Ерш Ершович - герой русской народной бытовой сказки.
Если читать подряд повести о Фроле Скобееве и о Ерше
Ершовиче, то бросается в глаза необыкновенная близость двух героев — хотя
один из них дворянского роду, а другой — представитель рыбьего царства.
Повесть о Ерше Ершовиче — это литературная пародия: опираясь на традиции
народной сказки, в которой зверям, птицам, рыбам придавались человеческие
черты и качества, автор повести обнаруживает в рыбьем царстве отношения,
конфликты, страсти, характеры, нормы поведения те же, что в обществе людей.
Там действует суд — такой же, как на Руси в конце XVI — начале XVII века:
во главе его воевода и боярин Осетр Хвалынского моря, да сам Сом с большим
усом, да Щука-трепетуха, пристав Окунь, палач Кострашь, сторож Мен, понятые
Сазан Ильменский да Рак Болотов, целовальник Треска. Суд проходил в декабре
1596- года, рассматривалась жалоба Леща и Головля, жильцов Ростовского
озера, на Ерша — «на ябедника, на вора на разбойника, на ябедника на обманщика...
на острые на щетины». Итак, Ерш — из той же компании ябедников, что и Фрол,
только размах его дел по-шире, обвинений ему предъявлено гораздо больше.
Лещ и Головль считают Ростовское озеро своим, данным им отцами в вотчину
навек. А Ерш, лихой человек, пришел с Волги из Ветлужского поместья, «с
женою своею и с детишками своими, приволокся в зимнюю пору», грязный, черный,
напросился переночевать одну ночь, назвался крестьянином. Ему поверили
и пустили, а он «обжился в наших вот-чинах в Ростовском озере... расплодился
с племенем своим, а нас... перебили и переграбили, из вотчины вон выбили,
и озером завладели...»
По другой версии дело было так. «Ехал Ершишко на осиновых дровишках, и
просился Ершишко в славное Ростовское озерышко у всех рыб у святой братьи
одну ночь ночевать». Все рыбы собрались совет совето-вать. Одни готовы
были пустить, другие побаивались, а третьи прямо предупреждали:
пустите Ерша — будет содом, после не выжить его. Получилось так, как
боялись. Стал Ерш «по Ростову озеру ходить и детей плодить, всяких рыб
теснить, всех прибил, всех приколол... Кою рыбу ткнет, та жива быть не
может. Как у царя острая сабля, так у Ерша щетина».
Ерш, призванный на суд, все обвинения отверг. «Я их не бивал и не грабил,
и не знаю, и не ведаю. А то Ростовское озеро прямое мое, а не их, из старины
дедушке моему Ершу, ростовскому жильцу. А родом я стариннейший человек,
из мелких бояр Вандышевых, из Переяславля. А те люди, Лещ да Головль, были
у отца моего в холопах». Ерш предъявил им свои обвинения. «А я Божиею милостию
не тать и не разбойник, живу правдою отеческою, человек я добрый, знают
меня на Москве князья и бояре»...
В тяжбе рыб, как в капле воды, отражаются конфликты, которыми изобиловала
русская действительность того времени: споры шли из-за владения землей,
из-за вотчин, одни жаловались на других из-за притеснений, грабе-жей, неправедных
поступков, на каждое обвинение ответчик предъявлял свои обиды, и суды тянулись
бесконечно. Ерш Ершович показывает себя великим мас-ером судебного сутяжничества,
но и противная сторона отвечает тем же. Лещ и Головль называют своих свидетелей
— Сельдь и Сига, но Ерш отводит их — они в родстве с обвинителями. На Ерша
новая жалоба: «Поклепщик, обманщик, воришко, ябедник, а живет по рекам
и по озерам на дне, а света мало видит... Выходя из реки к устью, заманивает
большую рыбу в неводы, а сам умеет вывернуться, как бес».
Вызывают все новых свидетелей, и никто о Ерше не говорит доброго слова.
Ерш хвастал близким знакомством с московскими боярами, а его противники
свидетельствуют: «Знают Ерша на Москве бражники и голышы и всякие люди,
которые не могут купить доброй рыбы, а купят ершов на полденьги, думают
много съесть, а больше хлеба расплюют или собакам в окно выкинут». Замечательно,
как в характеристиках Ерша соседствуют «человеческое» и «рыбье» и как одно
незаметно переливается в другое. Вот Осетр жалуется на Ерша, как тот его
обманул и осрамил. Когда Осетр шел к Ростовскому озеру жировать, Ерш встретился
ему и отсоветовал идти туда, чтобы не погибнуть напрасно: «Когда я отправился
к Ростовскому озеру, был вдвое тебя толще, голова была как пивной котел,
в длину был семи сажен, а попе-рек три сажени, а хвост был как парус у
лодки. А в озере я бока свои о берег отер и нос переломал, а ныне видишь
и сам, какой я стал». Осетр поверил этим словам, в озеро не пошел, а в
результате жену и детей с голоду поморил и сам едва добрался под Новгород.
А Сом горестно рассказывал, как Ерш брата его затащил в невод, а сам вывернулся,
да еще посмеялся над несчастным, и, когда Сома выволокли на берег и стали
обухом бить. Ерш скакал и плясал, приговаривая: «Вот как нашего Обросима
околачивают». В конце концов судьи обвинили Ерша и выдали его с головой
Лещу и Головлю. В реальной судебной практике Руси это означало, что ответчика
били кнутом и он попадал в кабалу к истцам. У Леща и Головля грамота, позволявшая
выполнять решение суда, была «на руках», но вот воспользоваться своим правом
им было не просто. Ерш, услышав приговор, повернулся к Лещу хвостом: «Коли
вам меня выдали головою, то ты меня. Лещ с товарищем, проглоти с хвоста».
Здесь, как видим, судебная формула, применяемая к людям не буквально («выдать
с головой»), применительно к рыбам получила буквальный смысл:
Лещ мог бы проглотить Ерша с головы, но с хвоста у того «щетины, как
лютые рогатины или стрелы, никак нельзя проглотить». Пришлось отпустить
Ерша на волю, хотя приговор остался в силе.
Вот какой тип героя появился в древнерусской литературе в конце XVI
века.
Отзывы
Читайте также:
Ион
Ион, в греческой мифологии афинский царь, сын Креусы.
Отцом Иона большинство источников называет выходца из Фессалии Ксуфа;
Еврипид в трагедии «Ион», следуя местному аттическому мифу, изображает ... подробнее
Ксуф
Ксуф, Ксут, в греческой мифологии сын Эллина
и нимфы Орсеиды, брат Дора и Эола. Ксуф достался
от отца Пелопоннес. Женой Ксуф была дочь афинского царя Эрехфея
Креуса, родившая ему сыновей Иона и ... подробнее
Эвандр
Эвандр - 1) в греческой мифологии Сын Приама,
царя Трои. Убит во время Троянской
войны.
2) (Evander), в римской мифологии внук или сын аркадского царя
Палланта
(вариант: Гермеса) и Никостраты ... подробнее
Гунь
Гунь («огромная рыба»), в древнекитайской мифологии герой, боровшийся
с потопом, сын правителя Чжуань-сюя. Возможно, что образ
этот возник у племён, живших в Восточном Китае, в бассейне Янцзы и ... подробнее
Дрона
Дрона (др.-инд. Drona, «ковш»), герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата».
Рождается из семени мудреца Бхарадваджи, которое выпадает
у этого мудреца при виде апсары
Гхритачи и взращивается ... подробнее