Еруслан Лазаревич

Источник: http://myfhology.narod.ru

Еруслан Лазаревич - Герой древнерусской сказочной повести и фольклора.
"Повесть о Еруслане Лазаревиче" известна на Руси с начала XVII века. Вероятно, она возникла как запись одного из устных пересказов неизвестного нам тюркского дастана, повествующего о подвигах богатыря Рустама. На эту связь указывают многие особенности повести. Имя главного героя связывается с тюркским прозвищем Рустама - Арслан (лев), а имя его отца - Залазарь - с именем отца Рустама Заль-Зера (седого Заля).
Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте проявились богатырские качества Еруслана: он побеждает во всех играх. Узнав, что ребенок причиняет увечья своим сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле". Там Еруслан знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает богатырского коня и вооружение. Затем он отправляется "гуляти-казаковати".
Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец захвачен в плен врагом и ослеплен. Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он побеждает богатырей-соперников, сражается со сказочными чудовищами, встречает загадочных дев-птиц, которые переносят его в волшебную страну. Там он знакомится с чудесной головой великана-богатыря. От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить Огненного царя.
Следуя советам головы, Еруслан хитростью добывает меч и, обманув Огненного царя, отрубает ему голову. Освободив и исцелив своих отца и дядю с помощью печени противника, Еруслан женится на спасенной им
от змея царевне. Но сразу после свадьбы он покидает жену и отправляется в Солнечный город, чтобы познакомиться с царицей, которая краше всех на земле.
Красота царевны покоряет Еруслана, и он остается в девичьем царстве на много лет. Тем временем в "индейском царстве" у него подрастает сын, Еруслан Ерусланович, который однажды отправляется на поиски отца. Во время поединка Еруслан узнает сына по подаренному его матери кольцу. Он прекращает бой и вместе с сыном возвращается к своей жене.
Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя, обилие ярких и красочных описаний, элементы психологической характеристики привели к тому, что "Повесть о Еруслане" распространилась в большом количестве рукописных списков и устных пересказов. С начала XVIII века повесть печаталась и в многочисленных лубочных изданиях, став одной из пер-вых народных книг.
Образ Еруслана использовался многими писателя-ми, среди которых - И. Крылов и А. Пушкин. Появление печатных изданий обусловило неиссякающий интерес к повести новых читателей и слушателей, не случайно даже в конце XIX- начале XX века были записаны различные варианты сказки и даже былина о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими фольклорными персонажами.

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Юдифь

   Юдифь, Иудифь (греч. ), в ветхозаветной апокрифической традиции благочестивая вдова, спасающая свой город от нашествия ассирийцев; главный персонаж Книги Юдифи. Когда полководец ассирийского ...
подробнее

Агамед

                Агамед - в греческой мифологии беотийский герой, сын орхоменского царя Эргина, знаменитый строитель, соорудивший вместе с братом Трофонием Дельфийский храм, святилище ...
подробнее

Сань Мао

      Сань Мао («трое Мао»), Сань-Мао-цзюнь («три государя Мао»), в поздней китайской народной мифологии братья по фамилии Мао - Ин, Гу и Чжун, популярные святые даосского толка. По преданию, они ...
подробнее

Сагара

Сагара (др.-инд. Sagara), в индуистской мифологии царь Солнечной династии. Одна из жён Сагары Кешини родила ему сына Асаманджу; другая, Сумати, родила огромную тыкву, 60 000 семян которой Сагара ...
подробнее

Икшваку

Икшваку (др.-инд. Iksvaku), в древнеиндийской мифологии царь, живший в начале третаюги (см. Юга). Будучи старшим сыном Ману Вайвасваты, Икшваку появился на свет из его ноздри, когда тот чихнул ...
подробнее
добавить в избранное
© 2010 mythologys.ru