Бова Королевич - Древняя русская литература изобиловала переводными произведениями
с самых разных языков: историческими, богословскими, богослужебными, назидательными,
собственно художественными... Основной фонд средневековой литературы, обращавшийся
в христианском мире, был знаком людям Древней Руси. Часто это были не просто
переводы: иноземные сочинения получали русскую окраску, в них вносились
разного рода подробности, придававшие им русский колорит, содержание их
намеренно связывалось с русской жизнью, а герои становились похожи на русских
людей.
Сменялись времена — менялись вкусы и интересы
читателя, менялась и переводная литература. Со второй половины XVI века
широкую популярность получают европейские «рыцарские романы». Первое место
среди них занимает «Повесть о Бове Королевиче». Источник ее — французско-итальянский
роман о подвигах Бово д'Антона, но попал он к нам через южнославянское
посредство (в белорусском пересказе). Обычно русские тексты этой повести
назывались: «Гистория о некоем храбром витязе и о славном богатыре о Бове
Королевиче». В виде потешных книг она бытовала при дворе, а в рукописных
вариантах — среди низших сословий. Бова был сыном короля Гвидона
и Милитрисы, дочери короля Кирбича. Отец отдал Милитрису
за Гвидона против ее воли, сватом был конюший Личарда. Милитриса,
ненавидя мужа, вступила в сговор с королем Додоном: тот явился с войском
в условленное место, туда же она послала Гвидона на охоту, и Додон зарубил
его. Синбалда, дядька Бовы, рассказал ему о случившемся и попытался
увезти его, но Додон успел захватить мальчика. Додону приснился сон, будто
Бова, вооруженный мечом-кладенцом и копьем, готов проткнуть
ему сердце. Узнав об этом, Милитриса, ради любви к Додону. решила извести
сына, посадила его в темницу и не давала пищи. Потом она послала ему три
хлебца, пропитанные ядом. Девушка, принеся Бове хлеб, предупредила его,
он бросил хлеб-цы псам, и те сразу околели. Бова горько заплакал, и девица
тоже заплакала, глядя на красоту его. Уходя, она не заперла темницу, и
Бова бежал.
С этого момента начались приключения
Бовы. В судьбе его немалую роль играла его внешность: о красоте мальчика,
а потом юноши говорится неоднократно. «Бова же имел очи светлы, а власы
желты, как шелк, а лицо румяно, как золото». Бову подбирает корабль, он
выдает себя за сына пономаря и прачки. Его обучают грамоте, и он «на корабле
как цвет цветет, лицо его воссияет как солнечный луч». Он становится собственностью
короля Зинзовея, который назначает его старшим конюхом. Дочь Зинзовея,
увлеченная красотой Бовы, просит отца разрешить ему приходить в ее палаты.
Когда он пришел в первый раз, «палата от лица его просветилась, прекрасная
же Дружнена с девицами не могли усидеть на месте». Забавные подробности
свидетельствуют о вспыхнувшей их любви. Король Маркобрун с двухсоттысячным
войском подступает к городу и требует в жены Дружнену. Король Зинзовей
вынужден согласиться, но Бова в турнирных поединках побеждает пришельцев,
в том числе и Маркобруна. Появляется со стотысячным войском царь Салтан
Салтанович, он хочет женить на Дружнене своего сына Лукапера.
Бова вступает в поединок с Лукапером — «славным богатырем высотой в три
сажени» — и рассекает ему надвое голову чудесным мечом-кладенцом, который
дала ему Дружнена. Освободив Зинзовея и Маркобруна, плененных Салтаном,
Бова напоминает своему хозяину, что он сам ждет освобождения. Дружнена
молит отца отдать ее за Бову — сына короля Гвидона — и получает согласие.
Теперь — вместо благополучного
сказочного конца — история о Бове приобретает такой невероятный поворот,
насыщается такими головокружительными приключениями, о каких прежний русский
читатель и подумать не мог. Соперникам Бовы удается отправить его далеко,
он не успевает предупредить невесту, и та вынуждена согласиться на брак
с Маркобруном, правда — выговорив себе год отсрочки.
Бова много раз оказывается на грани гибели, ограбленным, потерявшим свое
имя, богатырского коня и меч-кладенец. Он вынужден скитаться под видом
нищего старца, попадает в заточение к царю Салтану, и дочь его старается
обратить Бову «в латынскую веру». На счастье Бовы, к нему возвращается
его чудесный меч, и он снова одерживает победу за победой. На пути к Дружнене
он узнает о принятом ею условии — ждать его год, а между тем с момента
их разлуки прошло уже больше. Он получает «зелие», позволяющее ему менять
и восстанавливать облик. Не узнанный невестой, он идет с нею в конюшню,
где прикован его богатырский конь. При виде хозяина конь оборвал 70 цепей,
«скокнул Бове на горло, а передние копыта положил ему на плечи». Тут Бова
открывается Дружнене, они бегут, за ними устремляется погоня, и самый главный
из преследователей — Полкан («от
пояса до головы человек, а от пояса к ногам пес») бьется с ним отчаянно,
пока Дружнена не мирит их. Одно приключение нанизывается на другое — сначала
пропадает Бова, потом Дружнена с двумя детьми. Бова попадает в родные места
и расправляется с Додоном, встречает детей, которых Дружнена послала на
поиски мужа... Все приходит к благополучному концу. Пожалуй, «Повесть о
Бове» — самое занима-тельное, самое запутанное по интриге и самое богатое
авантюрными событиями произведение Древней Руси. Бова соединял в себе одновременно
черты былинного богатыря, сказочного царевича и мужественного и удачливого
рыцаря, внешняя красота которого гармонировала с благородством поступков,
прямотой и решительностью, верностью и сердечной чувствительностью. Бова
не остался героем лишь Древней Руси: повесть перешла и в новое время, в
XVIII веке появились лубочные пересказы ее (с картинками), она превратилась
в устную сказку, и многие поколения читали, слушали занимательную историю
о храбром витязе. А вы заметили, сколько здесь знакомых имен: Гвидон, Додон,
Салтан, Полкан? В сказки и поэмы Пушкина эти имена пришли из «Бовы», хотя
поэт по-своему распорядился с персонажами, их носившими.
Отзывы
Читайте также:
Хрисенда
Хрисеида - греч. дочь Хриса, жреца храма Аполлона
Сминфейского. Была похищена царем Агамемноном,
от которого родила мальчика, названного так-же Хрисом (по другой версии,
отцом ребенка был сам ... подробнее
Марья Моревна
Марья
Моревна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-Богатырша, Белая Лебедь
Захарьевна)
Общее название женщины - богатырши, героини русских сказок.
Образ героини - богатырши представлен во ... подробнее
Эгисф
Эгисф, в греческой мифологии сын Фиеста.
По одной версии мифа, Эгисф - единственный из сыновей Фиеста, избежавший
мести Атрея. По другой, - Эгисф явился плодом
насилия, по неведению совершённого ... подробнее
Аранбуль
Аранбуль, в корейской мифологии министр при пуёском правителе Хэбу-ру.
Однажды министру явился во сне Небесный государь, который объявил, что
пошлёт своего внука основать в землях ... подробнее
Ланьеин и Амонг
Ланьеин и Амонг, в мифологии каренов в Бирме (тибето-бирманская группа)
брат и сестра, первоначальная пара людей. Много сотен или тысяч лет они
жили в местности Эла. Сеткья сын небесного духа, дал ... подробнее