Дафна
(, «лавр»), в греческой мифологии нимфа,
дочь земли Геи и бога рек
Пенея (или Ладона). История любви Аполлона
к Дафны рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну, давшую слово сохранить
целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде.
Дафна взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое
дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным
и священным растением. Дафна — древнее растительное божество, вошло в круг
Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах
победителям на состязаниях давались лавровые венки. О священном лавре на
Делосе упоминает Каллимах. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает
Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые
ветви. Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Д.»
Г. Сакса; «Д.» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Дафна» О. Ринуччини,
положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии
неразрывно связано с музыкой (пьесы «Дафна» М. Опица, «Дафна» Ж. де Лафонтена
и др. представляют собой оперные либретто). Среди опер 17—18 вв.: «Д.»
Г. Шюца; «Дафна» А. Скарлатти; «Флориндо и Д.» Г. Ф. Генделя; «Превращение
Д.» И. И. Фукса и др.; в новое время — «Д.» Р. Штрауса.
В античном искусстве Дафна обычно изображалась настигаемой Аполлоном
(фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево
(произведения пластики). В европейском искусстве сюжет был воспринят в
14—15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху
Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне,
Л. Джордано, Я. Брейгель, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны
из произведений пластики — мраморная группа П. Бернини «Аполлон и Дафна».
Отзывы
Читайте также:
Али
Али - в мусульманской традиции мифологизированный образ двоюродного брата
и приёмного сына Мухаммада, женатого на
его дочери Фатиме. Исторический
Али был убит в 661. Начало его мифологизации было положено последователями
«партии Али» (ши'а Али), сложившейся в ходе политической борьбы в халифате.
Шииты почитают Али как святого, особыми узами «близости» связанного с аллахом,
как праведника, воина и вождя.
Предание назы ... подробнее
Менетий
Менетий, Менойтий, в греческой мифологии:
1) сын титана Иапета
и Климены, брат Прометея,
Атланта и Эпиметея (Hes.
Theog. 507-511). Во время титаномахии Менетий был поражён перуном Зевса
и сброшен в тартар (Apollod.
I 2, 3);
2) сын Актора (Horn. II. XI 785), один из аргонавтов,
отец Патрокла, родич и друг Пелея.
подробнее
Махасиддхи
Махасиддхи (санскр. «великий достигший»), в буддийской мифологии ваджраяны
полумифические лица, которые достигли совершенства путём йогической практики.
Считается, что было 84 Махасиддхи (Тилопа, Наропа, Сараха, Нагарджуна,
Индрабхути и др.). Легенды, повествующие о их жизни, оказали сильное влияние
на развитие поздней мифологии буддизма (особенно в Тибете). В основе образов
Махасиддхов лежат, по-видимому, реальные люди, жившие в Индии с 7 по 11
вв.
... подробнее
Эпаф
Эпаф,
Епаф , в греческой мифологии сын Зевса
(букв. дитя «прикосновения» 3евса) и Ио, которая
родила его на берегу Нила, приняв там снова человеческий
облик после преследований Геры.
Эпаф унаследовал власть в Египте после смерти мужа Ио Телегона,
ставшего ему приёмным отцом. От брака Эпафа и Мемфиды - дочь
Ливия,
родившая от Посейдона
Агенора и Бела,
родоначальников великих фиванских и аргосских героев (Apollod.
II 1, 3-4) ... подробнее
Прокруст
Прокруст, в греческой мифологии знаменитый разбойник (известен также
под именами Дамаста и Полипемона), подстерегавший путников на дороге между
Мегарой и Афинами. Он изготовил два ложа; на большое ложе укладывал небольших
ростом путников и бил их молотом, чтобы растянуть тела, на маленькое -
высоких ростом и отпиливал те части тела, которые там не помещались. Прокруст
был убит вблизи реки Кефис Тесеем, когда
тот, устанавливая порядок в Аттике, очистил её от чудовищ и преступников
(Apollod ... подробнее