Елена, в греческой мифологии спартанская царица,
прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса,
матерью - Леду или Немесиду.
В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем,
досталась по жребию Тесею, который поселяет её у своей матери Эфры в Афидне
(по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются
в преисподнюю, чтобы добыть Персефону,
Елену освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу
Леды Тиндарею Диоскуры.
Слух о красоте Е. распространяется настолько широко по всей Греции, что
сватать девушку собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады
(Менелай, Одиссей,
Диомед,
Сфенел,
оба Аякса,
Филоктет,
Патрокл,
Протесилай
и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов
и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает
всех претендентов на руку Е. совместной клятвой оберегать в дальнейшем
честь её супруга. После этого мужем Елена выбирается Менелай, вероятно,
не без влияния его старшего брата Агамемнона,
уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре.
От брака с Менелаем у Елены рождается Гермиона.
Когда спустя некоторое время богиня Афродита,
выполняя обещание, данное Парису - сыну троянского
царя Приама, приводит его в дом Менелая,
Елена, по наиболее распространённой версии, увлекается юным красавцем и,
воспользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою,
захватив с собой большие сокровища и много рабов. По другой версии мифа,
восходящей, возможно, ещё к Гесиоду, но обстоятельно разработанной в б
в. до н. э. Стесихором, Зевс или Гера
подменили подлинную Елену её призраком, за который и шла Троянская
война. Сама же Елена переносится в Египет, где живёт под защитой
мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения Менелая из троянского
похода (сюжет обстоятельно разработан в трагедии Еврипида «Елена»). О путешествии
Елены с Парисом также существует несколько вариантов мифа: по одному из
них, оно проходило без особых осложнений и заняло всего три дня; по другому
беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня Гера, и их корабль
занесло к берегам Финикии (в Сидон); по третьему - Парис сознательно уплыл
в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с Еленой в Финикии
и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Елена своей
красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые
навлекла на их город.
О поведении Елены во время Троянской войны античные авторы снова повествуют
по-разному. Гомеровский эпос, видя во всём происходящем неотвратимую волю
богов, относится к Елене без осуждения; влечение Елены к Парису он объясняет
воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных.
В остальном Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, и в после-гомеровских
поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие
грекам: она не выдаёт троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город,
и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины;
в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков. Однако
Менелай после взятия города разыскивает Елену с мечом в руках, чтобы казнить
её за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой,
он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить
Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.
Возвращение Елены с Менелаем после долгих скитаний античная традиция
приурочивает к моменту похорон Эгисфа и
Клитеместры, павших от рук Ореста. Но, если
«Одиссея» ограничивается только констатацией этого факта, то для Еврипида
(с яркой антиспартанской направленностью его трагедий) этот эпизод служит
в трагедии «Орест» для беспощадно-отрицательной характеристики Елены и
её супруга; здесь же используется вариант мифа о перенесении Елены по воле
Аполлона
на небо и превращении её в созвездие. «Одиссея» этой версии не знает, изображая
вернувшуюся в Спарту Елену примерной женой вновь обретшего её Менелая.
О последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним,
она была после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров
Родос, то ли в Тавриду; по другим,- она была после смерти перенесена на
остров Левка в устье Дуная,
где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне
Ахиллом
(объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса стремились
уже в рассказе о встрече Елены с Ахиллом на Троянской равнине незадолго
до его смерти).
Место, которое Елена занимает в мифах троянского цикла, и неоднократные
обработки этих мифов в произведениях светской литературы не могли, однако,
вытеснить из сознания греков исторического периода представлений о божественном
прошлом Елены. Недалеко от Спарты было святилище Елены, в самой Спарте
находился священный платан Елены. Под прозвищем Дендритис («древесная»)
Елена почиталась в Кафиях и на Родосе. Всё это заставляет видеть в ней
древнейшее растительное божество, возможно, минойского происхождения. С
формированием греческого сказания о Троянской войне, которое вобрало в
себя также местные культовые и фольклорные элементы, существовавшие в микенских
центрах, Елена стала одним из его персонажей, что обеспечило её образу
прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до
наших дней.
Среди античных произведений, использующих образ
Елены, кроме «Илиады» и «Одиссеи», хоровые поэмы Стесихора; трагедии Еврипида
«Троянки», «Елена», «Орест»; «Похвала Елене» Горгия; панегирик Исократа.
В европейской драматургии к образу обращались О. Скамакка («Елена»), П.
Я. Мартелло («Невинная Елена»), П. Кьяри («Похищение Елены») и др.; среди
произведений новейшего времени пьесы «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Троянской
войны не будет» Ж. Жироду и «Жертва Елены» В. Хильдесхаймера. Различные
эпизоды мифа часто находили отражение в античном изобразительном искусстве:
в живописи (несохранившиеся картины Полигнота и Зевксиса, фреска «Парис
и Елена» в Помпеях), пластике (рельефы многих этрусских погребальных урн
и др.) и особенно в вазописи (наибольшей популярностью пользовались сюжеты:
«рождение Елены», «похищение Елены Тесеем», «похищение Елены Парисом»,
«встреча Менелая и Елены»). С 15 в. Елена часто изображали в иллюстрациях
к произведениям о Троянской войне. С эпохи Возрождения сюжет «похищение
Елены» - один из самых распространённых в живописи (Б. Гоццоли, Джулио
Романо, Ф. Приматиччо, Я. Тинторетто, Г. Рени, И. Г. Тишбейн, Ж. Л. Давид
и др.).
Елена, в преданиях
гностических сект («симониан», «елениан») спутница
Симона
мага. По сообщениям ортодоксальных христианских полемистов-ересеологов
и назидательного иудео-христианского сочинения, известного под названием
Псевдо-Климентин, Елена была блудницей в финикийском городе Тир (что связывает
её образ с образом Астарты, в честь которой в этом городе практиковалась
ритуальная проституция и которая сама, по некоторым версиям, предлагала
себя мужчинам в городском храме); затем она появилась в окружении некоего
Досифея, самаритянского претендента на сан мессии, выступившего вскоре
после Иисуса Христа и широко применявшего
лунарную символику (30 избранных учеников представляли дни лунного месяца,
а Елена по созвучию своего имени с именем Селены - луну). Позднее Симон
отнял у Досифея и сан, и Елену; он утверждал, что сам он - предвечный верховный
бог, а Елена- его первая творческая мысль (эннойа), его премудрость = София,
космическая праматерь, породившая ангелов, архангелов и власти. Однако
эти недобрые духи-мироправители из зависти пленили свою надмирную родительницу
и обрекли её на заточение в теле, на бесчестие и унижение «дольнего мира».
Некогда она была Еленой Спартанской, причём Парис
похитил лишь её призрак (эта версия отражена ещё у Стесихора и Еврипида);
затем она прошла через ряд перевоплощений, пока для неё не наступил час
искупительной встречи со своим божественным отцом в лице Симона; предполагалось,
что через её освобождение освобождается страждущее духовное начало во всём
мире. Этот миф представляет собой вариант гностического мифа о падшей Софии
(ср. Ахамот), оживавшего в романтической
и неоромантической философии и поэзии вплоть до русских символистов.
Отзывы
Читайте также:
Атли
Атли - герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический
Аттила,
гуннский король. Эпос концентрирует внимание на двух моментах: на разгроме
гуннами во главе с Атли ... подробнее
Дедал
Дедал,
в греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея
и сын Метиона, по другой версии, сын Эвпалма и внук Метиона . Изобретатель
столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и ... подробнее
Пура
Яяти (др.-инд.), мифический царь индийской древности, сын Нахуши.
От своей жены Деваяни и её служанки Шармиштхи Яяти. имел
пятерых сыновей, в т. ч. Яду
- родоначальника племени ядавов,
в ... подробнее
Агарь
АГАРЬ (ср. этнич. обозначение араб. «агаряне», а также глагол «отвращаться», «откочёвывать», «бежать», откуда араб. «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры ... подробнее
Ликимий
Ликимний, в греческой мифологии сын микенского царя Электриона
и фригийской рабыни Медии, сводный брат Алкмены.
Вместе с братьями участвовал в войне против сыновей Птерелая (царя обитавших
на ... подробнее