Гесер, Гэсэр, персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар), мифологий
монгольских народов, включая бурят (Абай Гесер хубун), а также ряда тюркских
(салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибето-бирманских народностей.
Гесер - герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозно-мифологического
культа (фигурирует в шаманских призываниях, молитвах, заговорах и др.).
Чаще всего его имя производят от ирано-согдийской формы титула «кесарь»
или от имени Госыло (в кит. транскрипции - имя правителя Туфаньского княжества
в северо-восточном Тибете, 11 в.). Первоначальное ядро сказания, по-видимому,
сложилось в северо-восточном Тибете. Согласно сказаниям о Гесер, в государство
Лин, которое не имело правителя (короля), был послан один из трёх сыновей
небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным,
сопливым ребёнком по имени Джору (в ряде вариантов он зачат матерью от
горного духа). Его преследует дядя по отцу Тхотун (монг. и калм. Цотон,
Чотон, бурят. Сотон, Хара Зутан). В детстве мальчик проявляет чудесные
способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании
за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гохон), троном и сокровищами
Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный
величественный облик и имя Гесер (в монг. версиях - Гесер-хан, обычно именуемый
«владыкой 10 стран света, искоренителем 10 зол в 10 странах света»). Гесер
побеждает демона севера, людоеда Лубсана (ср. монг. Лобсага, калм. Лувсарга,
бурят. Лобсоголдой Хара мангадхай) с помощью супруги демона Мезы Бумджид
(монг. Тумен Джаргалан, западнобурят. Тумен Яргалан; по некоторым версиям,
в т. ч. монг., она - бывшая жена Гесера, похищенная демоном). Меза Бумджид
подносит герою «напиток забвения», испив который, он остаётся на севере.
В Лине Тхотун, напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство,
в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (монг. шарайголы,
калм. ханы Шаргули, бурят. шараблинские ханы), захватывают Другмо, и она
становится женой одного из хорских королей - Гуркара (монг. Цаган Герту
хан, «белоюртый хан»). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству,
Гесер спешит на родину. В облике скверного мальчишки (мон. Ольджибай) он
проникает к хорам, колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе
его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин. Согласно ряду сюжетов,
Гесер отправляется в Китай, где с помощью чудесных средств добывает себе
принцессу, вызволяет свою земную мать из ада; уничтожает демонических королей
соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных
своей власти. В монгольских сказаниях Гесер оживляет богатырей, павших
в войне с шарайголами.
Во всех версиях Гесер характеризуется как трикстер: он
прибегает к хитрости и колдовству, его поединки, как правило, носят не
богатырский, а «шаманский» характер (ловля и уничтожение душ противника).
Эта особенность образа Гесера способствовала развитию мифологически-пародийных
начал в повествованиях о Гесере, что проявляется прежде всего в его отношениях
с Тхотуном, который выступает в большинстве сюжетов «негативным дублёром»
Гесера (неудачное подражание, соперничество в сватовстве, посягательство
на жену Гесера, предательство в войне). В некоторых монгольских версиях
Цотон оказывается двойником Гесера, одним из его воплощений.
Древнейшее ядро образа Гесера - ниспосланный небом культурный герой,
очищающий землю от чудовищ (ср. индийского Раму). В устной монгольской
традиции (и в бурятской версии эпоса) за Гесером утвердилась репутация
истребителя демонов и чудовищ {мангусов).
Демоноборчество сближает Гесера с тибетским масангом и сходным с ним бурятским
Буха-нойон бабаем. Как король-избранник
и даже первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного
«космического яйца»; см. в ст. Тибетская мифология), Гесер
восходит к добуддийской, бонской традиции. В монгольских версиях отзвуком
подобной интерпретации, возможно, является обращение Гесера к властелину
ада Эрлику - «Старший брат мой» (Эрлик может рассматриваться как умерший
первый человек). В ряде вариантов эпоса земной отец Гесера - горный дух.
Учитывая связь с божеством священной горы, что по концепциям тибетской
мифологии согласуется с небесным происхождением героя, а также с мировой
горой, Гесер воспринимается как правитель «центра» (это соответствует
генеалогическим мифам о тибетских правителях), противопоставленный правителям
окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности
культурного героя. Иногда сам Гесер - властитель одной из четырёх стран
света - севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гесера -
Кром (возможно, от Рум - иранское наименование Византии). Под влиянием
индийской и буддийской мифологий отцом Гесера оказывается Брахма или -
в ладакской (западнотибетской) версии и во всех монгольских - Индра (монг.
Хормуста; у западных
бурят его место занимает иногда шаманское божество Эсеге Малан-тенгри).
По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гесера (или его чудесного
скакуна) близки ряду персонажей ламаистского пантеона; как божество войны
Гесера (тиб. Далха, монг. Дайсун-тенгри или Дайчин-тенгри) иногда отождествляется
с Джамсараном. Более поздним (с кон. 18 в.) является отождествление Гесера
с богом войны в китайской мифологии - Гуань-ди.
Существовали мистерии, посвящённые некоторым сюжетным циклам Гесериады.
В Тибете и у монгольских народов были широко распространены поверья о причастности
духа героя (и его самого) к исполнению эпической поэмы, о его особой связи
с певцом. В культовой практике Гесер как универсальное охранительное божество
(подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов,
защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в т. ч.
охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гесер иногда именуется бурханом
или тенгри, его называют сыном
неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и
туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и
противники Гесера, у монгольских народов объектом культового поклонения
является только Гесер.
Отзывы
Читайте также:
Эак
Эак,
в греческой мифологии сын Зевса
и речной нимфы Эгины.
От дочери Скирона Эак имел сыновей Лелея и Теламона,
от нереиды Псамафы - сына Фока.
Среди греков Эак слыл самым справедливым и благочестивым, поэтому во время
долгой засухи, поразившей Элладу, посланцы со всех концов страны прибыли
к Эаку, чтобы он попросил у Зевса дождя. Зевс внял мольбам сына. В святилище
Эака на Эгине ещё во 2 в. до н. э. находилась картина, изображающая посольство
греков к Эаку. Вмест ... подробнее
Капаней
Капаней, в греческой мифологии участник похода семерых против
Фив. В описании Эсхила Капаней отличается кичливостью и бахвалится
сжечь город даже вопреки воле Зевса.
Значительно смягчивший оценку семерых вождей, в т. ч. Капанея, в «Просительницах»
Еврипид возвращается к традиционной его характеристике в «Финикиянках»,
где описывает гибель Капанея, сражённого молнией Зевса в тот момент, когда
он пытался взобраться по лестнице на фиванскую стену.
подробнее
Омогой бай
Омогой бай, Омобой баай, в якутской мифологии один из прародителей
якутов, первым поселившийся в долине, где сейчас стоит Якутск. Особенно
широко распространены мифы о браке старшей дочери Омогоя байя с Эллэем,
от сыновей которых произошла будто бы большая часть якутских родов.
подробнее
Антигона
АНТИГОНА - в греческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты. Сопровождала изгнанного из Фив слепого отца в его скитани-ях; после смерти Эдипа возвратилась на родину как раз к началу осады Фив семью вождями (см. Семеро против Фив). Когда царь Фив Креонт после гибели в единоборстве братьев Антигоны Этеокла и Полиника велит похоронить первого со всеми почестями, а второго, как изменника, оставить непогребённым, она, несмотря на царский запрет, под угро ... подробнее
Бакероро и Итубори
Бакароро и Итубори, в мифологии индейцев бороро братья-близнецы, культурные герои. Согласно мифу, Бакароро и Итубори дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, съевшего их мать. Затем Бакароро предписывает всем животным и птицам, до того питавшимся человечиной, больше не делать этого и определяет, кто чем будет питаться. По представлениям бороро, Бакароро живет на западе, а Итубори на востоке, к одному из них являются души умерших. подробнее