Бхиригу

Источник: http://myfhology.narod.ru

  
         Бхиригу (др.-инд.  «пылать», «сиять»), в ведийской и индуистской мифологии мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхиригу употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями (I 60, 1; 58, 6 и др.). Повидимому, эти Бхиригу— одна из манифестаций Агни. В той же «Ригведе» и в позднейшей литературе Бхиригу рассматриваются также как жреческий род, установивший жертвоприношения на огне, а основателем этого рода считается мудрец Бхиригу. По одной версии, Бхиригу родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной, по другой,— он сын самого Варуны, по третьей, — его отцом был Ману, который передал своему сыну космогоническое учение, а тот сообщил его людям (Мбх. XII 182—192). Слово «Бхиригу» в индуистской мифологической традиции обладает непререкаемым авторитетом. В одном из вариантов мифа о Нахуше именно Бхиригу обращает его своим проклятием в змею и сбрасывает с неба (Мбх. XIII 100). Бхригу проклинает также Вишну, когда тот обезглавливает жену Бхиригу — Пулому, предоставившую убежище асурам, по этому проклятию Вишну был обречён семь раз родиться среди смертных (см. Аватара) и в одном из этих рождений (в облике Рамы} разлучиться со своей женой Ситой (Падма-пур. V 13; Рам. VII 51). «Падма-пурана» связывает с именем Бхиригу миф о провозглашении Вишну верховным богом. Согласно этому мифу, однажды риши, собравшиеся для жертвоприношения, вступили в спор, кто из богов наивысший. Разрешить этот спор взялся Бхиригу. Сначала он отправился к Шиве, но не был допущен к нему, потому что Шива предавался в это время любви со своей супругой. За это Бхиригу лишает его положенных жертв и  заставляет принять форму линги. Далее Бхиригу идёт к Брахме, но Брахма не воздаёт Бхиригу должных почестей, и Бхиригу отказывает ему в почитании со стороны брахманов. Наконец, он приходит к Вишну, застаёт Вишну спящим и, чтобы разбудить его, ставит ему на грудь ногу. Вишну не только не гневается, но смиренно растирает ногу мудреца руками. Тогда Бхиригу провозглашает Вишну единственным богом, достойным почитания у остальных богов и у людей (Падма-пур. VI 282). Бхригу имелсына Шукру, который был наставником асуров и идентифицировался с планетой Венера.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Ан Аргыл Ойун

             АН АРГЫЛ ОЙУН, Аан аргыл ойуун («первый большой шаман»), в якутской мифологии первый «чёрный» шаман. Ан арыгл ойун настолько могуществен, что воскрешает умерших три года назад и ...
подробнее

Гильгамеш

Гильгамеш, шумерский и аккадский мифоэпический герой (Гильгамеш - аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, ...
подробнее

Сисиф

Сисиф, Сизиф, в греческой мифологии сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и других героев, супруг плеяды   Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта ...
подробнее

Морозко

  Морозко (Мороз) Персонаж сказочного и обрядового фольклора. Представление о Морозко в русском фольклоре отличается разнообразием вариантов. В сказках это величественный старик,  живущий в ...
подробнее

Энона

Энона, в греческой мифологии нимфа, первая супруга Париса. Когда в юности Парис пас стада на горе Ида в Троаде, он полюбил Энону, дочь речного бога Кебрена, и имел от неё сына Корифа...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru