Дох

Источник: http://myfhology.narod.ru

Дох, в кетской мифологии первый великий шаман, культурный герой, установивший основные законы. Один из участников сотворения мира, создавший остров (первую сушу в мировом океане) с помощью гагары, нырнувшей на дно моря и доставшей тину со дна. Связь Доха с гагарой (видимо, первоначально тотемическая) обнаруживается и в кетском и югском (сымском) предании о сыне Доха, который, падая с неба на землю, обернулся гагарой; хотя он и кричал людям, бившим его камнями, что он человек, но люди (юги) не распознали в нём человека и убили его «в оболочке гагары». Мотив сына на небе, как и участие в сотворении мира, сближает Доха с богом Есем. Дох поднимался на белом олене на небо, затыкал чёрными оленями небесную щель, сквозь которую провалился на землю один из небесных жителей, затем возвращённый Дохом на небо. Дох является противником Хоседэм, которая пытается овладеть душой или сердцем Доха; пока Дох летал вместе с птицами на юг зимовать к Томэм («мать-жара»), она убила и съела сына Доха, после чего тот отправляется вниз по Енисею (в царство мёртвых), чтобы убить Хоседэм, но взятые им с собой железный молот и деревянный ошейник разбиваются о Хоседэм, которая проклинает Доха (поэтому на небе все дрова, которые пытаются расколоть люди Доха, оказываются железными). Дох возил Хоседэм на нартах с неба на землю и истрепал её в клочья. Когда Дох со своими людьми отправляется на небо (к Есю), его жена нарушает запрет и берёт с собой грязное бельё, из-за чего Дох и вся его семья гибнут. Их поражает огнём мать шести громов, убитых до этого Дохом; Дох принял мать громов за сиротку - Маленького грома, за что и поплатился жизнью. Главный атрибут Доха - шаманский бубен. Характерной чертой Доха в мифах является увлечённое шаманское камлание (он продолжает камлать даже когда жена сообщает ему о смерти сына) и способность к оборотничеству (он возвращается на небо из перелёта на юг «в оболочке мухи»). Млечный путь, согласно кетскому астральному мифу, называется следом Доха, потому что его проложил Дох, поднимавшийся к солнцу (есть миф о его браке). Предполагается, что в конце света Дох восстанет из небытия вслед за Альбэ).

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Сиги

Сиги - в сканд. мифологии третий сын бога Одина и богини Фригг. По скандинавской легенде, вместе со своим сыном Региром правил страной франков. От сиги произошел род Вёльсунгов, самый известный представителем которого был знаменитый Сигурд            
подробнее

Пирам

Пирам (Pyramus), в античной мифологии вавилонский юноша, возлюбленный Фисбы. Они жили в Вавилоне в соседних домах, но родители не разрешали им встречаться. В стене, разделявшей дома, была щель, и через неё юноша и девушка глядели друг на друга и беседовали по ночам. Однажды они условились о встрече ночью в уединённом месте у могилы легендарного основателя ассирийского царства Нина. Первой пришла Фисба и увидела у гробницы львицу с окровавленной мордой. Бросившись бежать, Фисба обронила ...
подробнее

Эвмей

Эвмей, Евмей, в греческой мифологии (в «Одиссее») старший свинопас, один из немногих слуг, сохранивших верность Одиссею во время его отсутствия. К нему в отдалённый от города дом направился по совету Афины Одиссей, вернувшись на родину. Эвмей рассказал гостю, что он - сын царя Ктесия с острова Сирия (очевидно, имелся в виду остров Сирос, западнее Делоса) - был похищен пиратами. Проданный затем ими Лаэрту, Эвмей рос при царском доме и был назначен Антиклеей смотрителем свиных ...
подробнее

Керсаспа

Керсаспа, в иранской мифологии герой-дэвоборец, из рода Сама, сын Триты, «вооружённый палицей» («Ясна» IX). Имя Керсаспа отражает культ коня (аспа - «конь»). Керсаспа - победитель трёх драконов-дэвов. «Он убил чудовище Срувар, коней глотавшее, людей глотавшее, полное яда», который бил струёй вышиной в сажень. Он победил Гандарва, «стремившегося уничтожить вещественный мир справедливости» с помощью Ардвисуры Анахиты. Дракон Снавидка, рогатый и камнерукий, грозил низ ...
подробнее

Цан-дзе

   Цан-цзе, в древнекитайской мифологии культурный герой, сподвижник Хуан-ди (по другим версиям, Фу-си, Шэнъ-нуна). Имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах по два глаза один над другим) — символ особой прозорливости. Проникнув в глубинный смысл следов птиц и зверей, изобрёл иероглифическую письменность (Сюй Шэнь, 1 в. н. э., Предисловие к словарю «Шо вэнь»). В поздних легендах Цан-цзе упоминается в качестве члена Небесной медицинской ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru