Енох, Энох (евр. , истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»,
в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства:
1) старший сын Каина, назвавшего его именем
город (Быт. 4, 17-18, - по генеалогии, считающей Каина старшим сыном Адама);
2) потомок Адама в седьмом поколении (по другой генеалогии, считающей
старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед
Ноя, отец Мафусаила.
Ветхозаветный рассказ о Енохе (Быт. 5, 21-24) отличается
краткостью и загадочностью. Время жизни Еноха - 365 лет (число, вызывающее
ассоциации с числом дней солнечного года; ср. роль этого числа в символике
Митры, в гностицизме -
см. Абраксас). Далее сказано:
«и ходил Енох пред богом; и не стало его, потому что бог взял его». Эти
скупые данные породили обширную традицию позднеиудейских легенд, получившую
отголоски в раннем христианстве, в исламе (см. Идрис), в
каббалистической литературе. В легендах о Енохе выделяются следующие основные
мотивы. Енох - культурный герой, основатель письменности (и прообраз благочестивого
писца, исполняющий «канцелярские» обязанности даже в потустороннем мире),
иногда основатель астрологии (переосмысление солярно-космических мотивов?).
Енох - образец мистического общения с богом и аскетического уединения для
этого общения (ср. мотив встречи царя-законодателя с божеством, напр.,
в греческом мифе о Миносе и Зевсе);
согласно поздним версиям в еврейских «Книге праведного» и «Мидраше Абот»,
он уходил в затвор для молитвы и лишь по велению бога выходил оттуда к
людям - сначала через каждые три дня, затем раз в неделю, в месяц, в год.
Енох - религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ
покаяния для поколений» (Иис. Сир. 44, 15), прототип
пророка, мудреца. Енох - праведный царь, законодатель и миротворец, первоверховный
«правитель правителей» человечества, правление которого, явившее подобие
универсального и справедливого царства солнца (мотив, живущий не только
в мифологическом оформлении древних монархий и политических утопий, но
и в одном из эпитетов Иисуса Христа
- «Солнце справедливости», восходящем к Малах. 4, 2 - ср. сказанное выше
о солярных чертах образа Еноха), продолжалось, по некоторым поздним версиям,
243 = 35 лет; это была светлая полоса жизни человечества между «порчей»
во времена патриарха Еноса (когда, по мнению еврейской экзегезы к Быт.
4, 26, люди научились идолопоклонству и магическим манипуляциям именем
Яхве) и ещё большим растлением перед потопом.
Енох - человек, «взятый богом» на небо - первый в ряду образов, которые
в иудейско-христианской традиции мыслятся как телесно сохраняемые живыми
где-то в «ином» мире в ожидании часа возвращения в «этот» мир (ср. судьбу
Илии, иногда - Мельхиседека,
редко - Моисея; ср. христианские представления
о телесном воскресении и вознесении Христа, следующих за его смертью, и
ожидающемся его втором пришествии и др.). Целое направление эсхатологически
ориентированной иудейской литературы, отчасти предшествовавшей, отчасти
современной раннему христианству (книга Еноха, дошедшая до нас в эфиопском
переводе; отличная от неё книга Еноха. Праведного, дошедшая в славянском
переводе; т. н. 3-я книга Еноха, фрагменты еврейского и арамейского текстов
которой были открыты только в 50-х гг. 20 в. в Кумране; 2 в.), описывает
водворение Еноха в запредельных покоях небесного двора, сообщение ему тайн
устройства небес и божественно-ангельского управления космосом, наконец,
дарование ему сана «мата-трона» (собств. «метатрон» - «стоящий у престола»),
т. е. дворецкого или визиря в царстве Яхве; этот сан иногда приобретает
черты богочеловеческого достоинства. Енох - человек, поставленный над ангелами,
как домоправитель над слугами (иудаистическое предвосхищение христианского
образа Марии как «царицы ангелов»). Во время
путешествия Еноха, взятого богом на небо, тому открываются тайны прошлого
и будущего, он «видит» предстоящий приход «сына человеческого», воскресение
мёртвых, наказание грешников в аду
и воздаяние праведным в раю, восстание нечестивых ангелов против бога и
их наказание (ср. Иуд. б). Енох призван быть в отношении к истории «свидетелем
Яхве» против грешных людей, а в своём качестве «великого писца» - небесным
летописцем и как бы протоколистом, измеряющим правой мерой все дела человеческие.
Свидетельское служение Еноха должно получить кульминацию и завершение во
времена конечной борьбы, т. е., по христианским представлениям, во времена
антихриста. Слова Апокалипсиса: «и дам двум свидетелям моим,
и они будут пророчествовать 1260 дней..., и когда кончат они свидетельство
своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет
их, и трупы их оставит на улице великого города...» (11, 3 и 7-8), - относимы
церковной традицией к Еноху и Илие, которые, таким образом, изъяты из действия
закона естественной смерти для того, чтобы в конце времён принять смерть
мученическую. Эсхатологическая роль Еноха оттеняется его близостью к Адаму,
к сотворению мира; через него «самое начало» непосредственно связывается
с «самым концом».
Целый ряд символов, используемых в книге Еноха (путешествие человека
на небо; древо жизни, источники
мёда и молока, которые видит Енох, в славянской версии - семь небес, которые
он посещает; север как символ мира мёртвых и др.) имеют далеко идущие параллели
в евразийских (в частности, сибирских) шаманистских традициях; ср. также
шумеро-аккад. традицию - образы Зиусудры (Ут-напишти), а также седьмого
допотопного царя Энмендуранны, наделённого сходными с Енохом чертами. В
то же время книга Еноха, связывающая кумранскую литературу с новозаветной,
свидетельствующая о преемственности кумранской эсхатологической традиции
и последующей раннехристианской апокалиптики, обращена не столько к символике
прошлого, сколько к будущему.
Интерес мистических кругов иудаизма, не говоря уже о христианах, к
фигуре Еноха (как и к фигуре Мельхиседека) часто казался ортодоксальному
рационализму раввинов подозрительным. В экзегетическом талмудистском трактате
«Берешит рабба» (25, 1) приведены попытки дискредитировать праведность
Еноха (по мнению рабби Айбу, «Енох был двуликим, иногда действуя праведно,
иногда дурно»), а также объяснить его «взятие богом» как обычную смерть.
Книга Еноха, рано вошедшая в число «отречённых» (апокрифических) книг,
служила источником и прообразом многих средневековых эсхатологических сочинений,
описаний ада и рая, её отзвуки находят и в «Божественной комедии» Данте,
и в «Потерянном рае» Мильтона. На Руси «Слово от книг Еноха Праведного»
было включено в 16 в. в «Великие Четьи-Минеи» (канонической книга Еноха
считалась и в эфиопской традиции), лишь позднее книга Еноха была причислена
к «отречённым» сочинениям.
Среди западноевропейских литературных преломлений легенд о Енохе в
19-20 вв. - поэма английского поэта А. Теннисона «Енох Арден» (о моряке,
который пропал без вести, вернулся в свой дом и снова из него ушёл, оказавшись
неузнанным), третий сон Иосифа, рассказываемый одному Вениамину, в романе
Т. Манна «Молодой Иосиф», а также «вознесения» Рэнсома в повестях К. С.
Льюиса «Переландра» и «Эта мерзостная сила». Ссылки на книгу Еноха встречаются
и в классической русской литературе (напр., в повести Н. С. Лескова «Заячий
ремиз»).
Отзывы
Читайте также:
Худ
Худ (Hud), в мусульманской мифологии пророк. X. был послан аллахом
наставить на праведный путь народ ад, из которого он сам происходил. Согласно
Корану, отвергнувшие увещевания X. адиты были ... подробнее
Хлорида
Хлорида - греч. дочь Амфиона и Ниобы,
жена Нелея, от которого у нее родилась дочь Перо и двенадцать сыновей.
Лишь Хлориде удалось спастись после того, как Артемида уничтожила всех
детей Ниобы; по ... подробнее
Эльпинор
Эльпинор
- в греческой мифологии, участник Троянской войны, спутник
Одиссея. При возвращении на Итаку
Одиссей со спутниками прожил один год на осрове Ээя у Кирки.
После прощального ужина Эльпинор ... подробнее
Ева
Ева,
Хавва (евр. Hawwa), согласно иудаистическим, христианским и мусульманским
религиозно-мифологическим представлениям, жена Адама,
первая женщина и праматерь рода человеческого. Имя Ева ... подробнее
Гордий
Гордий, в греческой мифологии парь Фригии, отец Мидаса.
Сначала Гордий был простым земледельцем, однажды во время пахоты орёл сел
на ярмо его быков. Это было истолковано как знамение, предвещающее ... подробнее