Валтасар, в иудаистических и христианских легендах:
1) последний вавилонский царь. По преданию, отразившемуся как в Библии,
так и у древнегреческих авторов (Геродота, Ксенофонта), в ночь взятия Вавилона
персами устроил пир («валтасаров пир»). В разгар пира, где настольными
чашами служили драгоценные сосуды, захваченные в иерусалимском храме, и
прославлялись вавилонские боги, таинственная рука начертала на стене непонятные
слова. Вавилонские мудрецы не сумели прочесть и истолковать их. Только
призванный по совету царицы иудейский мудрец Даниил
прочитал надпись, гласившую: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН», объяснил значение
этих слов и дал им толкование, предсказав гибель Валтасара и раздел вавилонского
царства между персами и мидянами; предсказание сбылось (Дан. б). Валтасар
- историческое лицо, сын и соправитель последнего нововавилонского царя
Набонида (сына Навуходоносора), убитый вскоре после вступления персов в
Вавилонию; титула царя не носил, хотя располагал фактически его полномочиями;
2) вавилонское имя, данное Даниилу в вавилонском плену. См. Даниил;
3) имя одного из трёх волхвов.
История Валтасара - вавилонского правителя (особенно сюжет валтасарова
пира) нашла отражение в литературе: в 16 в. - у Г. Сакса («Комедия о Данииле»)
и И. Мурера («Комедия об осаде Вавилона»), в 17 в. - у Кальдерона («Мистический
и подлинный Вавилон»), у А. Морето (пьеса «Пир Валтасара»), в иезуитской
драме, позднее - у И. В. Гёте (юношеская драма «В.», сожжённая автором),
Дж. Байрона (стихотворения «Видение Валтасара», «Валтасару»), Г. Гейне
(«Валтасар»). Сюжет использовался в изобразительном искусстве (Беноццо
Гоццоли, М. ван Хемскерк, Я. Тинторетто, X. де Рибера, Рембрандт), в музыкально-драматическом
искусстве (оратория Г. Ф. Генделя «Валтасар»).
АНТИНОЙ - в греческой мифологии предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея, самый знатный и самый наглый из них. По его совету женихи устроили засаду сыну Пенелопы и Одиссея Телемаху, чтобы убить его при возвращении на Итаку; их замысел не достиг цели только благодаря вмешательству Афины, покровительствовавшей Телемаху. Антиной много раз оскорблял Одиссея, явившегося во дворец под видом нищего странника, и Эвмея, который его ... подробнее
Альвис
Альвис (др.-исл. «всезнайка»), в скандинавской мифологии мудрый цверг
(карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора;
Тор, делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса дожидаться
гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень («Старшая Эдда»,
«Речи Альвиса»). подробнее
Гипсипила
Гипсипила, в греческой мифологии дочь правителя Лемноса Фоанта, во
время царствования которого лемносские женщины отказались почитать Афродиту;
в наказание за это богиня наделила их таким дурным запахом, что мужья их
оставили. Оскорблённые женщины умертвили всех мужчин Лемноса, только Гипсипила
спасла своего отца и помогла ему бежать. Она стала правительницей острова.
Когда по пути в Колхиду на Лемнос прибыли аргонавты,
Гипсипила стала возлюбленной Ясона и родила
ему сыновей Эвнея и Фоанта (или Неброфона). ... подробнее
Пандар
Пандар, в греческой мифологии союзник троянцев, предводитель ополчения
из Зелий на реке Эсеп. Пандар выступает как искусный стрелок из лука; побуждаемый
Афиной,
он ранит Менелая и этим нарушает договор
о перемирии, заключённый перед поединком Менелая с Парисом.
В другой раз Пандар стреляет в Диомеда,
который благодаря вмешательству Афины отделывается лёгкой раной и вскоре
убивает Пандара ударом копья в лицо. По происхождению Пандар является ликийским
героем, имевшим культ в Пинаре; в «Илиаде» воспоминание об этом сохраня ... подробнее
Грид
Грид, в скандинавской мифологии великанша,
мать бога Видара (сына Одина).
В истории борьбы Тора с великаном
Гейррёдом (изложение мифа см. в ст. Тор)
она выступает в роли чудесной помощницы Тора, даёт ему волшебный посох,
пояс силы и железные перчатки, благодаря которым Тор одолевает великана.
подробнее