Еруслан
Лазаревич - Герой древнерусской сказочной повести и фольклора.
"Повесть о Еруслане Лазаревиче" известна на Руси с начала XVII века.
Вероятно, она возникла как запись одного из устных пересказов неизвестного
нам тюркского дастана, повествующего о подвигах богатыря Рустама.
На эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается
с тюркским прозвищем Рустама - Арслан (лев), а имя его отца
- Залазарь - с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля).
Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте проявились
богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что ребенок
причиняет увечья своим сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле".
Там Еруслан знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает богатырского
коня
и вооружение. Затем он отправляется "гуляти-казаковати".
Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец захвачен в плен врагом
и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает
богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных
дев-птиц, которые переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с
чудесной головой великана-богатыря.
От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить
Огненного
царя.
Следуя советам головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного
царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив своих отца и дядю с помощью
печени противника, Еруслан женится на спасенной им
от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется
в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая краше всех на
земле.
Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве
на много лет. Тем временем в "индейском царстве" у него подрастает сын,
Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время
поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает
бой и вместе с сыном возвращается к своей жене.
Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя, обилие ярких
и красочных описаний, элементы психологической характеристики привели к
тому, что "Повесть о Еруслане" распространилась в большом количестве рукописных
списков и устных пересказов. С начала XVIII века повесть печаталась и в
многочисленных лубочных изданиях, став одной из пер-вых народных книг.
Образ Еруслана использовался многими писателя-ми, среди которых - И.
Крылов и А. Пушкин. Появление печатных изданий обусловило неиссякающий
интерес к повести новых читателей и слушателей, не случайно даже в конце
XIX- начале XX века были записаны различные варианты сказки и даже былина
о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами.
Отзывы
Читайте также:
Ева
Ева,
Хавва (евр. Hawwa), согласно иудаистическим, христианским и мусульманским
религиозно-мифологическим представлениям, жена Адама,
первая женщина и праматерь рода человеческого. Имя Ева ... подробнее
Фрасимед
Фрасимед - в греческой мифологии сын Нестора,
прибывший вместе с отцом и братом Антилохом
под Трою. Он командует 15 кораблями
и принимает участие во многих битвах (Нот. П. XIV 10-11;
XVI ... подробнее
Гумиры
Гумиры, в осетинской мифологии великаны;
представлялись грубыми сильными. В нартском эпосе выступают как уаиги,
которые постоянно враждуют с нартами.
подробнее
Латин
Латин (Latinus), в римской мифологии сын Фавна
и Марики, царь Лаврента (Liv. I 1), или, по греческой версии, сын Одиссея
(или Телемаха) и Кирки,
муж Аматы, отец Лавинии;
эпоним латинян, якобы ... подробнее
Дирка
Дирка. в греческой мифологии жена фиванского
царя Лика, притеснявшая Антиопу,
возлюбленную Зевса. Когда
сыновья Антиопы Зет и Амфион,
рождённые ею от Зевса, выросли и захватили Фивы, они, ... подробнее