Дракула - этот пополярный персонаж не обошел стороной и русские сказания,
появившись в своеобразном виде. (о европейском Дракуле см. здесь)
У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, который правил в
Мунтении, то есть Восточной Валахии (ныне — часть Румынии) в середине XV
века. Однако не станем литературный персонаж мерить соответствием или несоответствием
реальной истории: у него своя судьба. Дракула стал героем европейской литературы,
обрел вечную жизнь в перевоплощениях и благополучно дожил до наших дней
(романы с красочными обложками на темы жестокостей Дракулы лежат на сегодняшних
книжных лотках). Считается, что автором русской повести был известный Федор
Курицын. В качестве посла Ивана III он несколько лет провел при дворе венгерского
короля Матиаса Корвина, там, видимо, он и наслушался рассказов о жестоком
правителе и под их впечатлением сочинил свою повесть. Сочинил не только
для занимательного чтения, но и для назидания русским людям того времени
(80-х годов XV века). О чем же это «Сказание о мутьянском воеводе Дракуле»?
Вот ее начало: «Был в Мунтянской земле воевода, христианин греческой веры,
имя его повалашски Дракула, а по-нашему — Дьявол. Так жесток и мудр был,
что каково имя, такова была и жизнь его». Повесть состоит из ряда эпизодов,
по-старинному сказать — из анекдотов: каждый из них вполне самостоятелен
и почти не связан с другими, но в целом они дают единый портрет героя.
В анекдотах не только события, но и их осмысление — оно выражено устами
самого ли Дракулы, других персонажей или автора. Так что читатель волей-неволей
вовлекается в обсуждение событий, в политическую, нравственную, даже философскую
подчас оценку поступков Дракулы и вообще его личности. Вся деятельность
Дракулы сводится к борьбе: со злом в его бесчисленных разновидностях, с
пороками и слабостями людей, с их поведением, если оно противоречит его
собственным понятиям и правилам, с инакомыслием. Все это он лечит, но весьма
крайними средствами — смертью или кровавым наказанием, у. При этом наказание
не соразмеряется со степенью вины. Если же Дракула кого-то хвалит, то при
этом тут же предупреждает, что казнил бы его, поступи тот не так. Турецкие
послы явились к нему и не сняли свои колпаки, объяснив, что таков их обычай.
Тогда Дракула велел прибить колпаки к го-ловам послов железными гвоздиками,
чтобы они и впредь всегда крепко держались. Вероломству его не было предела.
Дракула согласился на мир с турецким царем, и тот разрешил ему войти в
свои пределы и согласился взять его на службу, но Дракула, пройдя в глубь
страны, вдруг повернул назад и на обратном пути разорил часть ее, перебил
и пленил многих, казня всех с невероятной жестокостью.
Но тут же говорится, что от грозного вершителя справедливого суда Дракулы
не могли откупиться те, кто совершал преступления, грабил, обманывал, обижал
и т. д. И рядом с этим другой эпизод: Дракула созвал бесчисленное множество
нищих и бродяг, они пришли в надежде на милостыню. Он собрал их в одном
помещении, велел на-кормить и напоить, а затем запереть и сжечь всех. При
этом он объявил, что освобождает их всех от несчастья. А боярам объяснил
смысл поступка: пусть в его земле не будет нищих, а будут одни богатые,
и пусть у него никто не страдает от бедности и болезней. А вот пример доброго
дела: у приезжего купца украли деньги. Под угрозой гибели всему городу
деньги вернули, а Дракула велел подложить в них лишний дукат. Купец утром
принес его государю, и тот сказал: «Если бы не сказал мне о лишнем дукате,
то посадил бы тебя на кол вместе с вором». Кол -- самое популярное орудие
казни у Дракулы: на него попадают женщины неправедного поведения; жена,
плохо ухаживающая за своим мужем; слуга, заявивший, что не может выносить
смрада от тел казненных; посол чу-жой страны, который не сумел ответить
на вопросы Дракулы. Послу он объяснял мотивы своего решения так: «Если
государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому
государю, то твой государь и убил тебя; если же ты сам решился идти, неученый,
то сам себя и убил». Казнив посла, Дракула отправлял чужому государю грамоту,
чтобы тот впредь не присылал глупого и неученого мужа к многомудрому государю.
Печально завершилась жизнь Дракулы. Венгерский король Матьяш пошел
на него войной, они сражались, но изменники выдали Дракулу королю, который
велел бросить его в темницу. Двенадцать лет провел Дракула в заточении
в Вышеграде на Дунае. Он и здесь не оставил своих злодейских привычек,
только теперь уже не мог обращать их против людей — ловил мышей или покупал
птиц и мучил их — сажал на кол, отрезал головы, отпускал птиц на волю,
выщипав перья. Наконец, король решил дать Дракуле свободу и даже вернуть
ему воеводство, но с одним условием: чтобы он перешел в католическую веру.
А если откажется, то останется в темнице до самой смерти. Как пишет православный
автор, Дракула не вынес тягот заключения и «отдал себя на вечные муки»,
оставив нашу православную веру и приняв «ложное учение католическое». Воеводой
Дракула прожил еще десять лет и был убит в сражении с турками. История
о Дракуле, изложенная в конце XV века, имела большой общественный и политический
смысл. Уходили в прошлое времена феодальной раздробленности с постоянными
столкновениями между правителями, с отсутствием прочной власти, с господством
беззакония. Наступало время единой государственной власти — королевской,
царской — с едиными законами и порядком. Какой должна быть эта власть —
вот вопрос, который волновал одинаково и Европу, и Русь. Идея «справедливого
государя» прижилась во всей европейской литературе. «Справедливость» царя
должна была опираться на порядок и силу. Жестокость оправдывалась как способ
наведения порядка и преодоления феодального произвола. «Справедливому»
царю противопоставлялся «злой» царь. В повести о Дракуле и сплелись в сложный
клубок эти живые проблемы русской жизни. Федор Курицын не оправдывал жестокостей
Дракулы, но иногда как бы пытался объяснить их необходимость.
Отзывы
Читайте также:
Махавира
Махавира (санскр. «великий герой»), в джайнской традиции мифологизированный
образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до и. э. Махавира выступает
как центральный персонаж мифо-исторического ... подробнее
Авель
АВЕЛЬ - «сын»; в ветхозаветном повествовании второй сын прародителей людей Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом земледельцем Каином из зависти: жертва, ... подробнее
Орест
Орест, в греческой мифологии
сын Агамемнона и Клитеместры.
После того как Агамемнон был убит Клитеместрой и Эгисфом,
сестра Ореста Электра (или его кормилица)
спасла его из рокового дома... подробнее
Икшваку
Икшваку (др.-инд. Iksvaku), в древнеиндийской мифологии царь, живший
в начале третаюги (см. Юга).
Будучи старшим сыном Ману Вайвасваты,
Икшваку появился на свет из его ноздри, когда тот чихнул ... подробнее
Кабил и Хабил
Кабил и Хабил, в мусульманской мифологии сыновья Адама.
Соответствуют библейским Каину и Авелю.
Коран излагает историю жертвоприношения двух сыновей Адама, не называя
их имён (5:30-34). Тот, чья ... подробнее