Гедеон, Гидеон (евр. gibe?’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал
(евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический
герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного
союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности).
Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы
израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их,
на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников,
в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6, 1-16).
Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела
к Гедеону, который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне,
прячась от мадианитян (6, 11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки
мадианитян», Гедеон возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя
мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6,
14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную
Гедеоном для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца
посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями
Гедеон ждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но
Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Гедеон разрушает жертвенник
Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо
них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец
предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Гедеоном (этим эпизодом
мотивировано его второе имя, 6, 32). Когда мадианитяне с союзниками приходят
очередным набегом, Гедеон трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая
знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё
«колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира,
Завулона и Неффалима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Гедеона ему даны
ещё два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только
на расстеленную Гедеоном шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а
шерсть остаётся сухой (6, 36-40); в традиционном христианском истолковании
роса - символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не
численности, а избранничеству. Поэтому Гедеону ведено отослать по домам
боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию,
отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пёс»
(7, 5). С ними Гедеон подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное
нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и
Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно
бегут. Тогда Гедеон обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым
удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей
мадианитян - Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Гедеон преследует двух других
мадианит-ских вождей - Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их
и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; ещё раньше
он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла,
насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте (8,
12-21). Народ предлагает Гедеону царскую власть для него самого
и его династии, но Гедеон отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой
сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами» (8, 23). Из своей военной
добычи Гедеон сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый
предмет («эфод»), как будто бы посвящённый Яхве, но который легко становится
центром языческого культа. Жизнь Гедеона завершается мирной эпической старостью
в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически
пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын
Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.
Отзывы
Читайте также:
Йионг
Йионг, в мифологии и фольклоре народа банар (мон-кхмерская группа)
во Вьетнаме эпический богатырь. Предполагают, что имя Йионг связано с именем
мифологического героя вьетов Зяунга; в сюжетах
преданий об этих героях имеется сходство. Йионг победил чудесного тигра
и женился на лаосской красавице. Его победоносная война с врагами лаосцев
принимает вид борьбы за похищенную жену - мотив, характерный для ранних
эпических памятников. Йионг сражался с врагами с помощью волшебных средств
не только на земле, ... подробнее
Данай
Данай, в греческой мифологии сын царя Египта Бела,
брат-близнец Эгипта, отец 50 дочерей (Данаид).
В Аргосе получил царскую власть от Геланора. Впоследствии был убит своим
зятем Линкеем, который стал царём Аргоса
подробнее
Навсифой
Навсифой, Навситой, в греческой мифологии:
1) сын Посейдона
и Перибеи, царь феаков на острове Схерия,
отец Алкиноя
2) кормчий Тесея во время его плавания
на Крит
3) один из сыновей Одиссея и нимфы
Калипсо
подробнее
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич русский былинный герой. В отличие от «старого казака» Ильи
Муромца Добрыню всегда называли молодым. Вот начало его былинной биографии:
А жил во Рязани тут богатый гость,
А гостя-то звали Никитою.
Живучи-то, Никита состарился,
Состарился, переставился.
После веку его долгого
Осталось житье-бытье богатество,
Осталась его матера жена
Амелфа Тимофеевна,
Осталось чадо милое,
Как молоды Добрынюшка Никитич млад.
А и будет До ... подробнее
Никтей
Никтей, в греческой мифологии сын Хтония
(«земляного»), рождённого из посеянных Кадмом
зубов убитого им дракона (вариант:
сын Гириея и Клонии, Apollod. Ill 10, 1). Вместе с братом Ликом
в своё время убили Флегия, сына Ареса,
и бежали из Эвбеи (возможно, город Эвбея в Беотии), став гражданами Фив,
родины их отца. Дочь Никтея Антиопа тайно
сошлась с Зевсом и, боясь
гнева отца, бежала в Сикион. Никтей в горе покончил с собой, поручив Лику
наказать Антиопу ... подробнее