Еруслан Лазаревич

Источник: http://myfhology.narod.ru

Еруслан Лазаревич - Герой древнерусской сказочной повести и фольклора.
"Повесть о Еруслане Лазаревиче" известна на Руси с начала XVII века. Вероятно, она возникла как запись одного из устных пересказов неизвестного нам тюркского дастана, повествующего о подвигах богатыря Рустама. На эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается с тюркским прозвищем Рустама - Арслан (лев), а имя его отца - Залазарь - с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля).
Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте проявились богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что ребенок причиняет увечья своим сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле". Там Еруслан знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает богатырского коня и вооружение. Затем он отправляется "гуляти-казаковати".
Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец захвачен в плен врагом и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных дев-птиц, которые переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с чудесной головой великана-богатыря. От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить Огненного царя.
Следуя советам головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив своих отца и дядю с помощью печени противника, Еруслан женится на спасенной им
от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая краше всех на земле.
Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве на много лет. Тем временем в "индейском царстве" у него подрастает сын, Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает бой и вместе с сыном возвращается к своей жене.
Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя, обилие ярких и красочных описаний, элементы психологической характеристики привели к тому, что "Повесть о Еруслане" распространилась в большом количестве рукописных списков и устных пересказов. С начала XVIII века повесть печаталась и в многочисленных лубочных изданиях, став одной из пер-вых народных книг.
Образ Еруслана использовался многими писателя-ми, среди которых - И. Крылов и А. Пушкин. Появление печатных изданий обусловило неиссякающий интерес к повести новых читателей и слушателей, не случайно даже в конце XIX- начале XX века были записаны различные варианты сказки и даже былина о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Рукмини

Рукмини (др.-инд. rukmini, «золотая», «украшенная золотом»), в индуистской мифологии первая жена Кришны, дочь царя Бхишмаки из страны Видарбха (современный Бирар). По настоянию своего брата Рукмы ...
подробнее

Саошьянт

Саошьянт (авест., причастие будущего времени от глагола «спасать»), в иранской мифологии мессия, эсхатологический спаситель человечества. В иранской традиции устойчиво представление об одном или ...
подробнее

Сосруко

Сосруко, герой адыгского нартского эпоса. Сосруко рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Сатаней. По просьбе Сатаней Тлепш извлёк из камня раскалённого железного ...
подробнее

Енох

Енох, Энох (евр. , истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель», в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства:  1) старший сын Каина, назвавшего его именем город ...
подробнее

Гог и Магог

Гог и Магог , в эсхатологических мифах иудаизма и христианства, а также ислама (см. Йаджудж и Маджудж), воинственные антагонисты «народа божьего», которые придут «в последние времена» с севера или ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru