Дох

Источник: http://myfhology.narod.ru

Дох, в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь Доха с гагарой (видимо, первоначально тотемическая) обнаруживается и в кетском и югском (сымском) предании о сыне Доха, который, падая с неба на землю, обернулся гагарой; хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, но люди (юги) не распознали в нём человека и убили его «в оболочке гагары». Мотив сына на небе, как и участие в сотворении мира, сближает Доха с богом Есем. Дох поднимался на белом олене на небо, затыкал чёрными оленями небесную щель, сквозь которую провалился на землю один из небесных жителей, затем возвращённый Дохом на небо. Дох является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой или сердцем Доха; пока Дох летал вместе с птицами на юг зимовать к Томэм («мать-жара»), она убила и съела сына Доха, после чего тот отправляется вниз по Енисею (в царство мёртвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Доха (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Доха, оказываются железными). Дох возил Хоседэм на нартах с неба на землю и истрепал её в клочья. Когда Дох со своими людьми отправляется на небо (к Есю), его жена нарушает запрет и берёт с собой грязное бельё, из-за чего Дох и вся его семья гибнут. Их поражает огнём мать шести громов, убитых до этого Дохом; Дох принял мать громов за сиротку - Маленького грома, за что и поплатился жизнью. Главный атрибут Доха - шаманский бубен. Характерной чертой Доха в мифах является увлечённое шаманское камлание (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелёта на юг «в оболочке мухи»). Млечный путь, согласно кетскому астральному мифу, называется следом Доха, потому что его проложил Дох, поднимавшийся к солнцу (есть миф о его браке). Предполагается, что в конце света Дох восстанет из небытия вслед за Альбэ).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Зяунг

     Зяунг, во вьетской мифологии и фольклоре эпический богатырь. Происхождение этого образа связано с представлениями о божестве грома и с земледельческими культами; по одной из версий, Зяунг- ...
подробнее

Арнаваз

     Арнаваз (фарси), Арнавак (авест.), в иранской мифологии (в «Авесте») сестра праведного Пимы и по зороастрийскому обычаю также его жена. Ею овладевает дракон Ажи-Дахака, а затем Арнаваз ...
подробнее

Авимелех

               Авимелех (евр. «отец мой царь»), в ветхозаветных преданиях: 1) царь Герара (город филистимлян), персонаж легенд об Аврааме и Сарре и об Исааке и Ревекке (и Авраам, и Исаак ...
подробнее

Хтония

Хтония - в греческой мифологии одна из трех дочерей афинского царя Эрехфея и Пракситы; жреца   Афины и Посейдона, основателя известного афинского рода Бутадов.                
подробнее

Юдхиштхира

   Юдхищтхира (др.-инд. Yudhigthira), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата», старший среди братьев пандавов, сын жены царя Панду Кунти от бога Дхармы. В «Махабхарате» Юдхищтхира является ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru