Буха-ноион бабай

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
           Буха-ноион бабай («бык господин батюшка»), персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в которых выступает как тотемный первопредок. Связанный с ним цикл мифов широко распространён у бурят Прибайкалья, известен и в Забайкалье. Согласно одному из вариантов, Бохо Муя, сын Заян Саган-тенгри (западный тенгри), повздорил с Бохо Тели, сыном Хамхир Богдо-тенгри (восточный тенгри). Оба спустились на землю, превратившись: Бохо Муя — в сивого быка Буха-ноион бабай (известен и под именами Хухэ буха. Нойон бабай), Бохо Тели — в пёстрого быка Тарлан Эрен буха, и стали гоняться друг за другом вокруг Байкала; наконец, встретившись во владениях Тайжи-хана — одного из бурятских князей в Тункинской долине, начали бодаться, топча всё вокруг. Дочь Тайжи-хана прогнала их, но забеременела от взгляда (или мычания) Буха-ноион бабая. По версии булагатов, у неё родился мальчик, которого Буха-ноион бабай признал своим сыном, поместил в железной люльке на горе, кормил его и охранял. Две сестры, бездетные шаманки Асыхан (Асуйхан) и Хосыхан (Хусыхан), устроив Буха-ноион бабаю специальный тайлаган (камлание  с  жертвоприношением), заполучили этого мальчика, дав ему имя Булагат Буха дорогхо олдоксон [«из-под пороза (быка) найденный Булагат»]; он стал предком племени булагатов. Согласно эхиритской версии, дочь Тайжи-хана родила двух мальчиков: у Булагата был близнец, который в раннем детстве жил в щели на берегу Байкала. Когда Вулагат, живший у сестёр-шаманок, подрос и стал ходить на берег Байкала, он встретил там своего близнеца. Шаманка Асы хан хитростью заполучила и этого сына Буха-ноион бабая, назвав его Эхири-том. Он стал предком племени эхиритов. Эхиритская версия о близнецах Булагате и   Эхирите,   сыновьях Буха-ноион бабая, — бурятский вариант близнечного мифа. Мифологический сюжет — борьба сивого быка Буха-ноион бабая с пёстрым быком Тарлан Эрен буха толкуется фольклористами двояко: либо как отражение борьбы реальных родов, либо как солярный миф — борьба дня и ночи, где Буха-ноион бабай — день, а его противник — звёздная ночь. 
       Буха-ноион бабай — персонаж мифов и других бурятских племён. В шаманском пантеоне бурят он — западный хан, сын Эсеге Малан-тенгри. Его девять сыновей — эжины, духи-хозяева ряда местностей в Бурятии. Известны шаманские призывания, где упоминается имя Буха-ноион бабай. Имеются специальные места почитания Буха-ноион бабая — горы, носящие его имя (около села Далахай Тункинского района и Санага Закаменского   района   Бурятской АССР). 
       С   распространением   ламаизма Буха-ноион бабай был введён в ламаистский пантеон богов под именем Ринчин-хана (ламаистская иконография изображает его всадником на белом коне), а православная    миссия    объявила Буха-ноион бабай идентичным  христианскому святому Пафнутию. До 30-х гг. 20 в. Буха-ноион бабай оставался объектом тройного почитания: у ламаистов, шаманистов, православных. Буха-ноион бабай как мифологи-ческий персонаж встречается у монголов Северной Монголии.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Шакьямуни

   Будда Шакьямуни [санскр.  sakyamuni, «мудрец (из племени) шакья»], известен также как Сиддхартха (собственное имя) и Гаутама (родовое имя), в буддийской мифологии последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. В буддийских текстах нередко вместо перечисленных имён используются разные эпитеты (которые, кстати, являются и эпитетами всех будд): бхагават («благословенный»), татхагата («так ушедший»), ...
подробнее

Ахи Будхнья

            Ахи Будхнья (др.-инд. «змей глубин»), персонаж ведийской мифологии, обладающий змеиной природой. В «Ригведе» упоминается 12 раз в гимнах «Всем богам», обычно в связи с Аджа Экападом, Апам Напатом, Савитаром, океаном, потоком. Он связан с низом и водами, рождён в водах и сидит в глубине рек, имеет отношение к морю. Вместе с тем Ахи Будхнья в какой-то мере причастен к небу и земле, солнцу и месяцу, горам, растениям, животны ...
подробнее

Вирбий

Вирбий (Virbius), в римской мифологии возлюбленный или слуга Дианы, почитавшийся вместе с ней в священной роще на озере Неми (область Ариция, Италия). По одному из мифов. Вирбий отождествлялся с Ипполитом; растоптанный конями Ипполит был воскрешён Асклепием, но не желая простить отца, уехал в Италию, где его уже как Вирбия в священной роще скрыла сама Диана; ей он построил храм и стал царём Ариции. По мнению английского фольклориста Дж. Фрейзера, Вирбий. - дух ...
подробнее

Бахрам гур

              БАХРАМ ГУР (фарси), в иранской мифологии и эпосе исторический шах Вахрам V Гур (из династии Сасанидов, правил в 5 в.). В легендах о Бахрам Гур, переданных в «Шахнаме», рассказывается о его воспитании в аравийском княжестве, об охоте и пирах, о борьбе за престол, о встрече Бахрам Гура с четырьмя дочерьми мельника и его женитьбе на них и др.;          Бахрам Гуру приписывается справедливое царствование и законы, облегчающие положение народа. Когда при ...
подробнее

Змиулан

      Змиулан, в восточнославянской мифологии персонаж, одно из продолжений образа Огненного Змея (см. также Змей) и Велеса. Согласно белорусским и русским сказкам, царь Огонь и царица Маланьица (молния) сжигают стада царя 3миулана, который прячется от них в дупле старого дуба: ср. основной миф славянской мифологии о противнике громовержца змее, обладателе стад, который прячется в дереве, и др.      
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru