Бхиригу

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
         Бхиригу (др.-инд.  «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхиригу употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями (I 60, 1; 58, 6 и др.). Повидимому, эти Бхиригу— одна из манифестаций Агни. В той же «Ригведе» и в позднейшей литературе Бхиригу рассматриваются также как жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, а основателем этого рода считается мудрец Бхиригу. По одной версии, Бхиригу родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной, по другой,— он сын самого Варуны, по третьей, — его отцом был Ману, который передал своему сыну космогоническое учение, а тот сообщил его людям (Мбх. XII 182—192). Слово «Бхиригу» в индуистской мифологической традиции обладает непререкаемым авторитетом. В одном из вариантов мифа о Нахуше именно Бхиригу обращает его своим проклятием в змею и сбрасывает с неба (Мбх. XIII 100). Бхригу проклинает также Вишну, когда тот обезглавливает жену Бхиригу — Пулому, предоставившую убежище асурам, по этому проклятию Вишну был обречён семь раз родиться среди смертных (см. Аватара) и в одном из этих рождений (в облике Рамы} разлучиться со своей женой Ситой (Падма-пур. V 13; Рам. VII 51). «Падма-пурана» связывает с именем Бхиригу миф о провозглашении Вишну верховным богом. Согласно этому мифу, однажды риши, собравшиеся для жертвоприношения, вступили в спор, кто из богов наивысший. Разрешить этот спор взялся Бхиригу. Сначала он отправился к Шиве, но не был допущен к нему, потому что Шива предавался в это время любви со своей супругой. За это Бхиригу лишает его положенных жертв и  заставляет принять форму линги. Далее Бхиригу идёт к Брахме, но Брахма не воздаёт Бхиригу должных почестей, и Бхиригу отказывает ему в почитании со стороны брахманов. Наконец, он приходит к Вишну, застаёт Вишну спящим и, чтобы разбудить его, ставит ему на грудь ногу. Вишну не только не гневается, но смиренно растирает ногу мудреца руками. Тогда Бхиригу провозглашает Вишну единственным богом, достойным почитания у остальных богов и у людей (Падма-пур. VI 282). Бхригу имелсына Шукру, который был наставником асуров и идентифицировался с планетой Венера.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Фома и Ерема

   Фома и Ерема - персонажи древе русских повестей. Знакомясь с этими героями (как и с героями повести о Ерше Ершовиче), мы входим в особую область культуры Древней Руси — в ее «смеховой ...
подробнее

Лыонг Вунг

   Лыонг Вунг, в мифологии народа ман во Вьетнаме (группа мяо-яо) волшебный стрелок. Считается, что после всемирного потопа на небе появилось 12 светил: от их тепла земля быстро просохла. Но и ...
подробнее

Фестор

Фестор - в греческой мифологии отец Феонои и Левкиппы. Когда пираты похитили Феоною, он бросился на поиски любимой дочери, но его корабль потерпел крушение. Выбравшись из моря на берег Фестора ...
подробнее

Иоанн Креститель

      Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, в христианских представлениях последний в ряду пророков - предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное ...
подробнее

Жер-баба

Жер-баба, в мифологии ингушей и чеченцев персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе Жер-баба - вещая старуха, накормившая досыта нарт-орстхойцев хлебом, испечённым из очень малого ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru