Диомед

Источник: http://myfhology.narod.ru

Диомед, в греческой мифологии: 
1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привёл к царю Эврисфею; 
2) сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста   Деипилы. Вместе с Адрастом принимает участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражается впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях. В доспехах, озарённых сияющим пламенем, он убивает множество троянцев и нападает на Энея, которого спасает от гибели Афродита. Тогда Диомед обрушивается на богиню, ранит её и заставляет оставить поле боя. Пользуясь покровительством Афины, Диомед выходит в бой против самого бога Ареса и тяжело его ранит (подвигам Диомеда отводится почти вся V книга «Илиады»). Вместе с Одиссеем Диомед отправляется на разведку во вражеский лагерь; по дороге они убивают троянского разведчика Долона, а затем нападают на пришедшего на помощь троянцам фракийского царя Реса, убивают его и многих воинов его свиты и уводят с собой знаменитых коней Реса. Диомед участвует в погребальных играх в честь Патрокла; вместе с Одиссеем проникает в осаждённую Трою и похищает там статую Афины (Палладий), обладание которой предвещает победу над троянцами. С Одиссеем Диомед отправляется также на остров Лемнос за Филоктетом. Диомед долго слывёт (вместе с Нестором) одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои поздние источники вводят версию об измене жены Диомеда Эгиалы, вследствие чего Диомед вынужден бежать из Аргоса и окончить свою жизнь в Италии.
Хотя традиция называет Диомеда сыном Тидея - царя Этолии, в «Илиаде» он возглавляет ополчение из Аргоса, Тиринфа, Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды; по числу кораблей войско Диомеда уступает лишь полкам Агамемнона и Нестора. В этом отражается воспоминание не только о былом могуществе Аргоса, но и о значении самого Диомеда как древнейшего военного божества аргивян. Щит Диомеда с культовым изображением Афины находился в её храме в Аргосе. Диомеду приписывалось основание храма Афины «Остроглядящей», находившуюся здесь статую Афины отождествляли с похищенным ахейцами в Трое Палладием. Диомед считался основателем храмов Афины в городе Метона (Мессения) и городе Прасии (Аттика); в Саламине (Кипр) он почитался вместе с Афиной. Эта древнейшая связь Диомеда с Афиной отразилась в мифах о постоянной помощи Афины герою [в «Илиаде»; в варианте мифа (Pind. Nem. X 7) Афина сделала Диомеда богом; по другой версии, Диомед был перенесён вместе с Ахиллом на острова блаженных]. Подтверждением «божественного» происхождения Диомеда. является то, что это единственный герой «Илиады», осмеливающийся вступать в сражения с богами-олимпийцами. Культ Диомеда был занесён ахейскими колонистами в Италию (отсюда поздняя версия о его скитаниях и смерти в Италии).
      В «Илиаде» обращает на себя внимание явный параллелизм в описании подвигов Диомеда и Ахилла (оба нападают на Гектора и на Энея, которого от них спасают боги) и чувство соперничества, испытываемое Диомедом к Ахиллу. Однако трудно сказать, восходит ли этот параллелизм к древнейшим слоям эпического сказания или является художественным приёмом автора «Илиады». 

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Юй

   Юй, Да Юй («великий Юй»), Ся Юй («сяский Юй»), в древнекитайской мифологии культурный герой, усмиритель потопа. Существует предположение, что культ Юя сложился в основном в бассейне реки Янцзы, т. к. многие деяния Юй связаны с различными местностями в современных провинциях Чжэцзян и Сычуань (Д. В. Деопик). Есть основания полагать, что этимологически имя Юй имеет отношение к земноводным существам. Согласно мифу, Юй родился из тела своего отц ...
подробнее

Манджушри

  Манджушри (санскр. Магиизп, букв. «красивое сияние»), в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны бодхисатва. Манджушри известен также под названиями Манджугхоша («красивый голос»), Манджунатха («краси-ый спаситель»), Вагишвара («господь речи») и т.д., его эпитет — Кумарабхута («бывший принц»). Манджушри встречается уже в древнейшей махаянской литературе, что позволяет предположить, что его образ возник в последние века до н. э. Манджушри занимает центральное ...
подробнее

Кефей (Цефей)

см. созвездие Кефея (Цефея)   Кефей, Цефей, в греческой мифологии:  1) эфиопский царь, сын Бела, супруг Кассиопеи, отец Андромеды. По решению Афины, после спасения Андромеды Персеем, Кефей был превращён в созвездие (см. созвездие Цефея) 2) царь Аркадии, отец двадцати сыновей. Геракл просил Кефея вместе с сыновьями участвовать в походе против Лакедемона. Кефей согласился после того, как Геракл дал его дочери локон Горгоны в медном кувшине, ...
подробнее

Ликург

Ликург, в греческой мифологии:  1) сын царя эдонов во Фракии, воспротивившийся введению культа Диониса. В «Илиаде» (хотя и не причисляющей Диониса к сонму олимпийских богов) сообщается, что Ликург, прогнавший со своей земли младенца Диониса вместе с кормилицами, был в наказание за это ослеплён Зевсом. В поздних источниках, восходящих, вероятно, к не сохранившимся афинским трагедиям 5 в. до н. э., сюжет столкновения Ликурга с Дионисом носит гораздо более трагический характер. У Эсхила ( ...
подробнее

Алфемен

           Алфемен (Алтемен), греч. — сын Катрея, царствовавшего на острове Крит. Оракул предсказал Катрею, что он умрет от руки кого-то из его детей, а их было четверо: три дочери и один сын. Алфемён, боясь, как бы он не стал против своей воли убийцей отца, покинул Крит вместе с сестрой Апемосиной. Он высадился на острове Родос и решил здесь обосноваться. Поднявшись на гору, он посмотрел на бескрайние просторы моря и далеко на горизонте увидел родной остров, вспомн ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru