Вяйнямейненен

Источник: http://myfhology.narod.ru

Вяйнямейнен, Вяйнамейне, Вяйнямейни, Вейнемейнен, в карело-финской мифологии культурный герой и демиург, мудрый старец, чародей и шаман. В карело-финских рунах Вяйнямейнен - главный герой, обитатель первичного мирового океана: на его колене, торчащем из воды, птица снесла яйцо, из которого Вяйнямейнен заклинаниями сотворил мир (см. в ст. Финно-угорская мифология). Вяйнямейнен создал скалы, рифы, выкопал рыбные ямы и т. д. Он добыл огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямейнен из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Культурные деяния Вяйнямейненf - не только трудовой подвиг, но и магическое действо: для окончания строительства первой лодки ему не хватило трёх магических слов (иногда - инструмента). Он выведывает их в загробном мире - Туонеле, или пробудив от мёртвого сна великана Випунена. Вяйнямейнен проникает в утробу Випунена (или тот проглатывает Вяйнямейнена), строит там кузницу, выковывает шест, которым ранит внутренности великана, плавает на лодке по его «жилам» и выбирается из утробы, исполненный мудрости Випунена. Проникая живым в Туонелу, Вяйнямейнен обманывает стражей загробного мира - дочерей Туони - и ускользает с того света, приняв облик змеи. Лодка Вяйнямейнена застревает в хребте огромной щуки, и культурный герой создаёт из хребта струнный музыкальный инструмент - кантеле; его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы, хозяйка воды и хозяйка леса. Вяйнямейнен возвращает людям похищенные хозяйкой Севера (Похьёлы) Лоухи солнце и месяц (ср. добывание культурных благ в ином мире в германо-скандинавской мифологии и др.). Сам Вяйнямейнен похищает у жителей Похьёлы источник изобилия - сампо: он усыпляет их с помощью кантеле (иногда - применив «усыпительные иголки» или уговорив солнце светить жарче) и отплывает с сопровождающими его героями (Еукахайнен, Ильмаринен или другие) на лодке. Неосторожный Еукахайнен уговаривает Вяйнямейненf запеть, и его песня будит хозяйку Севера Лоухи, которая начинает преследование; Вяйнямейнен воздвигает на пути её корабля скалу, и тот разбивается, но Лоухи настигает Вяйнямейненf на крыльях, и во время борьбы сампо разбивается (Вяйнямейнен достаётся часть обломков).
Менее отчётливо связан с циклом культурных деяний Вяйнямейнена миф о деве-лососе Велламо: Вяйнямейнен ловит чудесную рыбу и хочет приготовить её на обед, но лосось вырывается и оказывается русалкой Велламо. Она упрекает Вяйнямейнена в неразумности, говоря, что хотела стать его женой, а не быть съеденной; Вяйнямейнен безуспешно пытается снова поймать Велламо (возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных).
Мудрый старец Вяйнямейнен противопоставляется в карело-финской мифологии молодому самоуверенному Еукахайнену: в состязании с ним Вяйнямейнен загоняет соперника в болото и в качестве выкупа получает сестру Еукахайнена. Вяйнямейнен выступает также соперником другого культурного героя - кузнеца Ильмаринена - во время сватовства их в Похьёле: Вяйнямейнен уводит невесту Ильмаринена после брачных испытаний.
Загадочный уход Вяйнямейнена из своей страны также характерен для деяний культурных героев: старец разгневан рождением молодого героя, наречённого царём (Похьёлы или Метцолы), но вынужден уступить место молодому преемнику. Он уплывает прочь в своей лодке.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Ликимий

Ликимний, в греческой мифологии сын микенского царя Электриона и фригийской рабыни Медии, сводный брат Алкмены. Вместе с братьями участвовал в войне против сыновей Птерелая (царя обитавших на острове Тафос телебоев), претендовавших на часть земель микенского царства. Ликимний единственный из братьев остался в живых. После того как Амфитрион. (будущий муж Алкмены) нечаянно убил Электриона, Ликимний бежал вместе с Алкменой и Амфитрионом к царю Креонту в Фивы. Женился на сестре Амфитриона Периме ...
подробнее

Эрикс

Эрикс, Эрик, в греческой мифологии сын аргонавта  Бута (вариант: Посейдона; Apollod. II 5, 10) и Афродиты. Геракл после того, как захватил коров Гериона, прогонял стадо через область, где правил Эрикс, кичившийся своей славой борца. Он вызвал Геракла на поединок: они договорились, что в случае победы Эрикс получит коров Гериона, а Геракл - землю Эрикса. (Diod. IV 23; Paus. Ill 16, 4). По другой ...
подробнее

Протесилай

Протесилай, в греческой мифологии сын царя фессалийского города Филаки Ификла. Будучи в прошлом одним из женихов Елены, Протесилай принял участие в Троянской войне, выступив против Трои во главе ополчения на 40 кораблях. Несмотря на предсказание, что первый ахеец, высадившийся на берег Трои, погибнет, Протесилай первым соскочил с корабля и был убит Гектором . Ряд источников приписывает Протесилаю значительную роль во время неудачной экспедиции греков против Трои за 10 лет до Троянской ...
подробнее

Салмоней

Салмоней, в греческой мифологии сын Эола (родоначальника племени эолийцев) и Энареты, брат Кретея, Сисифа и Афаманта. От Алкидики имел дочь Тиро. Салмоней переселился из Фессалии в Элиду, где основал город Салмону. Возгордившись, Салмоней стал уподоблять себя самому Зевсу и присваивать приносимые богу жертвы. Влача за колесницей высушенные шкуры вместе с медными кувшинами, он заявлял, что производит гром, а бросая в небо зажжённые факелы, имитировал молнии. За дерзость Зевс поразил его ...
подробнее

Ливия

Ливия, Либия, в греческой мифологии нимфа, дочь Эпафа, эпоним Ливии — страны к западу от Египта. Ливия родила от Посейдона близнецов Агенора и Бела — царей Финикии и Египта.    
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru