Гедеон, Гидеон (евр. gibe?’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал
(евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический
герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного
союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности).
Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы
израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их,
на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников,
в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6, 1-16).
Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела
к Гедеону, который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне,
прячась от мадианитян (6, 11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки
мадианитян», Гедеон возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя
мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6,
14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную
Гедеоном для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца
посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями
Гедеон ждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но
Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Гедеон разрушает жертвенник
Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо
них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец
предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Гедеоном (этим эпизодом
мотивировано его второе имя, 6, 32). Когда мадианитяне с союзниками приходят
очередным набегом, Гедеон трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая
знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё
«колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира,
Завулона и Неффалима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Гедеона ему даны
ещё два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только
на расстеленную Гедеоном шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а
шерсть остаётся сухой (6, 36-40); в традиционном христианском истолковании
роса - символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не
численности, а избранничеству. Поэтому Гедеону ведено отослать по домам
боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию,
отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пёс»
(7, 5). С ними Гедеон подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное
нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и
Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно
бегут. Тогда Гедеон обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым
удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей
мадианитян - Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Гедеон преследует двух других
мадианит-ских вождей - Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их
и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; ещё раньше
он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла,
насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте (8,
12-21). Народ предлагает Гедеону царскую власть для него самого
и его династии, но Гедеон отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой
сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами» (8, 23). Из своей военной
добычи Гедеон сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый
предмет («эфод»), как будто бы посвящённый Яхве, но который легко становится
центром языческого культа. Жизнь Гедеона завершается мирной эпической старостью
в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически
пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын
Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.
Отзывы
Читайте также:
Диоскуры
Диоскуры, в греческой мифологии Кастор
и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса,
братья Елены и Клитеместры.
По одной из версий мифа, Полидевк и Елена - дети Леды
от Зевса, Кастор и Клитеместра ... подробнее
Терсит
Терсит, Ферсит, в греческой мифологии незнатный воин, участвующий в
Троянской
войне на стороне ахейцев, враг Ахилла
и Одиссея. На собрании войска под Троей
Терсит набрасывается с оскорблениями на ... подробнее
Лай
Лай, Лаий (Лаюс), в греческой мифологии фиванский царь, сын Лабдака,
отец Эдипа. Лабдак погиб, не успев вырастить
наследника (Лаю было всего год). Власть в Фивах на время перешла в чужие
руки, а ... подробнее
Девкалион
Девкалион,
в греческой мифологии: прародитель людей, сын Прометея, муж дочери Эпиметея
и Пандоры Пирры. Когда разгневанный
на людей «медного века» (вариант: на род человеческий из-за ... подробнее
Беовульф
БЕОВУЛЬФ (др.-англ. «пчелиный волк», т. е. медведь), мифоэпический герой,
главный персонаж одноимённого англосаксонского эпического произведения
(написано в кон. 7 в. или в 8 в., ... подробнее