Диомед,
в греческой мифологии:
1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных
чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил
его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею;
2) сын этолийского царя Тидея и дочери
Адраста
Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении
Фив. Как один из женихов
Елены Диомед сражается
впоследствии под Троей, возглавляя
ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает
множество троянцев и нападает на Энея, которого
спасает от гибели Афродита.
Тогда Диомед обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле
боя. Пользуясь покровительством Афины,
Диомед выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам
Диомеда отводится почти вся V книга «Илиады»). Вместе с Одиссеем
Диомед отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают
троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего
на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают
его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса. Диомед
участвует в погребальных играх в честь Патрокла;
вместе с Одиссеем проникает в осаждённую Трою и похищает там статую Афины
(Палладий), обладание которой предвещает победу над троянцами. С Одиссеем
Диомед отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом.
Диомед долго слывёт (вместе с Нестором)
одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под
Трои поздние источники вводят версию об измене жены Диомеда Эгиалы,
вследствие чего Диомед вынужден бежать из Аргоса и окончить свою жизнь
в Италии.
Хотя традиция называет Диомеда сыном Тидея - царя Этолии, в «Илиаде»
он возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов
юго-восточной Арголиды; по числу кораблей войско Диомеда уступает лишь
полкам Агамемнона и Нестора. В этом отражается
воспоминание не только о былом могуществе Аргоса, но и о значении самого
Диомеда как древнейшего военного божества аргивян. Щит Диомеда с культовым
изображением Афины находился в её храме в Аргосе. Диомеду приписывалось
основание храма Афины «Остроглядящей», находившуюся здесь статую Афины
отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладием. Диомед считался основателем
храмов Афины в городе Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине
(Кипр) он почитался вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Диомеда с Афиной
отразилась в мифах о постоянной помощи Афины герою [в «Илиаде»; в варианте
мифа (Pind. Nem. X 7) Афина сделала Диомеда богом; по другой версии, Диомед
был перенесён вместе с Ахиллом на острова
блаженных]. Подтверждением «божественного» происхождения Диомеда. является
то, что это единственный герой «Илиады», осмеливающийся вступать в сражения
с богами-олимпийцами. Культ Диомеда был занесён ахейскими колонистами в
Италию (отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии).
В «Илиаде» обращает на себя внимание явный
параллелизм в описании подвигов Диомеда и Ахилла (оба нападают на
Гектора
и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство соперничества, испытываемое
Диомедом к Ахиллу. Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм
к древнейшим слоям эпического сказания или является художественным приёмом
автора «Илиады».
Отзывы
Читайте также:
Савская царица
Савская царица, легендарная царица Сабейсвого царства (Сабы) в Южной
Аравии. Согласно ветхозаветному преданию, Савская царица, услышав о славе
царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его
загадками и изумилась его мудрости (3 Царств 10, 1-13). В легендах агады
государство царицы Савской.- волшебная страна, где песок дороже золота,
растут деревья из Эдемского
сада, а люди не знают войны. Соломон, в случае отказа Савской царицы
явиться к нему, угрожает наслат ... подробнее
Ма-юаньпуаи
Ма-юаньпуаи («главнокомандующий Ма»), в поздней китайской народной
мифологии трёхглазое чудовище. Ма-юаньпуаи считается перерождением духа
Чжи Мяо-цзи, приговорённого Буддой
к перерождению за излишнюю жестокость в истреблении злых духов. Для того
чтобы выполнить этот приказ, он проник в материнское лоно некой Ма Цзинь-му
(отсюда, вероятно, и его фамилия Ма) в виде пяти огненных шариков. После
появления на свет Ма-юаньпуаи в трёхдневном возрасте убил царя драконов ... подробнее
Сюй-чжэньцзюнь
Сюй-чжэньцзюнь («истинный государь Сюй», «праведный владыка Сюй»),
в китайской даосской мифологии могущественный герой, победитель драконов
и усмиритель наводнений. Сюй-чжэньцзюнь, родившийся чудесным образом (мать
Сюй-чжэньцзюня забеременела от жемчужины, упавшей ей за пазуху из клюва
золотого феникса, которого
она увидела во сне), с юных лет обучался даосским наукам, потом был назначен
начальником уезда. В голодный год Сюй-чжэньцзюнь метил кистью осколки черепицы, ... подробнее
Данниилу
Данниилу (угаритск. dn'il), Даниэл (иврит. dann?el), в литературе также
Данэл, в западносемитской мифологии герой угаритского мифоэпического предания
об Акхате, его отец. Данниилу- мудрый правитель Харнама (вероятно, общество
предков угаритян, наряду с Датану; ср. Карату); он именуется «муж рапаитский»
(см. Рапаиты). В Библии упоминается древний мудрец Даниэл
(Иезек. 14, 14 и 20; 28, 3), что, видимо, свидетельствует о почитании Данниилу
и в ... подробнее
Пергам
Пергам, в греческой мифологии младший сын Неоптолема
и Андромахи. После смерти Неоптолема
Пергам и Андромаха переселились в Малую Азию, где Пергам основал город,
названный им Пергамом (версия: переименовал в Пергам мисийский город Тевфраний
после того, как убил в поединке царя Арея, I 11, 2). Пергамом также называлась
цитадель Трои (Илиона).
подробнее