Василий Буслаевич -- русский, новгородский богатырь, который
ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку,
нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов —
гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем
он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской
силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий
употребляет по-своему — совсем не так, как Илья
Муромец или Вольга. Василий вырастает в Великом
Новгороде.
Будет Василий семи годов, Стал он по городу похаживать, На княженеу,кий двор он загуливать, Стал шутить-от, пошучивать, Шутить-от шуточки недобрые Со боярскими детьми, со княженецкими: Которого дернет за руку — рука прочь, Которого за ногу — нога прочь, Двух-трех вместе столкнет — без души лежат.
В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним
из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки
и рыцарские». Ощутив «в себе силушку великую», он изготовляет специальные
палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает
дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает
испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить
«единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному
— бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто
выдерживает его удары.
Как ударит Потанюшку черняным вязом, Черняным вязом да в буйну голову: Идет-то Потанюшка — не трёхнется, Не трёхнется, да и не ворохнется, Со буйной головы колпак не воротится... Как ударит в камешек черняным вязом — Камень тот рассыпался.
Так набирается у Василия Буслаева «тридцать удалых добрых молодцев».
И сам Василий, и его дружина описываются с некоторой иронией: вряд ли они
способны на подвиги, подобные тем, что совершают киевские богатыри. Зато
они азартно дерутся на Волховом мосту с «мужиками новгородскими»,
бражничают, заводят драки на пирах. Буслаев — новгородский бунтарь, ему
не по нраву городские порядки. Явившись на Никольщину-братчину со своей
дружиной, он устраивает здесь ссору, она выливается в побоище на улицах.
Матери удается ненадолго запереть его в погребе, но он освобождается, хватает
валявшуюся ось тележную, спешит к Волхову мосту.
И видит дружину хоробрую попячену, Стоит дружина до колен в крови, Головки шалыгами прощелканы, Платками руки перевязаны И ноги кушаками переверчены. Говорит Васильюшка Буславьевич: — Ай моя дружина хоробрая! Вы теперь позавтракали, Мне-ка дайте пообедати... И начал мужиков пощелкивать, Осью железною помахивать: Махнет Васильюшка — улица, Отмахнет назад — промежуточен И вперед просунет — переулочек.
Там, где Василий Буслаев, шутка и кровь, потеха и трагедия всегда рядом:
Во той ли во реченьке Волхове На иелую на версту на мерную Вода с кровью смесилася.
Теперь Василий переносит свои подвиги за пределы Новгорода. Он снаряжает
корабль и обращается к матери:
Дай мне благословение великое — Идти мне, Василью, в Ерусалим-град, — Со всею дружиною хороброю, — Мне-ка Господу помолитися, Святой святыне приложитися, Во Ердане-реке искупатися.
Мать готова дать ему благословение — но только на добрые дела.
То коли ты, дитя, на разбой пойдешь, А и не носи Василья сырая земля.
Смысл поездки — самый благочестивый. К уже сказанному Василий
добавляет:
У меня смолоду было бито-граблено, Под старость надобно душа спасать.
Итак, Василий с дружиной становятся паломниками к святым местам.
Однако поездка их туда и обратно — это цепь различных нарушений, греховных
поступков, это вызов таинственным силам.
По дороге в Иерусалим Василий попадает на какую-то гору и видит человеческий
череп Он пинает его ногой и вдруг слышит в ответ
— Ты к чему меня, голову, побрасываешь? Я, молодей,, не хуже тебя был, Умею я, молодец, валятися А на той горе Сорочинския. Где лежит пуста голова, Пуста голова молодецкая, И лежать будет голове Васильевой.
Василий, однако, не обращает внимания на грозное предупреждение. У него
есть свое твердое понятие: «А не верую я ни в сон, ни в чох, а верую я
в свой червленый вяз»; то есть для него собственная сила превыше всяких
предсказаний и угроз. Ив Иерусалиме он поступает как озорник:
конечно, служит обедни, панихиду, прикладывается к святыням, но в то
же время — нарушая все нормы — купается в Иордани, где крестился Иисус
Христос. На обратном пути Василий останавливается на той же горе.
Здесь лежит «сер горюч камень», В ширину-то камень тридцать локот, В долину то камень да сорок локот, Вышина его, у камешка, ведь трех локот.
На камне надпись. В разных текстах она разная, но основной смысл заключается
в том, что через камень нельзя скакать вдоль — иначе можно сломить голову.
Запреты, конечно, не для Василия. Он зовет всю дружину скакать через камень.
Сначала они скачут поперек — и ничего не случается. Василий предлагает:
— Не честь-то хвала да молодецкая, Не выслуга будет богатырская, — Мы будем скакать да вдоль по камешку, Мы вперед-то скочим, назад отскочим... Разбежался, скочил вдоль по каменю — И не доскочил только четверти, И тут убился под каменем. Где лежит пуста голова, Там Василья схоронили.
По-разному можно толковать эту трагическую развязку. Василий гибнет,
потому что посмел нарушать запреты? Но киевские богатыри не раз действовали
вопреки запретам. Да и многие герои мировой мифологии поступали так же
и побеждали. Может быть, Василий — не настоящий герой и не имеет права
на такой поступок?
Подумаем-ка еще об одном: что за камень, у которого Василия ждет гибель?
Это — могильный камень, под ним погребен богатырь. Прыгать через камень
— значит оскорблять память умершего, и этот проступок не должен остаться
безнаказанным.
Камень — символ Смерти, знак ее владений. Василий словно бы пытается
нарушить границу этого царства и остаться при этом жи-вым. Но Смерть забирает
его совсем. Наконец, можно считать и так, что Василий платится за все грехи
и нарушения, какие он совершил прежде...
Образ Василия Буслаева исполнен такой глубины содержания и таких противоречий,
что людям Древней Руси было о чем подумать, слушая былины о новгородском
богатыре.
Отзывы
Читайте также:
Гиппомедонт
Гиппомедонт, в греческой мифологии брат или племянник Адраста,
участник похода семерых против Фив. Античные авторы подчёркивают
его огромный рост и физическую силу, которые, однако, не спасли Гиппомедонта
от гибели при штурме Фив (Aeschyl. Sept. 486-500].
подробнее
Бизант
Бизант – в греческой мифологии основатель города Византия (Бизантия), его
эпоним. Сын Посейдона
и Кероэсы, дочери Ио и Зевса.
Укрепить город Бизанту помогали Аполлон
и Посейдон. Бизант отразил нападение на Византий фракийского царя Гемоса
м преследовал врага до отдаленных районов Фракии. В его отсутствие на город
напал новый враг – скифский царь Одрис. Жена Бизанта Фидалея
и другие женщины спасли Византий, забросав лагерь осаждавшего неприятеля
ядовитыми ... подробнее
Улисс
Улисс (Ulisses, Ulixes), латинская форма имени Одиссея.
подробнее
Иисус Христос
Иисус Христос, в христианской религиозно-мифологической
системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной
природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и
всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей, выступивший
с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. э. на
кресте. «Иисус» - греч. передача еврейского личного имени Йешу(а), исходная
форма - Йегошуа, «бог пом ... подробнее
Урызмаг
Урызмаг, Уразмёг, герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат
Хамыца. Отцом Урызмага был Ахсартаг,
матерью - Дзерасса. Когда Урызмаг возмужал, он женился на красавице Эльде
из рода Алагата. Вскоре подросла сестра Урызмага Сатана,
которая решила выйти замуж за него, ей удалось хитростью добиться этого.
У них появилось 17 сыновей, из которых 16 погибло от руки Урызмага; семнадцатый,
отданный на воспитание к Донбеттыру, также был убит. Урызмаг - постоянный ... подробнее