БЕОВУЛЬФ (др.-англ. «пчелиный волк», т. е. медведь), мифоэпический герой,
главный персонаж одноимённого англосаксонского эпического произведения
(написано в кон. 7 в. или в 8 в., рукопись датируется приблизительно 1000).
Действие поэмы происходит в Скандинавии (Дании и Швеции), и герои, в ней
фигурирующие, принадлежат к скандинавским племенам. Беовульф, юный воин
из народа гаутов, отправляется за море, чтобы избавить короля данов Хродгара
от постигшего его бедствия: на протяжении 12 лет на королевский чертог
Хеорот нападает чудовище Грендель, истребляющее дружинников
Хродгара. В ночном единоборстве Беовульф побеждает Гренделя, который, потеряв
руку, уползает в своё логово, где находит смерть. Мать Гренделя (ещё более
страшное чудовище) пытается отомстить Беовульфу за убийство сына, но герой
побеждает и её, проникнув в её логово на дне моря. Мир и радость в Хеороте
восстановлены, и Беовульф, щедро награждённый Хродгаром, возвращается на
родину. Он становится королём гаутов и правит ими в течение 50 лет. Его
жизнь завершается наиболее славным из всех его подвигов — победой над драконом,
который опустошал страну, разгневанный посягательством на ох-раняемый
им древний клад. В этом поединке Беовульф убивает дракона, но сам получает
смертельную рану. Его верный дружинник Виглав, который помог Беовульфу
одолеть дракона, устраивает погребальный костёр; тело Беовульфа сжигают
вместе с завоёванным им кладом.
Ряд королей и воинов, упоминаемых в
эпосе, жили в эпоху Великого переселения народов (4—6 вв.), однако сам
Беовульф не имеет исторического прототипа. Старая мифологическая школа
истолковывала Беовульфа и его подвиги как символы природных явлений: Беовульф
— доброе божество, обуздывающее стихии,
которые олицетворены чудовищами, мирное его правление
— благодатное лето, смерть его — приход зимней непогоды. Однако эпос содержит
немало фольклорно-мифологических элементов и мотивов, анализ которых склоняет
современных исследователей к иной его интерпретации. В юности Беовульф
был ленив и не отличался доблестями, а когда вырос, приобрёл силу «тридцати
человек» (мотив, встречающийся в эпосе
ряда народов). Приход героя по собственному почину на помощь терпящим бедствие;
испытание его доблести (рассказ о состязании в плавании через море); вручение
ему магического оружия (тем не менее свои победы над Гренделем и драконом
Беовульф одерживает голыми руками, либо не пуская в ход оружие, либо убеждаясь
в его бесполезности); нарушение им запрета (над кладом, из-за обладания
которым Беовульф сражается с драконом, тяготеет проклятье); три боя, которые
даёт герой (причём каждый последующий оказывается более трудным), не говоря
о самой теме драконоборчества, столь характерной для германо-скандинавского
мифологического эпоса,— всё это указывает на принадлежность «Беовульфа»
к фольклору, сказке и мифу. (Об этом же свидетельствует и приведённая в
поэме легенда о найдёныше Скильде Скевинге, основателе датской королевской
династии, — лодку с младенцем Скильдом прибило к берегам Дании, народ которой
был в то время лишён правителя и беззащитен; Скильд сделался королём;
после смерти он был вновь положен на корабль вместе с сокровищами и пущен
по волнам, отправившись в ту неведомую страну, откуда прибыл).Сцены борьбы
Беовульфа с Гренделем и его матерью перекликаются с соответствующими сценами
единоборства с чудовищами из исландских саг (в частности, «Саги о Греттире»);
самого Беовульфа некоторые учёные склонны идентифицировать с героем Бьярки
(из «Саги о Хрольве Жердинке») — «человеком-медведем», также победителем
чудовища. Высказывалось предположение, что древнейшую основу
англо-саксонского эпоса, имевшего скандинавские истоки, образовывал сюжет
о сказочном богатыре — культурном герое, происходившем от медведя и очищающем
землю — обитель людей — от чудовищ (подобно скандинавскому Тору,
греческому Гераклу, шумеро-аккадскому Гильгамешу),
В письменной редакции эпос несёт печать христианского влияния, и первоначальные
образы мифологии и сказки в нём отчасти уже переработаны: так, Гренделю
и его матери приданы черты дьявольские, сам Беовульф наделён чертами христианского
мессианства.
Приам,
в греческой мифологии последний царь Трои.
Сын Лаомедонта, муж Гекубы.
Когда Геракл убил Лаомедонта и его сыновей,
отомстив ему за обман, он позволил дочери Лаомедонта Гесионе
оставить ... подробнее
Медея
Медея, в греческой мифологии волшебница,
дочь царя Колхиды Ээта и океаниды
Идии, внучка Гелиоса,
племянница Кирки (Hes. Theog. 956 след.;
Apollod. I 9, 23) (вариант: мать Медеи - покровительница ... подробнее
Амфиарай
АМФИАРАЙ - в греческой мифологии сын Оиклея (аргосского) и Гипермнестры, участник похода семерых против Фив, прорицатель, родич Адраста, сначала изгнавший его из Аргоса, но затем ... подробнее
Гао-яо
Гао-яо (кит., букв. «деревянный остов для барабана»), в древнекитайской
мифологии помощник мудрого правителя Шуня (по другой версии
- Яо), вершивший справедливый суд. Изображался
с птичьим клювом ... подробнее