный рассказ о целомудренном Иосифе, мифы об Ипполите и Федре, Пелее и жене Акаста и др.).   
      В 17—18 вв. драматические обработки мифа о Беллерофонте создавались лишь как оперные либретто (напр., пьеса «Беллерофонт» Т. Корнеля, Б. Фонтенеля и Н. Буало, ставшая основой оперы Ж. Б. Люлли, и в немецком переводе — оперы К. Граупнера). Из произведений, созданных в 19—20 вв., следует отметить драму «Веллерофонт» Г. Кайзера. В 17—18 вв. созданы также оперы «Беллерофонт» Ф. Сакрати, «Иобат и Беллерофонт» Р. Кайзера, «Беллерофонт» Ф. Арайи и «Беллерофонт» И. Мысливечека, в 20 в. — «Беллерофонт» Д. Куклина. В античном изобразительном искусстве Беллерофонт — один из популярных персонажей, особенно в вазописи (битва с химерой) и пластике, главным образом в рельефах (сюжеты: Беллерофонт с Пегасом, битва с химерой, наказание Сфенебеи и др.), а также в помпейских росписях (Беллерофонт у Прета, обретение Пегаса). Среди произведений европейского искусства, редко обращавшегося к мифу, миниатюры 9 в. (евангелие Лотаря и Библия Карла Лысого), бронзовая фигура «Беллерофонт верхом на Пегасе» Бертольдо ди Джованни, эскиз П. П. Рубенса.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Кави Усан

Кави Усан (авест.), в иранской мифологии и легендарной истории царь династии Кейянидов. Образ восходит к индоиранской эпохе. Кави Усан на вершине мировой горы просит у богини Ардвисуры Анахиты власти «над богами и людьми» («Абан-яшт» V 45- 47). В поздних источниках («Денкарт», «Бундахишн» и «Шахнаме») Кави Усан - владыка демонов, сооружающих ему семь магических дворцов из золота, серебра, горного хрусталя и стали на мировой горе. Входящему в них ...
подробнее

Бастварай

             БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на  среднеперсидском  —  Баствар (Бастур,   Настур),   сын   Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см. Гуштасп) призывал богатырей отомстить за него, семилетний Бастварай вызвался сделать это. Виштасп не соглашался, но Бастварай хитростью уговорил конюха дать ему боевого коня и, пробившись сквозь строй  врагов и  достигнув тела отца, стал оплакивать его гибель. ...
подробнее

Тарпея

     Тарпея, в римской мифологии дочь Спурия Тарпея, которому во время войны Ромула с сабинянами была вверена обороны римской цитадели в Капитолии. Царь сабинян Тит Таций, то ли соблазнив Тарпею любовью, то ли подкупив обещанием дать ей то, что сабинские воины носили на руке (т. е. золотые браслеты и кольца), уговорил её отворить ему ворота крепости. По одной версии, царь сабинян приказал потом своим воинам забросать Тарпею щитами (которые они тоже носили на руке), презирая ...
подробнее

Марья Моревна

Марья Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь Захарьевна) Общее название женщины - богатырши, героини русских сказок. Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна". Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебн ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru