Еруслан
Лазаревич - Герой древнерусской сказочной повести и фольклора.
"Повесть о Еруслане Лазаревиче" известна на Руси с начала XVII века.
Вероятно, она возникла как запись одного из устных пересказов неизвестного
нам тюркского дастана, повествующего о подвигах богатыря Рустама.
На эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается
с тюркским прозвищем Рустама - Арслан (лев), а имя его отца
- Залазарь - с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля).
Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте проявились
богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что ребенок
причиняет увечья своим сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле".
Там Еруслан знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает богатырского
коня
и вооружение. Затем он отправляется "гуляти-казаковати".
Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец захвачен в плен врагом
и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает
богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных
дев-птиц, которые переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с
чудесной головой великана-богатыря.
От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить
Огненного
царя.
Следуя советам головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного
царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив своих отца и дядю с помощью
печени противника, Еруслан женится на спасенной им
от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется
в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая краше всех на
земле.
Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве
на много лет. Тем временем в "индейском царстве" у него подрастает сын,
Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время
поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает
бой и вместе с сыном возвращается к своей жене.
Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя, обилие ярких
и красочных описаний, элементы психологической характеристики привели к
тому, что "Повесть о Еруслане" распространилась в большом количестве рукописных
списков и устных пересказов. С начала XVIII века повесть печаталась и в
многочисленных лубочных изданиях, став одной из пер-вых народных книг.
Образ Еруслана использовался многими писателя-ми, среди которых - И.
Крылов и А. Пушкин. Появление печатных изданий обусловило неиссякающий
интерес к повести новых читателей и слушателей, не случайно даже в конце
XIX- начале XX века были записаны различные варианты сказки и даже былина
о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами.
Отзывы
Читайте также:
Бастварай
БАСТВАРАЙ, в иранской мифологии (в «Авесте») сын Зариварая, в эпосе на среднеперсидском — Баствар (Бастур, Настур), сын Зарера. Когда после гибели Зарера в бою Виштасп (см... подробнее
Паллант
Паллант, Паллас, в греческой мифологии:
1) младший сын афинского царя Пандиона,
брат Эгея и дядя Тесея,
который и убил его.
2) сын титана Крия
и Эврибии, брат Астрея и Перса. От брака ... подробнее
Стентор
Стентор в греческой мифологии (в «Илиаде») греческий воин, способный
кричать столь же громко, как кричат одновременно 50 человек (Нот.
II. V 785-786).
подробнее
Келей
Келей, в греческой мифологии элевсинский царь, автохтон (рождённый
землёй), супруг Метаниры. У Келея было четыре дочери, которые повстречались
с Деметрой во время её
поисков похищенной Аидом ... подробнее
Этеокл
Этеокл,
в греческой мифологии сын Эдипа и
Иокасты,
брат Полиника и Антигоны.
Изгнав из Фив Полиника, который после этого организовал поход семерых
против Фив с целью вернуть себе царский ... подробнее