Гог и Магог , в эсхатологических мифах иудаизма и христианства,
а также ислама (см. Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты
«народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других
окраин населённого мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» - имя предводителя
и народа, «Магог» - имя страны и народа) не сразу появляются в своём привычном
соединении. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт.
10,2; 1 Парал. 1, 5), родоначальник-эпоним какого-то северного по
отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами.
В «Книге Иезекииля» Гог -князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст
Библии добавляет «в земле Магог», в чём современная текстология склонна
видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, верную по смыслу, ибо она
даёт тот же образ враждебного кочевого севера, что «Рош, Мешех и Фувал»);
Гог поведёт рать конников «от пределов севера» в союзе с другими народами,
и произойдёт это «в последние дни», когда Израиль вернётся из пленения
и будет жить «безопасно»; сам Яхве выступит против Гога, произведёт страшное
землетрясение, поразит «на горах израилевых» войска Гога и пошлёт огонь
на землю Магог (Иезек. 38-39). Позднеиудейская традиция прямо связывает
нашествие Гога и Магога с пришествием мессии и страшным
судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии «родовых
мук» мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займёт
ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или другой срок). В новозаветном
пророчестве имя «Гог» понято как обозначение народа, что не противоречит
первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно
- норма архаической семантики), а нашествие Гога и Магога приурочено к
истечению сроков тысячелетнего царства, когда сатана выйдет из заточения
(характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствующий и
в мусульманской версии); придя с «четырёх углов земли», Гоги и Магоги в
неисчислимом множестве окружат «стан святых и город возлюбленный», но будут
пожраны огнём с небес (Апок. 20, 7-9).
Среди множества предположений относительно этимологии Гога и Магога:
название страны Магог возникло из аккад. названия «страны Гугу»; Гог у
Иезекииля ассоциируется с царём Лидии (Herodot. I 8, 14). Иудейская учёность
эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно
Гог и Магог) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами;
византийцы сопоставляли Гога, «князя Роща», с русскими («Рош» транскрибируется
по-гречески как Ros); с 13 в. Гог и Магог ассоциировались с татаро-монголами.
Отзывы
Читайте также:
Сиринга
Сиринга, Сиринкс, в греческой мифологии нимфа-гамадриада,
обитавшая в Аркадии. Сиринга почитала Артемиду
и строго хранила свою девственность. Боги и сатиры
не раз преследовали прекрасную Сирингу... подробнее
Нахуша
Нахуша (санскр. Nahusa), мифический древнеиндийский царь, сын Аюса,
внук Пурураваса и отец Яяти.
Легенда о Нахуше, возвеличивающая брахманов, несколько раз с небольшими
вариациями рассказана в ... подробнее
Мельхиседек
Мельхиседек, Малкицедек (евр. malkizedeq, «царь
мой - праведность», теофорное имя, включающее название общесемитского божества
zedek; - в преданиях иудаизма и раннего христианства ... подробнее
Цан-дзе
Цан-цзе, в древнекитайской мифологии культурный герой, сподвижник Хуан-ди
(по другим версиям, Фу-си, Шэнъ-нуна).
Имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах по два
глаза ... подробнее
Эврилох
Эврилох
- в греческой мифологии:
1) Спутник Одиссея. Он вместе с двадцатью
двумя товарищами отправился к волшебнице
Кирке, когда корабли Одиссея приплыли
к острову Эе. Спутников Эврилоха ... подробнее